В Украине будут проверять все подозрительные банковские операции: кто попадет под надзор

В Украине будут проверять все подозрительные банковские операции: кто попадет под надзор

17 апреля, в медиацентре Информатор адвокат, управляющий партнер адвокатской фирмы ПАКС Станислав Лифлянчик рассказал о том, что нам несет закон «О противодействии легализации доходов и финансированию терроризма», который вступает в силу с 28 апреля.

Какие изменения предполагаются этим законом

По словам Станислава Лифлянчика, самое кардинальное изменение, которое предусмотрено этим законом, - расширение перечня лиц, относящихся к субъектам первичного финансового мониторинга.

«Если ранее эти были только банки и прочие финансовые организации, то теперь к ним добавили такие лица, как:

  • аудиторы;
  • бухгалтеры, предоставляющие услуги на аутсорсинге;
  • адвокатские бюро и объединения, адвокаты, осуществляющие индивидуальную практику;
  • нотариусы;
  • субъекты хозяйствования, предоставляющие юридические услуги, лица, осуществляющие управление юридическими лицами,
  • посредники по купле-продаже недвижимости и консультанты по такой купле-продаже;
  • субъекты, осуществляющие продажу драгоценных металлов и камней и изделий из них за наличный расчет;
  • субъекты осуществляющие услуги в сфере лотереи и азартных игр;
  • поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов,
  • другие юридические лица, которые по статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют финансовые услуги.

То есть, к субъектам первичного финансового мониторинга были отнесены практически все юридические лица, осуществляющие услуги в сферах обслуживания бизнеса, банковских переводов, риэлторской деятельности и так далее.

Что же при этом будут мониторить?

У адвокатских бюро и просто адвокатов будут мониторить все, что связано с куплей-продажей корпоративных прав, при поступлении на их счета 400 и более тысяч гривен. Для лотерейщиков эта сумма - 30 и более тысяч гривен.

Риэлторов будут мониторить по каждой сделке купли-продажи недвижимости или консультативной услуге в этой сфере.

Если окажется, что ваш клиент внесен в список террористов, то вам будет выписан штраф от 10000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 тысяч гривен) и далее аж до 100 тысяч необлагаемых налогом минимумов.

Также у меня вызывает определенное опасение финконтроль, который будет осуществляться нотариусами. То есть, как осуществлять этот финконтроль?

После 28 апреля все выше перечисленные категории лиц должны зарегистрироваться в Минюсте, а если мы этого не сделаем, то попадем на штраф.

Теперь каждая фирма, подпадающая под действие этого закона, должна завести себе сотрудника, который наравне с директором будет осуществлять финконтроль на этом предприятии с правом доступа к любым документам фирмы. Он будет нести ответственность за всю информацию финансового плана, предоставляемую данным предприятием, относительно средств, полученных незаконным путем или финансированием терроризма. Грубо говоря, теперь каждое такое предприятие должно завести сотрудника, который будет «стучать» на предприятие в Минюст или Нацбанк», - пояснил Станислав Лифлянчик.

В чем будет заключаться финансовый мониторинг

«Допустим, ко мне, как адвокату, приходит клиент - юридическое лицо, у которого есть учредители и конечный бенефициар. Я, прежде чем предоставить ему какую-либо услугу, должен провести надлежащую проверку его финансов, из которых он будет оплачивать мои услуги. Что такое «надлежащая проверка» и что такое «ненадлежащая проверка» понять сложно.

Для этой проверки мне нужно установить всех собственников предприятия и получить их полные анкетные данные. Также нужно установить всех бенефициаров этого юридического лица. Казалось бы, ничего сложного - все это есть в реестре юридических лиц Украины. Но в законе есть маленькая ремарочка: «Субъект первичного финансового мониторинга при установлении конечного бенефициара не должен руководствоваться только Единым государственным реестром юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований Украины. Субъект первичного финансового мониторинга при установлении конечного бенефициара должен использовать также и «риск-ориентированный подход». Что такое «риск-ориентированный подход» я не смог найти вообще нигде.

Одно дело, когда такую проверку проводит банк, у которого есть целая служба безопасности, укомплектованная обычно бывшими сотрудниками правоохранительных органов. Совсем другое дело - обычный адвокат, который ранее в правоохранительных органах не служил.

Ну, допустим, обнаружил я конечного бенефициара, который не указан в Реестре юрлиц. И более того, его деньги являются «грязными», тогда я должен отказать клиенту в предоставлении ему услуги, либо порекомендовать ему не обращаться с заявкой на предоставление такой услуги, если она связана с продажей каких-то корпоративных прав. Иначе на меня наложат штраф от 10 до 20 тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан просто за то, что я не провел «надлежащую проверку с использование риск-ориентированного подхода».

Я понимаю, что примерно за год мы получим определенную судебную практику, которая сможет дать разъяснения, используя аналогии права, где проходит черта между «можно и нельзя».

Еще есть клиенты, попадающие в категорию «политически значимых лиц». По этому закону, мы от таких должны вообще шарахаться, как черт от ладана, поскольку придется проверить всех его родственников, друзей и товарищей по партии относительно того, нет ли среди них «террористов».

Кроме того, субъекты первичного финансового мониторинга должны иметь «надлежащую систему управления рисками». Что это такое - непонятно и не разъяснено нигде», - рассказал Станислав Лифлянчик.

К чему надо готовиться

«Если Верховная Рада не продлит срок вступления в силу этого закона после 28 апреля, нам нужно будет встать на учет в Минюсте. Во-вторых, нужно будет разработать анкету, похожую на ту, что мы заполняем при открытии счета в банке, чтобы клиент перед заключением с ним договора он предоставил бы нам максимум информации. Потом надо будет делать копии его паспорта и ИНН, на которых он распишется, что копии верны. А потом взять время на осуществление соответствующей проверки.

Рекомендую все эти шаги распечатывать на бумаге, чтобы если потом придется обращаться в суд, вы могли суду эти документы предоставить.

Особенно обращаю на этот закон внимание риэлторов, которые на сегодняшний день законодательно никак не урегулированы. Обязательно становитесь на учет и очень внимательно относитесь к тем сделкам, которые вы заключаете. Тем более, если проводите сделку с иностранцем, который может оказаться в «черных» списках террористов.

Но хуже то, что никаких государственных баз лиц, способствующим террористам, в стране пока нет, и выкручиваться нам придется как-то самим.

Я понимаю, что этот закон предназначен в первую очередь для контроля средств наших олигархов, которые вроде бы как и украинцы, но умудряются как-то участвовать финансово и в военных действиях на востоке Украины и в мире. И если такое будет доказано, чтобы они в Украине не могли заключить никаких сделок. Но почему это выяснять придется нам, а не правоохранительным органам?

Более того, есть такие понятия, как адвокатская и нотариальная тайна. Этот закон говорит, что мы их открывать проверяющим лицам должны, а другие действующие законы говорят, что нет. Так что нам делать?», - говорит Станислав Лифлянчик.

Алексей Логинов

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.