Насколько законны карантинные запреты от местных властей в Украине: что говорят суды

Насколько законны карантинные запреты от местных властей в Украине: что говорят суды

Пока правительство усиливает борьбу с коронавирусом, а Кабинет министров принимает постановления, на местах, вдохновленные возможностью закрутить гайки всем и каждому, городские комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности также принимают свои решения. Информатор Деньги заинтересовался, насколько законны решения местных комиссий по ТЭБ и ЧС и какой орган в действительности должен принимать регулировать жизнь города во время карантина.

Крупный и средний бизнес, мелкие предприниматели, да и просто обычные люди сейчас оказались поставлены на грань выживания – транспорт по спецпропускам, передвижения по городу ограничены, торговые точки закрыты. С одной стороны, угроза распространения заболевания, по мнению ВОЗ, довольно серьезна – в мире объявлена пандемия, но с другой, - перспектива остаться без куска хлеба уже через пару недель карантина для многих семей это не просто слова, а суровая реальность.

Насколько правомочны решения на местах по ужесточению карантинных мер, и каковы могут быть последствия по их не соблюдению.

17 марта 2020 был принят Закон Украины № 530-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)», которым Кодекс Украины об административных правонарушениях (КоАП) дополнен статьей 44-3 (нарушение правил карантина людей).

Статья 44-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУпАП) предусматривает ответственность за нарушение правил карантина людей, санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемических правил и норм, предусмотренных ЗУ «О защите населения от инфекционных болезней», другими актами законодательства, а также решений органов местного самоуправления по вопросам борьбы с инфекционным заболеваниями.

Приведенные нарушения влекут за собой наложение штрафа на граждан от одной до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от двух до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан. Если говорить о реальных цифрах, то это составит от 17 000 грн. до 170 000 грн.

Могут ли решения городских комиссий по вопросам техногенно-экологической безопасности считаться решениями органа местного самоуправления, за нарушение которых вас могут оштрафовать?

Чтобы разобраться и найти ответ, обратимся к судебной практике. Ведь при составлении протокола об административном правонарушении, принимать решение будет судебный орган. А вот Фемида, оказывается, уже сталкивалась с подобными делами и знает ответ.

Вот что говорится в Постановлении Сумского районного суда Сумской области от 31 марта 2020 года.

26 марта в Сумской районный суд Сумской области поступил материал о привлечении некой гражданки N к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 44-3 КУпАП. Гражданка N торговала мясом на стихийном рынке, чем нарушила пункт 1.6 Постановления 5 Внеочередного заседания Сумской областной комиссии по вопросам технологической безопасности и чрезвычайных ситуаций.

На что суд принял следующее решение:  «Должностное лицо, которое составляло указанный выше протокол об административном правонарушении, несмотря на бланкетную норму этого закона вопреки требованиям КУпАП указано, что личность N нарушила требования пункта 1.6 постановления 5 внеочередного заседания Сумской областной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций.

Но, согласно положениям ч. 1 ст. 44-3 КоАП, административная ответственность наступает за нарушение правил карантина людей, санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемических правил и норм, предусмотренных Законом Украины «О защите населения от инфекционных болезней», другими актами законодательства, а также решений органов местного самоуправления по вопросам борьбы с инфекционными болезнями.

Дело в отношении торговки мясом суд закрыл, потому что Сумская областная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций не является органом местного самоуправления, ее решения носят рекомендательный характер и не являются обязательными для их рассмотрения гражданами».

Информатор приходит к выводу, что решения местных комиссий по ТЭБ и ЧС должны затем  рассматриваться на заседании исполкомов этих городов и уже этими органами самоуправления внедряться в жизнь. Поэтому стоит заглянуть на сайты городских администраций и ознакомиться с последними решениями городских исполкомов. Возможно, вам никто ничего не запрещал, а просто рекомендовал.

Интересно, что представители Фемиды не нашли состава админнарушений в Заречном суде, а также в Полтавском районном суде Полтавской области. А вот предприниматель из Одессы пошел дальше и подал в суд на Кабинет министров Украины за нарушение его конституционного права на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.

Юлия Карч

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.