Эпопея в Раде продолжается: что несет украинцам спорный законопроект о рынке земли

Эпопея в Раде продолжается: что несет украинцам спорный законопроект о рынке земли

18 февраля Верховная Рада продолжит разбираться с законопроектом о рынке земли в Украине. При этом мнения украинцев по этому вопросу разошлись. По последним социсследованиям Центра Разумкова, лишь 20% опрошенных проголосовали бы за введение рынка земли и снятии моратория.

Нет единой позиции и в парламенте. На позапрошлой неделе монобольшинство попыталось в привычном ему «турборежиме» протолкнуть законопроект №2178-10 об обороте сельхозземли и принять его во втором чтении. Глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия уверял, что необходимое количество голосов для этого в фракции «Слуга народа» имеется и предрекал «земельную ночь», во время которой депутаты рассмотрят все 4018 правок и таки примут закон в целом. Президент Владимир Зеленский перед началом заседания также приехал на разговор со своей фракцией с попыткой убедить депутатов голосовать правильно, но что-то пошло не так. Из всех правок к законопроекту, принятому в первом чтении, было рассмотрено только 418, и «земельная ночь» рискует перерасти в «земельный месяц», а то и несколько.

Что изменилось в законопроекте ко второму чтению

Запрет на покупку и продажу земель всех форм собственности должен быть снят 1 октября 2020 года. Максимальный размер земли, который можно купить «в одни руки» составляет 10 тыс. гектар. Что касается цены, то до 2030 года будет установлена минимальная стартовая цена на уровне не ниже нормативной денежной оценки (НДО). Расчет за землю должен происходить в безналичной форме.

Ранее предлагалось разрешить иностранцам покупать землю с 1 января 2024. А тем, иностранным компаниям, которые арендуют земли более трех лет – позволить купить ее с 1 октября 2020. Теперь покупка иностранными гражданами запрещена до проведения референдума. То есть, еще неопределенное количество лет. Но даже если всенародный референдум даст добро, то иностранцу будет запрещено покупать землю, которая находится ближе 50 км от государственной границы.

Не смогут покупать земли:

- Граждане или компании, конечными бенефициарами которых являются граждане Российской Федерации.

- Люди, которые входят или входили в террористические организации.

- Юрлица, среди акционеров которых есть иностранные государства.

- Компании, владельцев которых нельзя установить или они зарегистрированы в офшорных зонах.

Покупать землю могут:

  • Граждане Украины.
  • Территориальные общины.
  • Государство Украина.
  • Юридические лица Украины.

В целом, законопроект и поправки к нему содержат как положительные, так и негативные изменения. «Принятие этого закона  поменяет абсолютно всю структуру сельскохозяйственного  производства и развития  сельской местности»,  – уверен Алекс Лисситса, президент УКАБ (Украинский клуб аграрного бизнеса): «Во-первых, мы получим мощный инвестиционный ресурс  для развития отрасли, во вторых, у нас появятся возможности развивать новые направления по улучшению эффективности и продуктивности в сельском хозяйстве, например, имея землю в собственности, сельхозпроизводители  смогут вкладывать деньги в долгосрочные проекты, такие как плодоовощеводство или же орошение, которые на  сегодняшний день не рентабельны  и не интересны. И конечно же, произойдет «отбеливание» отрасли, ведь не является большим секретом, что в силу отсутствия рынка земли в сельском хозяйстве около 40% оборота является теневым или «серым». Поэтому считаю, что принятие закона о рынке земли станет революционным толчком для всего агросектора Украины» - считает Лисситса.

Президент УКАБ считает, что рынок земли позволит "отбелить" аграрную отрасль
Президент УКАБ считает, что рынок земли позволит "отбелить" аграрную отрасль

Украина – одна из немногих стран, где запрещена покупка и продажа сельскохозяйственной земли. Кроме Украины, продажа земли запрещена в Венесуэле, Северной Корее, Конго, Таджикистане и на Кубе. Леонид Козаченко, президент Украинской аграрной конфедерации, председатель Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины также за снятие моратория с продажи  земли сельскохозяйственного назначения, но делать это  нужно, хорошо взвесив все «за» и «против»: «Закон нужно принимать  не так радикально, как сейчас предлагают. Ведь самой большой проблемой сегодня есть то, что фермеры, которые сейчас обрабатывают землю,  арендуя ее, не имеют финансовых ресурсов для того, чтобы ее купить. Только 7-8% средних и малых фермерских хозяйств смогут купить землю, используя механизмы банковского кредитования. которые предлагает государство. Но даже купив эти земли, остается много вопросов, как возвращать эти деньги, ведь в бюджете средства для частичной компенсации стоимости процента за кредит, заложены только на этот год, что же будет в следующем году – перспективы пока туманно размыты, и это не может не настораживать. И есть не безосновательные опасения, что земля перейдет в руки больших латифундистов, а малый сельхозпроизводитель останется ни с чем».

Максимальный размер земли, который можно купить «в одни руки» – не более 10 тысяч гектар. Ранее были ограничения, которые не позволяли купить более 35% территории ОТГ, 8% области и 0,5% страны, то есть – 213 тысяч гектар.  Теперь они сняты.

И тут возникает неоднозначная ситуация. Есть ОТГ, в которых крупные агрокомпании арендуют больше 35% территории. Это порождает монополию. А холдинг становится второй властью. С другой стороны, есть ОТГ с площадью 10-20 тыс. га. И может получиться так, что одному владельцу может принадлежать все. Но Алекс Лисситса считает, что такие опасения безосновательны: «Я думаю, что возможности купить землю будут в первую очередь у тех, кто эту землю обрабатывает – как у маленьких, так и больших фермерских хозяйств. Большие агрохолдинги сегодня и так по уши в кредитах, и массово скупать землю они просто не смогу через отсутствие средств. Что касается маленьких хозяйств – я думаю, что программа помощи от государства будет в эффективно осуществляться в ближайшие годы, потому что все прекрасно понимают, что помощь мелкотоварному производителю – это, в том числе, и политический инструмент для достижения своих определенных целей. И еще один момент - сегодня банковское кредитование переживает очередной бум, а это означает, что можно будет взять кредит под 12-13% в национальной валюте.  Поэтому я считаю, что земельная реформа не даст каких-то негативных последствий для развития мелкотоварного производства».

Эпопея в Раде продолжается: что несет украинцам спорный законопроект о рынке земли 2

На сегодняшний день цена на украинскую землю сегодня составляет от 1 – 1,5 тысячи долларов за гектар. Это самая низкая цена среди всех стран Евросоюза. «Если средняя цена за гектар земли в ЕС составляла 4720 долларов в прошлом году, а в некоторых странах и больше 20 тыс., то, сравнивая качество земли в Украине и обеспечении потребности во влаге, у нас она должна стоять не менее 20 тыс. долларов за гектар. По расчетам экспертов, если рынок будет открыт и при этом будет прозрачным, то ежегодно стоимость земли будет подниматься не менее чем на 25 %. Если же рынок будет оставаться полулегальным, то стоимость может даже снизиться» - считает президент УАК Леонид Козаченко.

Часть первая статьи 14 предусматривает, что земля является основным национальным богатством и находится под особой охраной государства. Часть вторая статьи 14 гарантирует право собственности на землю и предусматривает, что это право может приобретаться и реализоваться гражданами, юридическими лицами и государством в соответствии с законом.  Статья 41 Конституции предусматривает, что «каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности…Никто не может быть противоправно лишен права собственности. Право частной собственности является нерушимым …»

Народный депутат Украины 8-го созыва, глава ВО «Рух вільних селян» Аркадий Корнацкий говорит, что на сегодняшний день де факто никакого моратория не существует, потому что то, что уже 18 лет называется мораторием, явно противоречит конституции Украины. Цена же на землю давным-давно сложилась, и составляет от 500 до 1000 долларов за гектар в зависимости от региона, погодно-климатических условий, плодородия почвы. Конечно, это очень заниженная цена, и владельцам земельных паев ее продавать не выгодно. Поэтому Корнацкий предлагал свой вариант продажи земли в части ее стоимости (к которому, к сожалению, не прислушались): «Было бы справедливо, чтобы в законе об обороте сельхозземель была прописана норма, по которой владелец продает свою землю по минимальной цене, но одновременно получает право на пожизненную ренту. То есть, условно говоря, человек продает землю по цене 1000 долларов за гектар, но, кроме этого, каждый год, так же, как и по договору аренды, новый владелец земельного надела выплачивает ему ренту в размере аренды. Тогда стоимость земли была бы совершенно другой. Нужно создать такие условия, чтобы крестьянин, продав свою землю, в последствии не оказался без куска хлеба», – настаивает Аркадий Корнацкий.

«В законопроекте №2178-10 цена на землю не заложена, но существует такое понятие, как нормативно-денежная оценка, заложенная государством. Если же мы хотим получать более высокую цену за землю, тогда рынок должен быть конкурентным, а для этого нужно допустить на земельный рынок и иностранцев. Поскольку законопроект об обороте земли запрещает иностранцам покупать украинскую землю, то в ближайшие 2-3 года стоимость земли и будет колебаться от 1 до 3 тыс. долларов, в зависимости от региона, качества земли, логистики и других факторов» - считает президент УКАБ Алекс Лисситса.

Вопрос допуска иностранцев к украинскому земельному рынку – самый противоречивый в рассматриваемом законопроекте. Президент Украины Владимир Зеленский пообещал, что смогут или нет покупать иностранцы украинскую землю, зависит только от воли народа путем проведения по данному вопросу референдума. Но проблема в том, что в Украине на сегодняшний момент даже не принят закон ни о местных, ни о всеукраинских референдумах, и подобные заявления – популизм чистой воды, считает Игорь Когут, директор программы USAID Рада, экс-глава совета Лаборатории законодательных инициатив: «Если говорить о возможности проведения Всеукраинского референдума по поводу использования земли и возможности ее продажи -  окей,  это действительно вопрос референдума. Если же выносить на референдум только вопрос продажи земли иностранцам, то мне кажется, что это манипулятивная декларация всего процесса земельной реформы. Конечно, речь должна идти о том, чтобы земля оставалась в собственности украинского народа, как это предусмотрено Конституцией Украины. Но все-таки, в Украине должен быть свободный рынок земли. Это очень важный фактор изменения страны, ментальности людей, изменения реформ во всех сферах жизни».

Кстати, пока депутаты не закончат с земельным вопросом, они не смогут приступить к рассмотрению других важных законопроектов. Поэтому многие эксперты утверждают, что законопроект №2178-10 «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно условий обращения земель сельскохозяйственного назначения» так и не буде принят в целом, и вопрос снятия моратория с продажи земли сельскохозяйственного назначения снова может быть отложен в долгий ящик.

Ярина Лазько

 

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.