Днепр

В Днепре юрист пояснила, как защитить свои права при покупках в интернет-магазинах

13 февраля в медиацентре «Информатор» юрист Анастасия Юхименко рассказала, как вернуть или заменить товар, купленный в интернет-магазине, куда обращаться, если продавец отказывается вернуть деньги, и каким способом безопаснее оплачивать товары.

Какая информация должна быть на сайте интернет-магазина

«Перед тем как заказать товар на сайте интернет-магазина, обязательно нужно проверить следующую информацию: полное наименование продавца, его местонахождение, порядок подачи претензий в случае, если какие-то условия договора выполнены ненадлежащим образом или вообще не выполнены, – говорит Анастасия Юхименко, заместитель начальника отдела правопросветительства и оказания бесплатной правовой помощи Днепровского местного центра по оказанию вторичной правовой помощи.

Если такой информации нет, то это должно насторожить покупателя, поскольку Законом Украины «О защите прав потребителей» прямо предусмотрено, что перед осуществлением дистанционной продажи товара покупателю нужно сообщить такую информацию. Кроме этого, перед покупкой определенного товара покупатель имеет право получить полную и достоверную информацию о товаре, его цене, оплате услуги или товара, способе доставки и порядке расторжения договора».

Как заключается договор с интернет-магазином

По словам юриста, разница между покупкой товара в обычном магазине и интернет-магазине не очень большая. «Такие отношения регулируются законом «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом Украины. Согласно закону, договор, который заключается с интернет-магазином, заключается между продавцом и покупателем с помощью средств дистанционной связи.

В свою очередь, согласно Гражданскому кодексу Украины, такой договор считается заключенным письменно, если в любом документе, в том числе электронном, есть информация о подтверждении. Таким образом, если продавец подтверждает принятие заказа, а покупатель подтверждает средствами телефонной связи, почтой или SMS-сообщением тот факт, что у него есть намерение купить товар, или же он непосредственно оплачивает товар, то такой договор считается заключенным».

Как вернуть или заменить товар, купленный в интернет-магазине

«Согласно закону «О защите прав потребителей», мы как покупатели имеем право на возврат или обмен товара надлежащего или ненадлежащего качества. Если это товар надлежащего качества, то мы имеем право обменять его в том случае, если он нам не подошел по фасону, цвету или по каким-либо другим качественным показателям. Однако такой обмен или возврат осуществляется в том случае, если товар надлежащего качества сохранил свои свойства, ярлыки, упаковку и товарный вид. Для этого нужно сохранить сам товар и документ, подтверждающий факт оплаты, – отметила Анастасия Юхименко.

Если мы говорим о товаре ненадлежащего качества, то нужно предъявить самому продавцу товар, документ, подтверждающий факт оплаты (чек, скриншот или выписка по карте) и упаковку, в которой доставлялся товар. Срок, в течение которого можно осуществить обмен или возврат, составляет 14 дней, не учитывая сам день покупки.

Мы можем обменять товар на аналогичный или вернуть уплаченные деньги. Возврат денег осуществляется в момент возврата товара или, если у магазина нет финансовой возможности прямо сейчас вернуть вам деньги, осуществить возврат денег в течение 7 дней с момента получения продавцом товара. Деньги возвращаются в том виде, в котором вы осуществляли оплату. Если мы говорим об интернет-магазине, то в большинстве случаев это происходит путем перевода денег на банковскую карту».

Что делать если продавец отказывается обменять товар

«В первую очередь мы рекомендуем письменно обращаться к продавцу с претензией о возврате денег или обмене товара, – советует юрист. – При оформлении претензии стоит учитывать основные положения Закона «Об обращениях граждан»: нужно указать ФИО покупателя, место фактического проживания, телефон и электронную почту, чтобы продавец мог с нами связаться. Такая претензия отправляется почтой, рекомендованным письмом с отметкой о вручении или лично. Если мы не получили ответ от продавца, что случается довольно часто, то нужно обращаться в Госпотребслужбу с письменным заявлением касательно непредоставления ответа продавцом на претензию.

Вы можете обратиться в территориальное отделение Госпотребслужбы или отправить соответствующее заявление средствами электронной связи. Такие контакты можно найти на сайте Госпотребслужбы. К заявлению желательно прикрепить документы, которые подтверждают факт оплаты товара и факт заключения договора, т.е. скриншоты переписки, SMS и любые другие сообщения, которые свидетельствуют о том, что договор между покупателем и продавцом заключался. Также стоит предоставить копию той претензии, которую мы отправляли продавцу».

Какие товары не подлежат возврату или обмену

Постановлением Кабинета Министров 1994 года, определен точный перечень товаров, которые не подлежат обмену или возврату. «В этот список вошли все продовольственные товары (еда, напитки, детское питание, медикаменты) и непродовольственные товары, например, носки, нательное или постельное белье, парфюмы, ювелирные изделия», – заявила Анастасия Юхименко.

Как защитить себя при покупке товаров в интернет-магазине

«Во-первых, внимательно проверяйте, у кого вы покупаете: является ли продавец физическим лицом-предпринимателем, юридическим лицом или это просто группа в Вайбере или любом другом мессенджере (например, «Товары из Европы»). Для этого воспользуйтесь Единым государственным реестром юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований. С помощью ФИО вы можете проверить, действительно ли этот субъект является субъектом хозяйствования и платит налоги, – подчеркнула юрист.

Во-вторых, максимально узнайте всю информацию о товаре: прочитайте характеристику продукта и из чего он сделан. Узнайте все об условиях договора: каким образом можно досрочно разорвать договор, как осуществляется оплата, доставка, возврат и что подлежит возврату.

Третий совет касается способа оплаты товара. Можно пользоваться послеоплатой, т.е. получить товар в почтовом отделении, проверить его на качество и соответствие всем требованиям, которые были изложены на сайте интернет-магазина. После этого вы просто передаете деньги, и путем почтового перевода продавец получит деньги за товар.

Я бы не советовала перечислять деньги путем банковского перевода, но поскольку многие именно так и оплачивают товар, я советую обратить внимание на несколько деталей. Любой банк предоставляет возможность указывать назначение платежа. Пользуйтесь этой функцией. Если вы знаете, что покупаете в интернет-магазине, например, свитер своему любимому мужу, напишите в поле назначения платежа «Оплата за товар в виде свитера с пингвинами» и через запятую укажите, для кого эта оплата была совершена (т.е. ФЛП, юридическое лицо или продавец из Инстаграма).

Куда жаловаться на мошенников в интернете

По словам Анастасии Юхименко, в первую очередь нужно обращаться в органы Национальной полиции. «Это может быть районное отделение полиции или Управление по борьбе с киберпреступностью. Доказательством будут любые данные, которые содержат ведомости о том, что договор был заключен (переписка и факт подтверждения оплаты). В каком виде будут предоставлены данные документы (скриншоты или другие формы переписки) уже решат другие инстанции, например, суд, если вы будете обращаться туда по факту установления справедливости, возмещения морального и материального ущерба или возврата денег за покупку определенного товара».

Елена Морозова

загрузка...

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: