В Днепре рассказали, какие нормы меняют в скандальном трудовом кодексе

В Днепре рассказали, какие нормы меняют в скандальном трудовом кодексе

Глава профсоюза горно-обогатительного комбината Игорь Токовенко на пресс-конференции рассказал об особенностях нового законопроекта №2708 от Кабмина Гончарука. Чем грозит документ украинцам в случае его принятия – читайте в Информатор Деньги.

«Проект закона №2708 – это только часть большой трудовой реформы, которая будет ждать граждан Украины на протяжении этого года. Этот проект предусматривает переход на качественно другую парадигму, качественно другие принципы трудовых отношений. Предложенный новым правительством законопроект о труде предусматривает совсем другие принципы отношений, которые можно охарактеризовать как контрактно-мобильную систему. В основу ставятся не отношения между работодателем и работниками в целом, а отношения, договоренности, трудового договора между работодателем и каждым отдельным работником», - рассказывает Игорь Токовенко.

Договора с фиксированным временем

«В то же время предусматривается правительственным проектом расширение оснований для увольнения, а именно их упрощение. По сути, в той редакции, которая сегодня есть, можно увольнять работников формально без указания причин. И также предусмотрено расширение применения трудовых договоров на некий срок, в т.ч. краткосрочных. Предусматривается такая новая для Украины форма договора как трудовой договор с зафиксированным рабочим временем. Такая практика есть в Британии и Северной Америке. В Ирландии эти трудовые договоры запрещены, потому что они считаются антисоциальной формой трудового договора. Там они называются zero hour contract, т.е. работодатель имеет отношения с работником, но не обязан ему предоставлять определенные объемы работы. В каждой ситуации работник не знает, сколько конкретно на этой неделе он будет работать. Это создает некоторую неопределенность для работника и гибкость для работодателя.

В этом варианте кодекс вызвал возмущение в гражданском обществе, среди абсолютного большинства профсоюзных организаций, получил большой резонанс в СМИ. Сегодня, по сути, и в правительстве, и в комитете социальной политики парламента есть понимание, что есть необходимость этот проект изменять. Сначала комитетом социальной политики было принято решение, как этот проект №2708 (правительственный), так и альтернативные проекты оппозиционных политических сил вынести в сессионный зал, но после обсуждения в рабочей группе Верховной Рады, было принято решение о том, что эти проекты пока двигаться не будут. А будет создана отдельная подгруппа, которая разработает новый проект на базе №2708, но этот проект будет уже не правительственным, а поданным от депутатов, членов комитета социальной политики, и он будет иметь большую социальную направленность. Те неолиберальные тенденции, которые есть в правительственном проекте, будут несколько сглажены», - говорит профсоюзный деятель.

Что предлагают независимые профсоюзы

«В существующей редакции законопроекта №2708 очень сложно защитить интересы работника именно в рамках этого закона. Потому, во-первых, нашим профсоюзом горно-металлургического комплекса и объединением независимых профсоюзов авиаработников было подготовлено более 200 правок к этому кодексу. На основе этих правок была разработана таблица, в которую были добавлены правки других профсоюзов, работодателей, институтов. Сейчас эта таблица должна лечь в основу нового законопроекта №2708-д. Если наших поправок будет учтено абсолютное большинство, то проект будет предусматривать возможность отстаивать права трудящегося в судах. Тот проект, который есть сейчас, нарушает целый ряд международных конвенций Международной организации труда, ратифицированных Украиной, и не соответствует директивам ЕС, с которыми наше законодательство должно быть гармонизировано по условиям евроинтеграции.

Комитетом социальной политики было предложено независимым профсоюзам в качестве противодействия широкой сфере полномочий работодателей разработать механизм осуществления конституционного права на страйк. Нашими профсоюзами был разработан законопроект о страйках. Комитет социальной политики настаивал, чтобы было также право работодателей на локаут (страйк со стороны работодателя). Этот проект был разработан. Комитет его внес. Сейчас он рекомендован для включения в повестку дня Верховной Рады. Этот проект дает реальную возможность работникам реализовать право на страйк (сейчас эта процедура очень зарегулирована). Предусматривается, что работники на предприятии или его подразделении собирают подписи большинства работников, сообщают работодателю о своих требованиях. Они должны быть законными и социально-экономическими (повышение зарплаты, сокращение рабочего времени и т.д.). 15 дней ведут с работодателем переговоры. После этого они имеют право остановить работу. Работодатель тоже имеет право остановить работу по некоторым профессиям на 5 дней раньше. Но работодателю запрещается привлекать штрейкбрехеров (лиц, которые работают вместо протестующих работников). Это прогрессивный законопроект, который предусматривает, чтобы работники могли коллективными действиями защищать свои права и отстаивать интересы.

Кодекс дорабатывается, чтобы четко описать в нем право и механизм осуществления права на страйк
Кодекс дорабатывается, чтобы четко описать в нем право и механизм осуществления права на страйк

Сегодня есть ст. 35 в законе «О труде», которая говорит, что работник может быть уволен работодателем фактически без объяснения причин. Это недопустимо, нарушает базовую конвенцию Международной организации труда. В наших правках мы предлагаем, что работодатель должен обозначить причину. Эта причина может быть связана или с квалификацией работника, или с поведением, или с производственной необходимостью. Так написано в конвенции.

По законопроекту правительства работник, если он не защищен профсоюзом, идет в суд и доказывает, что был уволен безосновательно. Если же защищен профсоюзом, то, по нашему проекту, работник идет в профсоюз, который готовит ему консультационный материал, где ищет нарушения. С этим консультативным выводом работник имеет право обратиться в суд. И этот вывод обосновывает его позицию, почему увольнение незаконно.

Кроме того, надо ограничить применение срочных договоров по количеству (до 10% на предприятии) и причинам, когда они используются. Это неопределенность, нестабильность. Чтобы общество было безбедным, необходим приоритет постоянного труда. Это также элемент наших международных обязательств. Когда у человека есть срочный договор на полгода, если человек решит присоединиться к профсоюзу, с ним может быть не продолжен срочный договор без объяснения причин. Если вся занятость становится нестабильной, это ведет к стрессам, психологическим нагрузкам, неврозам.

Законопроект №2708 можно доработать, если те 200 правок, которые подготовили наши профсоюзы, будут приняты. Если он будет доработан надлежащим образом, то по многим параметрам сможет стать даже лучше, чем нынешний закон о труде. Те протесты, которые сегодня есть, оправданы. Там есть, против чего протестовать. Эти нормы нужно привести в соответствие с международными обязательствами и Конституцией Украины, которая говорит о том, что нельзя ухудшать условия труда работников», - утверждает руководитель профсоюза Игорь Токовенко.

Как изменится статус профсоюзов

«Есть законопроект №2681, который тоже рекомендован для внесения в порядок дня в сессионный зал. С одной стороны, он возвращает государству имущество, которое от Советского Союза досталось Федерации профсоюзов Украины (сотни объектов на миллиарды гривен). С другой стороны, там урезаются права и гарантии деятельности профсоюзов. Поэтому позитивно оценить этот законопроект на сегодня невозможно», - считает юрист.

Дмитрий Чернышев

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.