Днепр

Советник премьер-министра Юрий Голик рассказал, что ждет Украину и Днепропетровщину в 2020 году

Долгие годы разные правительства управляли Украиной и не знали, сколько всего населения живет в стране, кто эти люди по образованию, полу и возрасту. Также, те, кто нами управлял, не знал, сколько у страны школ, садиков, домов культуры и больниц. Необходимая инвентаризация показала бы, что есть, а чего нет и нужно достроить. Именно этим в том числе, казалось бы, простым и правильным планированием занимается команда премьер-министра Алексея Гончарука. Что нового ждет страну и Днепропетровщину в 2020 году рассказал советник премьера Юрий Голик.

10 декабря в эфире программы «Васильевский остров» на 11 канале Юрий Голик рассказал о своей книге «Бесконечность не для слабаков», поделился историями, чем занималась команда губернатора Валентина Резниченко и чего ей удалось достичь, рассказал почему сотрудники Днепропетровской ОГА сейчас нарасхват и что ждет нас в новом году.

Что будут строить в следующем году

«Есть вещи, которые нынешнее мое положение позволяет делать для Днепропетровской области, которая стала мне родной. Во-первых, с помощью Кабмина в этом году был продолжен капитальный ремонт трассы Днепр-Кривой Рог. В следующем году, я уверен, будет отремонтирована вся трасса Днепр-Николаев. Это стало возможным, благодаря Кабмину и президенту.

Глава Укравтодора Александр Кубраков, премьер-министр Алексей Гончарук и его советник Юрий Голик на открытии Мариупольской трассы

Строительство трассы на Решетиловку продолжается прямо сейчас. Возобновлены работы на объездной Днепра. Она в трех слоях уже сделана от ул. Запорожской до Аэропортовской. Осталось положить верхний слой и сделать аэропортовскую развязку. Еще нужно дотянуть дорогу от нее до Южного моста. Шансы доделать развязку есть, потому что за это отвечает Укравтодор, который получил нового начальника – Александра Кубракова. Это грамотный, профессиональный человек. Впервые в истории Укравтодора появился шанс, что дороги страны будут сделаны.

У правительства есть амбициозная цель за 4 года сделать все трассы страны. Мы уверены, что это получится. Ведь мы построили очень много дорог внутри населенных пунктов, когда работали в областной администрации. Даже если сравнивать с любой соседней областью, никто и близко не подобрался к нашему результату: есть мы, а потом – все остальные. Этот результат нужно экстраполировать на всю страну. Мы показали очень хороший пример на трассе Запорожье- Мариуполь. Там 200 км, из них 70 км ремонтировали 3 года. Остальные 130 км отремонтировали за 68 дней. То есть можно ж так делать! При этом, скорость не означает потерю качества. Скорость означает уменьшение стоимости, потому что строится быстрее.

Так будут выглядеть украинские дороги совсем скоро

Дорожная отрасль может и станет локомотивом развития экономики страны. Когда мы говорим, что экономика должна расти, то она будет расти, в том числе, за счет дорожной отрасли.

Сейчас в стране нет инфраструктуры. Когда у нас падают мосты, то это значит, что инфраструктура давно «устала». Нет дорог, нет школ, нет больниц, нет садиков, нет стадионов, вообще ничего нет. Прообраз того, что будет происходить в стране, мы 4 года показывали в Днепропетровской областной администрации.

Было интервью президента Владимира Зеленского, и он сказал, что в следующем году начнется масштабное строительство по всей стране: 100 школ, 100 садиков, 100 стадионов. Это то, что делали мы и, по сути, та программа, которую я, в том числе, буду курировать. Мы уверены, что мы просто экстраполируем наш опыт и научим всех делать то, что делали мы. И тогда дети по всей стране будут ходить в нормальные садики и школы. А дети – это самое важное, что есть!

Как «хакнуть» систему госуправления

Когда мы пришли в Днепропетровскую ОГА, мы не стали быть чиновниками по своей сути. У нас большинство команды – это выходцы из бизнеса. И те методы, которые работают в крупных компаниях, мы применяли в госуправлении. В первую очередь – это проектное управление. Потому что любая администрация, любой госорган – это вертикально интегрированная система, где люди в кабинетах не общаются между собой.

Люди, которые «хакнули» систему госуправления: бывший председатель ДнепрОГА Валентин Резниченко и его бывший советник Юрий Голик

Если говорить метафизически, мы в Днепропетровской ОГА снесли стены между кабинетами, людьми и департаментами. Мы из вертикальной структуры областной администрации сделали плоскую горизонтальную. Это то, что сейчас происходит по всей стране.

Существует распространенное заблуждение о том, что все чиновники плохие, а все дорожники строят плохие дороги. Это основано на негативном опыте. На самом деле, среди чиновников огромное количество умных, грамотных людей, которые имеют грамотную позицию. О них мало пишут и мало рассказывают. И, на самом деле, их работа не видна. Любой госорган держится на двух вещах. Первое: личность его главы, в данном случае – Валентина Резниченко. И на тех, кто «таскает рояль», то есть тех, кто делает весь процесс. У нас была уникальная система, когда Резниченко с помощью своей команды доносил понятные импульсы до всех сотрудников областной администрации. И было огромное количество умнейших, классных чиновников, которые в этой бюрократической системе любые идеи доводили до физического воплощения даже во всей этой адской бюрократии.

За 4 года команда губернатора Резниченко увеличила бюджет развития с 600 млн грн до 4,5 млрд грн

После ухода нашей команды ключевые сотрудники уволились практически все. Многие переехали в Киев и, в частности, ко мне обращаются многие областные администрации на предмет того, чтобы эти люди поработали в других ОГА. Каждый делает выбор для себя. На самом деле, 4 года были достаточно энергозатратные. С момент нашего ухода из Днепропетровской ОГА прошло 5 месяцев, и кто-то продолжал работать, а кто-то отдыхал. Сейчас пришло время, подумать над тем, чем заниматься дальше. Кто-то уйдет в бизнес, кто-то вернется на госслужбу, ведь, на самом деле, умных толковых госменеджеров в стране не так много.

О заявлениях нового главы Днепропетровской ОГА и Днепропетровского облсовета

Подробнее о заявлениях нынешнего главы облгосадминистрации Александра Бондаренко можно прочитать тут.

Это та паразитирующая часть системы, которая хорошо выучила анекдот про три конверта. В первом конверте нужно валить все на предшественников. Мы с пониманием к этому относимся. Это традиция. Когда мы пришли в администрацию, мы же не валили все на Корбана, Филатова, Коломойского и Олейника. Мы, наоборот, спрашивали: «А что вы делали? Какой была ваша логика? Какие проекты начинали: что было удачным, что – неудачным? Как вы справлялись?». Мы действительно у них многому научились. Потому что мы нормальные.

Новый стиль в архитектуре и новый подход в планировании. На фото — садик в Обуховке

Мы делали все проекты единой командой с областным советом, который голосовал за все наши предложения. У нас единственная область в стране, у которой программа соцэкономразвития имела под собой экономическое обоснование. И четкое понимание того, как будет каждый год меняться инфраструктура области. По сути, ничего не нужно придумывать. Нужно просто ее продолжать.

С точки зрения завышения стоимости – это не более, чем манипуляция, которая показывает, что люди не разбираются в происходящем. Стоимость работ на объектах не определяет губернатор. Стоимость определяется государственной экспертизой. Расценки в работах, где заказчик – государственный орган, изначально ниже, чем на «рынке». По той причине, что 90% расценок носят ультимативно-нормативный характер. Например, зарплата рабочих в Днепропетровской области определяется решением сессии областного совета на основании распоряжении главы Минрегионстроя. То есть, экскаваторщик будет получать не столько, сколько действительно стоит его работа, а столько, сколько решили на сессии облсовета. Стоимость укладки кафеля в школе определяется не тем, сколько стоит такая работа на рынке, а тем, сколько написано в нормативах. С другой стороны, мы понимаем правила игры, которые сложились в нашем обществе, что каждая следующая приходящая команда должна ругать предыдущую. Вот мы, наверное, были единственным исключением, кто этого не делал.

Новые стадионы начали открывать при команде Резниченко

Все объекты, которые мы запланировали сделать, были расписаны до конца 2020 года. Уже 5 месяцев потеряли, пока придумывали причины, почему они этого делать не будут. А если хотят строить другие – ок, пускай строят другие. На самом деле в области никто никогда не строил. С 1991 по 2016 год ни один детский садик не был построен, а мы их 67 открыли. Если новая команда за 4 года откроет другие 67 садиков, не те, которые были в наших планах с депутатами облсовета, для всех это будет хорошо.

Что стоит почитать новому руководству области из книги «Бесконечность не для слабаков»

Юрий Голик презентовал свою книгу в Днепре

Я бы им посоветовал эту книжку почитать и на все посмотреть через призму здравого смысла. Потому, что, допустим, 100% проектов, которые мы сделали – мы сделали, в том числе, и со Святославом (Святославом Олейником – сейчас глава Днепропетровского облсовета, до этого – заместитель председателя облсовета). У него в то время не возникало никаких вопросов, пока мы работали вместе. А потом, вдруг, концепция поменялась. Бывает. Мы к этому тоже относимся с пониманием.

Эта книга не про Голика и не про Резниченко. Это книга про всех. Это история работы команды Валентина Резниченко с момента прихода в Днепропетровскую ОГА.  Но, как мне кажется, там два главных героя. Это собирательный образ ребенка Днепропетровской области, который получил возможность не умереть после родов, потому что он рождается в нормальной больнице. Он получает возможность ходить в нормальный детский садик и нормальную школу. И второй собирательный образ – это люди, руками и мозгами которых это физически это было сделано. И эти люди не чиновники или сотрудники ОГА. Это те рабочие, которые работали на этих стройках. Это книжка про детей и про рабочих.

Рабочие на объектах — это те, кто «таскает рояль»

«Бесконечность не для слабаков» — это не детектив и не триллер. Это хронологический рассказ о том, как менялось наше мышление, что происходило с людьми, которые проработали в крупном успешном бизнесе и попали на госслужбу. Как мы находили выходы из, казалось бы, нерешаемых ситуаций. В книге много фотографий, которые показывают разницу между тем, как было и как стало. Вот не было дороги, и вот она появилась. И таких фото 500 штук. Вот школа. Ее не было, и она появилась. Таких фото 70. А вот детские садики, их 67. Вот садик был серым и убогим, а вот на его месте новый построили. Мы показывали всю эту трансформацию.

Стадион в Магдалиновке

После того, как мы из ОГА ушли, у нас было время спокойно подумать и посмотреть по сторонам. На самом деле, ни одна областная администрация такую книгу не написала за 2015-2019 годы. Например, в Донецкой области очень много школ строили, но если вы возьмете школу там и нашу, то это две разные архитектурные концепции. В Харьковской области много дорог строили, но это Укравтодор строил, а не областная администрация. Но целостной картинки, чтобы удавалось везде, нет нигде.

В Запорожской области бюджет развития – 400 млн грн. Он как был на таком уровне, так по сегодняшний день на таком уровне и остался. А у нас, когда мы пришли, бюджет развития был 600 млн грн, а когда уходили, то он был 4,5 млрд грн. Это единственная область в стране, которая так нарастила бюджет развития. Мы научились делать так, чтобы деньги доходили до объектов, а не тратились на проедание.

Новые школы и рабочие места — это то, что позволяет людям не искать заработка за рубежом, а оставаться с семьями дома

Есть еще система Prozorro. Каждая 10-я компания, которая играет сейчас в публичных торгах в стране, из Днепропетровской области. Это значит, что налоги она платит здесь, в местные бюджеты. Мы объясняем логику, как мы добились снижения потребления газа на 23%. Сейчас, когда говорят, что платежку нужно снижать, то ее абсолютно точно нужно снижать. Нужно переходить на альтернативные источники энергии.

Днепропетровская область самая большая по территории в Украине. Это средняя европейская страна. И те масштабы инфраструктуры, которые здесь происходили, до этого не происходили никогда. Мы верим, что со следующего года такое же масштабное строительство начнется по всей стране.

Про медицину

Медицину все время меряли в деньгах. Субвенцией из госбюджета, условно, 2 млрд грн. Эта субвенция считалась в зависимости от койко-мест. Если вы зайдете в любую больницу ночью, то вы увидите, что в табеле эти места будут заполнены, а в реальности там пациентов не будет. Это дикая неэффективность использования средств. Ни один главврач не был заинтересован в развитии своей больницы. Просто потому, что его официальный доход не был привязан к результатам его труда.

Во всем мире есть простая система: деньги ходят за пациентом. Это означает, что с 1 апреля Национальная служба здоровья, которая уже создана, вводит принцип — деньги будут ходить не через субвенцию, а они будут ходить через Национальную службу здоровья (НСЗ), которая заключает договоры с каждой больницей. В свою очередь, каждая больница заключает договоры со своими пациентами. Есть перечень бесплатных услуг, а есть список платных. Каждая больница заинтересована в том, чтобы оказать таких услуг как можно больше. Услуг, а не койко-мест! Условно, каждый врач заинтересован в том, чтобы закрыть договор с пациентом и получить от Службы деньги за оказанную услугу. По Восточной Украине НСЗ возглавляет наш бывший руководитель департамента здравоохранения Наталья Будяк.

Больница им. Руднева в Днепре. Место, где спасают детские жизни

Кроме того, все больницы получают автономность. Это означает, что больницы могут распоряжаться излишками денег, которые у них остаются. Если, условно, главный врач считает, что нужно провести термомодернизацию здания, чтобы снизить потребление энергоносителей и сэкономленные деньги вложить в покупку медоборудования, то он сможет это сделать. Может он сразу их вложит в оборудование, может быть он решит построить новый корпус, может быть это будут премии врачам. Это та модель, к которой нужно прийти.

Чего сейчас все опасаются, но смотрят с оптимизмом: первый квартал мы работаем по-старому, а с 1 апреля работаем по-новому. В имплементации любой реформы всегда есть какие-то сложности. В понимании многих, реформы – это что-то хорошее и светлое, после чего всем становится хорошо. Любая реформа – это сложное действие, которое не всегда идет «как по маслу». То есть то, что потом оно приводит к положительным результатам – это несомненно.

Есть еще моменты, которые касаются любого местного бюджета. Всегда возникает вопрос, что сделали на местах, чтобы что-то оптимизировать. Любой местный бюджет не оптимальный по своей сути. На него мы что-то развиваем, мы закрываем «дырки», мы работаем над энергоэффективностью. Прекрасный пример, Александр Шаповал, мэр Покрова. Он делает каждый год все больше и больше. Да, ему помогал областной бюджет. Все видели, куда эти деньги шли. И в Покров уже из Никополя экскурсии ездят. При этом, если такой руководитель приедет в Кабмин просить денег, и там его спросят: «А что ты сделал, чтобы в бюджете было больше денег?», то он сможет открыть блокнот и показать 100 сделанных пунктов.

Все посчитать и измерить

Государственный бюджет – это не бездонная бочка. Денег всегда не хватает. При этом, то, что сейчас запустило правительство, называется «невозможно управлять тем, что невозможно измерить». Мы не знаем сколько населения живет в нашей стране, мы не знаем его социо-демографические характеристики, мы субсидиантов понимаем приблизительно, мы переселенцев понимаем приблизительно. На прошлой неделе премьер-министр был на одном из центральных каналов, и он презентовал карту инфраструктуры Украины. Впервые за годы независимости Украины все объекты, находящиеся на балансе государства, были нанесены на одну карту. Каждый украинец, будь то губернатор, мэр или глава района может зайти и посмотреть, что у них на территории есть.

Инклюзивный парк в Днепре — территория равных возможностей

На этой неделе заканчивается процесс создания карты оптимальной сети инфраструктуры. Это означает, что в программе действий правительства, проголосованной Верховной Радой, есть приложение, которое описывает стандарты этих доступностей. Допустим, в каждом городе на 30 тыс. жителей должен быть 1 стадион. Такой, как мы строили – «Трудовые резервы» в Днепре, стадионы в Соленом или Магдалиновке. А в сельской местности стадион должен быть один на 15 тыс. населения. И на эту карту они нанесены и показано, где государство должно это построить. Также, одна школа должна быть на такое-то количество учащихся. Давайте понимать, что если в школе учится 50 человек, то мы у детей уже украли будущее.  Они никогда не поступят в нормальный институт. То есть нужно принимать решение эту школу закрывать, покупать школьный автобус и перевозить детей в опорную школу. Для этого в следующем году мы будем строить много дорог к опорным школам и реконструировать эти опорные школы. Это системная работа и это то, что попало в программу правительства. Над запуском этой программы сейчас идет работа.

В следующем году с 1 марта начнется огромное строительство по всей стране. Будут строиться дороги к опорным школам, реконструироваться опорные школы, появляться новые садики, реконструироваться существующие. Это ни на один год программа. Но никогда в истории Украины этого не было! Потому что каждый год мы инфраструктуру только убивали. А мы хотим, чтобы у нас с каждым годом становилось лучше, и дети по-другому воспринимали действительность. Самое важное, чтобы качество жизни в любом маленьком населенном пункте не отличалась от качества жизни в областном центре.

По таким дорогам хорошо путешествовать по Украине

Очень много ремонтов дорог запланировано в том числе и по Днепропетровской области. С февраля начнутся работы по детским садикам. И к концу следующего года мы увидим другое качество инфраструктуры. Правительство честно покажет и скажет: «Ребята, смотрите, мы не можем сделать все сразу, но мы создаем рабочие места». Я уверяю, что в следующем году произойдет ровно то, что произошло в 2017 году у нас в Днепропетровской области. Люди начнут возвращаться с заработков из Польши и огромное количество переселенцев начнут выезжать с временно оккупированных территорий, потому что появятся рабочие места. Люди увидят, что здесь есть работа. Мы очень хотим, чтобы все вернулись и жили в своей стране.

О мечте

У меня есть моя личная мечта – я очень хочу вернуться в Луганск, без блокпоста, по идеальной дороге и над зданием обладминистрации висит флаг Украины. Я понимаю, что Луганск никогда не будет таким, каким он был в 2014 году. Это будет уже другой город. В нем ничего не делалось для развития и его нужно восстанавливать. В Киеве на прошлой неделе собирался небольшой форум луганчан и оказалось, что многие готовы вернуться. Они готовы открывать бизнес в Луганске и строить там заводы. Когда Луганск вернется, я уверен, что он начнет развиваться.

Самый большой флаг Украины в Днепре

О должности советника

Я был в эфире у Романа Скрыпина, и он задавал мне тот же вопрос: почему я не занимаю должность, а все время в роли советника. У меня была возможность стать заместителем губернатора Днепропетровской области в 2015 году. Я подавал все документы и прошел все собеседования, но у меня есть личная история. Часть моей семьи по медицинским причинам живет в Луганске, на оккупированной территории. Я бы не хотел делать их заложниками. Советник – это советник, а министр или замгубернатора или губернатор – это другая история. Если класть на одну чашу весов мои амбиции, или жизнь моих близких, то выбор очевиден.

Юрий Голик: «Моя мечта, чтобы из Мариуполя, или Луганска, или Краснодона человек на легковой машине мог доехать до Мукачево через всю страну и не потерять ни одного колеса»

Я себя реализовал в бизнесе, и поэтому мне не важно, как моя должность называется. У меня в трудовой все хорошо и если записывать все успехи, то там все «нарядно» было еще 10 лет назад.

Главное не должность, а главное – что происходит, и причастен ты к чему-то или нет. Неважно в какой должности работала отдельная группа людей вместе с Укравтодором над трассой Запорожье-Мариуполь. Мы ее построили и мариупольцы до сих пор в личку пишут слова благодарности. Моя мечта, чтобы из Мариуполя, или Луганска, или Краснодона человек на легковой машине мог доехать до Мукачево через всю страну и не потерять ни одного колеса. И порадоваться, что он едет по нормальной дороге. Смешно-не смешно, но от Днепра до Запорожья и от Запорожья до Мариуполя мы сделали дорогу. От Днепра до Решетиловки строим. Совсем немного осталось.

Елена Скобцева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

загрузка...

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: