Новые дороги, метро и много зелени: в мэрии обсудили каким может стать Днепр к 2046 году

Новые дороги, метро и много зелени: в мэрии обсудили каким может стать Днепр к 2046 году

На прошедшем градостроительном совете архитекторы согласовали важный документ для города – проект внесения изменений в Генеральный план развития Днепра до 2046 года. Разработали и презентовали проект специалисты Украинского государственного НИИ проектирования городов «Діпромісто». Корректировке подверглись почти все разделы Генплана. И правок немало: около 300 локальных изменений! И хотя они не несут радикальных перемен, город обещает стать немного лучше и комфортнее: появятся новые зеленые зоны и общественные центры, вырастут объемы жилья, станет больше магистральных дорог и развязок, а на въездах в город будут строиться транспортные комплексы.

Как же будет развиваться город по обновленному Генплану – читайте в Информатор Деньги.

И все-таки – «миллионник»?

По реалистическому прогнозу, сделанному Институтом демографии и социальных исследований, и основанному на сегодняшних невеселых тенденциях, население Днепра к 2046 году сократится на 170 тысяч человек и будет составлять 832 тысячи. По оптимистическому прогнозу, в городе к этому времени будет проживать 1 млн 10,5 тыс. человек вместе с жителями поселка Авиаторского, рассказал один из разработчиков проекта, заместитель директора института «Діпромісто» Юрий Палеха. Исходя из этого «оптимистического» показателя, а также существующих границ города и законодательных новаций в градостроительстве, проектировщики сделали все дальнейшие расчеты по основным направлениям развития города.

Новые магистральные дороги

Всего за расчетный период в городе предлагается построить около 50 км новых магистральных улиц общегородского значения, реконструировать почти 42 км действующих, а также построить 56 км магистралей районного значения и реконструировать около 26 км существующих. На более отдаленную перспективу проект предлагает создание магистральных улиц беспрерывного движения – такими улицами станет Донецкое шоссе, район Кайдакского моста и др.

Также в проекте - 19 новых транспортных развязок, реконструкция транспортного узла в районе Донецкого шоссе и улицы Передовой и строительство 14 путепроводов, доложил главный специалист «Діпромісто» Александр Чубенко.

Как и в предыдущих изменениях к Генплану, остается актуальным строительство Павловского моста (в районе улицы Павлова), который поможет разгрузить центр города от транспорта. Помимо этого, для разгрузки существующей дорожной сети и борьбы с заторами на Правобережье предлагается построить магистральную улицу, которая пройдет от Запорожского шоссе до улицы Чернышевского, далее через тоннель до Центрального моста. Также планируется строительство магистральной улицы к новому Павловскому мосту от улицы Криворожской. Еще одна широкая магистраль пройдет от проспекта Гагарина до проспекта Свободы. Также ожидается продолжение Кайдакского моста путем строительства магистральной улицы до улицы Киевской.

Новые дороги, метро и много зелени: в мэрии обсудили каким может стать Днепр к 2046 году 1

В левобережной части города предусматривается строительство магистральных улиц для создания так называемого восточного кольца обхода города. Вместе с реконструированными улицами Журналистов и Днепросталевской магистраль будет выходить на Самарский мост и тем самым разгрузит Центральный мост и Слобожанский проспект. На Левом берегу также запланировано строительство мощной широкой магистральной улицы – от Усть-Самарского моста вдоль железнодорожной линии до Донецкого шоссе.

Что касается объездных дорог, то планируется достройка второй очереди южного обхода с дальнейшим продолжением его через Южный мост в направлении харьковской трассы. Также проектом предусмотрено строительство северной объездной автодороги, которая пройдет в районе Новомосковска до села Партизанское.

Проектировщики предлагают хорошее решение - на въездах в город создавать сеть автостоянок для отстоя большегрузного транспорта, а также строить транспортно-логистические комплексы. Существующие автостанции в перспективе будут реконструированы, а одну новую построят на пересечении Донецкого шоссе и улицы Передовой.

Железнодорожный вокзал также ждут перемены. Его предлагают модернизировать путем строительства конкорса над железнодорожными путями для пассажиров дальнего следования и строительства тоннеля под путями для пассажиров пригородных поездов, чтобы разграничить эти потоки.

Новые дороги, метро и много зелени: в мэрии обсудили каким может стать Днепр к 2046 году 2

Новые дороги, метро и много зелени: в мэрии обсудили каким может стать Днепр к 2046 году 3

О развитии речного транспорта в городе речь не шла, но проектировщики сообщили, что в перспективе Речпорт будет вынесен. А вот новое место для его дальнейшего размещения определят городские власти.

Городской транспорт: две линии метро и подвозящая железная дорога

Как заверили разработчики проекта, существующая городская транспортная сеть меняться не будет. По городу по-прежнему будут курсировать троллейбусы, трамваи, автобусы, маршрутки. При этом проектировщики предлагают городским властям заняться оптимизацией транспортных маршрутов, а главное - обновлением подвижного состава по принципу «менять и увеличивать». Рекомендуется также перейти на автобусы большой и средней вместимости на протяженных маршрутах. К радости горожан, разработчики ушли от давней идеи ликвидировать трамвайный маршрут №1 – он останется.

Новые дороги, метро и много зелени: в мэрии обсудили каким может стать Днепр к 2046 году 4

Разгрузить наземный транспорт помогут 2 новые линии метро. Одна линия пройдет от станции Вокзальной в сторону Южного вокзала и дальше продлится до жилмассивов Тополь и Сокол. Другая линия пройдет от улицы Шинной до Харьковской. Разработчики отмечают, что эта линия особенно сложная в освоении. Но не исключают, что хотя бы одна линия метро все же будет построена в городе.

Важной новацией для Днепра обещает стать создание подвозящей железной дороги. Это две ветки от Нижне-Днепровского промузла через Усть-Самарский мост до станции Южный вокзал. Подвозящий транспорт к линии метро также будет обслуживать пассажиров жилмассива Победа.

И станет город зеленым…

В обновленном Генплане уделяется большое внимание экологическим аспектам развития города. В частности, планируется максимально увеличить количество зеленых насаждений и рекреационных зон с повышенным благоустройством.

«Город имеет мощнейший природно-рекреационный потенциал! Однако этот потенциал почти не используется», - заявил Владимир Муха, главный инженер проекта по вопросам экологии. По его данным, сегодняшняя общая площадь городских парков и скверов составляет 856 га. Это 59% от нормативной потребности города. Поэтому дефицит зеленых площадей предлагается покрывать за счет свободных территорий, создания новых парков и скверов в районах нового строительства, организации ландшафтно-рекреационных зон в балках, а также за счет перевода существующих лесных массивов в категорию лесопарков. С учетом создания лесопарков это дополнительно почти 870 га зеленых насаждений.

Почему деревьев мало, думаем все знают
Почему деревьев мало, думаем все знают

Если такое предложение будет реализовано, то общая площадь зеленых зон общего пользования составит 1726 га. Город выйдет на показатель 17,1 кв. м зеленых насаждений на человека. Сейчас же на одного жителя Днепра приходится всего лишь 7 кв. м зелени.

Согласно изменениям около 350 га предусматривается для кратковременного активного отдыха и размещения рекреационных объектов. В частности, для рекреационного освоения предлагается 47 га существующих пляжных территорий города.

Под новое жилье - территории бывших промзон

С учетом «оптимистического» сценария с численностью населения 1 млн 10,5 тыс. человек городу до 2046 года необходимо построить 1 млн 268 тыс. кв. м общей площади жилья, сообщила главный архитектор проекта Тамара Шидловская.

Новая многоквартирная застройка будет вестись большей частью на территориях вынесенных промышленных предприятий, на спецтерриториях, а также на свободных участках. Для освоения, проект предлагает в левобережной части города участок вдоль Мануйловского проспекта, площадку между ул. Беляева-ул. Широкая, участок по ул. Янтарной. В правобережной части это участки по ул. Набережная Заводская, ул. Князя Ярослава Мудрого, ул. Надежды Алексеенко, ул. Богданова, просп. Александра Поля. Всего предусматривается 16 площадок общей площадью около 164,1 га. Из них только 66 га – свободные от застройки.

Под застройки предлагается использовать территории бывших промзон и свободные участки
Под застройки предлагается использовать территории бывших промзон и свободные участки

Кроме того, намечается строительство многоэтажного жилья за счет реконструкции 5-этажных «хрущевок». Такие перспективы пока «светят» кварталу в районе проспекта Поля, улиц Нахимова, Стромцева и Титова.  В числе резервных - кварталы устаревшего жилья по просп. Богдана Хмельницкого, Филиппа Орлика, в районе просп. Пушкина, ул. Кавалерийской, квартал по Слобожанскому проспекту, ул. Калиновой, просп. Петра Калнышевского.

А вот под усадебное строительство предусматривается небольшая территория в 600 га. Как уточнила Тамара Шидловская, это 20 площадок в пределах города и 2 площадки – за его пределами. Самая большая площадка находится на Игрени и составляет 250 га.  Освоение намеченных территорий позволит увеличить площадь усадебной застройки на 1 млн. 152 тыс. кв. м. Правда, разработчики проекта утверждают: усадебная застройка имеет тенденцию к сокращению. Так, в прошлом году было построено частных домов в 2,4 раза меньше показателя 2015 года.

Если все поправки будут реализованы, то общий жилой фонд города возрастет ориентировочно на 12,6% и составит около 25,7 млн кв. м (на сегодня – 22,8 млн. кв. м). Обеспеченность жильем увеличится на 11,4% и достигнет 25,4 кв. м на одного жителя. Сейчас на одного днепрянина приходится около 22,8 жилых «квадратов», что гораздо ниже европейских норм.

Социальная инфраструктура

Согласно расчетам в Днепре остается актуальной потребность в дополнительном строительстве объектов социальной инфраструктуры. Особенно это касается школ (нехватка мест - 20%), детсадов (нехватка мест почти 40%), вузов (30%). А также спортивных стадионов, залов, бассейнов, музеев, отелей и других объектов. Предполагается, что школьникам потребуется 24 тыс. новых мест, детским дошкольным учреждениям - 23,6 тыс. мест, вузам - 16,8 тыс., спортивным залам и бассейнам – 35 тыс.

В Днепре острая нехватка мест в школах и садиках
В Днепре острая нехватка мест в школах и садиках

Общественные центры

На перспективу проект изменений предусматривает 262 га под размещение объектов общественного назначения. Такие объекты могут появиться в центральной части города и в отдаленных районах. В частности, на Левобережье, вдоль Слобожанского проспекта, намечено формирование крупного общественного центра общегородского значения с зеленой зоной, который может значительно повысить статус этого района. В планах также формирование общественной зоны по улице Набережная Победы.

Многофункциональные общественные центры также запланированы вдоль Запорожского шоссе - в районе улицы Паникахи, по линии метро в районе многоквартирной застройки на жилмассивах Парус и Красный Камень.

А в центре города предусмотрено около 22 га территорий с изменением целевого назначения для размещения жилищно-общественной застройки.

Кладбища будут расширять

Ну а последнее пристанище горожане по-прежнему могут найти на 23 частично закрытых и 2 действующих кладбищах - на Краснополье и по улице Мукачевской. Проект предполагает дальнейшее освоение и расширение этих территорий с санитарной зоной до 300 метров. На перспективу, потребность в территориях под кладбища составит дополнительно около 235,7 га. Сейчас под кладбищами в городе занято около 450 га. Дефицит земли не первый раз остро ставит задачу строительство крематория. Разместить крематорий с колумбарием предлагается на территории кладбища по улице Мукачевской.

Станет ли проект работоспособным документом?

Обсуждение проекта прошло без существенных вопросов и в хвалебных тонах. Главный архитектор города Дмитрий Волик назвал работу аккуратной, деликатной и отметил, что разработчикам удалось избежать революционных решений. Но вот вопрос: станет ли будущий документ работоспособным и более легким в реализации? И все ли предложенное может произойти?

Как показало время, многие прошлые решения действующего Генплана, а это и строительство двух новых мостов, и реконструкция четырех кварталов устаревшего жилья, и запуск канатной дороги, и строительство новых веток метро с прокладкой тоннеля до Слобожанского проспекта, и много еще чего актуального, так и не стали реальностью…

Валентина Герман

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.