Киев

Смерть маршруток и платный въезд в центр: советник мэра Киева рассказал о будущем транспорта

В конце сентября мэр Киева Виталий Кличко назначил на должность своего советника экс-партнера UNIT.City и бывшего руководителя экспоцентра ВДНХ Максима Бахматова. Помимо диджитализации, неожиданно, в управление бывшему КВНщику и резиденту Comedy Club Ukraine отдали сразу две критически важные для города и денежные сферы – недвижимость и инфраструктуру. Информатор Деньги выбрал самое интересное из интервью Максима Бахматова изданию «Лига.Бизнес».

Максим Бахматов считает, что транспорт развивается на семерку по десятибалльной шкале, а состояние трафика только ухудшается.

Максим Бахматов

«Могу сказать, что Виталий Владимирович пришел на бюджет в 17 млрд грн, при долге 24 млрд грн, а сейчас бюджет Киева — 64 млрд грн при долге 2 или 4 млрд грн. Считаю, что это хороший показатель, ведь именно оттуда можно брать деньги. Например, чтобы обновить весь подвижной состав Киева (автобусы, троллейбусы, трамваи) нужно порядка 1,5 млрд долларов. Тогда мы избавимся от ненавистных маршруток.

Максим Бахматов сравнил Киев с Польшей. Он отметил, что в Киеве ежедневно на маршруты выезжает 920 троллейбусов, автобусов и трамваев, а в Варшаве — 2800 трамваев и автобусов. В следующем году в столице будет выезжать 1300 единиц транспорта. Также советник отметил, что от нынешних маршруток нужно избавляться.

«Маршрутки быстро закрывают проблему (перевозки), но глобально это идет во вред. С маршрутками надо прощаться, а с людьми, которые инвестируют в маршрутки, нужно договариваться о создании совместных маршрутов, об управлении. Только не в плане маршрутных такси — неприятных, грязных, как сейчас, — а обыкновенного транспорта — автобусов. Проблема настолько объемная и критичная, что сказать, что мы завтра запрещаем маршрутки — нельзя. Потому что мы должны завтра дать альтернативу в автобусах.

От маршруток в Киеве хотят избавиться

Начать передавать самые правильные маршруты только под определенные инвестобязательства маршрутных компаний — это да. В ближайшее время у меня будет встреча с двумя крупнейшими операторами маршрутных такси, где будем обсуждать. Они кстати готовы к изменениям, только хотят, чтобы это было как-то более системно», — считает Бахматов.

«Давайте сделаем простую калькуляцию на маршруте с Троещины. Знаем, что 450 тысяч человек каждый день едут с Левого на Правый берег и пользуются этим маршрутом. 40-45% — это коммунальный транспорт, остальное — маршрутки. Получается, примерно 247 000 человек в день пользуется маршрутками. Сколько стоит проезд в маршрутке? 8 грн. Значит умножаем на 8. Получается 2 млн — это только в одну сторону. Умножаем на 2 — надо же назад вернуться. 4 млн множим на 22 рабочих дня и умножаем на 12 месяцев. Получается, более 1 млрд грн в год зарабатывают маршрутки только на одном троещенском маршруте. Вот с такой цифрой приходится бороться. Как вы думаете, захотят маршрутки быстро попрощаться с этой суммой?» — показал на примере Бахматов.

«Я могу показать цифры и сказать: «Ребята, вы классно зарабатываете, а давайте теперь эти деньги инвестируем в комфортные, нормальные автобусы, с нормальным графиком и вы продолжаете зарабатывать». По-другому я не могу сделать. У города нет достаточно денег, чтобы мгновенно это решить. Но постепенно, год за годом, в течение 5 или 10 лет, мы обновим это все», — считает советник Кличко.

И заменить их на нормальные автобусы в пределах 5-10 лет

Сколько зарабатывают на парковках

Мы начали отработку по эвакуациям буквально пару недель назад. Сейчас в сутки эвакуируют до 50 машин в сутки, раньше — 5-10. Смотрите, нарушитель стоит на месте предназначенного для человека с инвалидностью. Штраф за это около 1700 грн. Согласно действующему законодательству, эвакуировать мы можем, только там, где машина мешает движению. Здесь не мешает, но нарушает ПДД, поэтому вызываем полицию, которая выписывает штраф.

Парковочных инспекторов должно быть 100, а по факту — около 40 человек. Зарплата для условно квалифицированной работы неплохая: 15 000-17 000 грн. Но угрозы физической расправы, которые предъявляют водители, это не всем приятно.

Несколько недель назад начала работу Kyiv Traffic Group. До этого никто системно не занимался трафиком. Была полиция, которая решала свои вопросы, парковщики решали свои, велосипедисты постоянно хотят улучшений, эксперты, которые говорят, как и что надо делать, но всех собрали вместе только сейчас.

За 2019 год поступления с парковок — 66,1 млн грн. В бюджет города из них — 34,3 млн. грн. С 7 ноября в часы пик в Киев запрещен въезд фур. Порядка 15-20% проблем с трафиком генерирует транзитный транспорт. Когда мы его ограничим, думаю почувствуем улучшение на 3%-5%-7%.

Мы будем анализировать улучшения на основе данных компании Tom-tom. Проблема в том, что раньше никто не мерял трафик — не было измерителей. Сейчас мы начинаем мерить, а потом будем решать.

Дмитрий Беспалов, который участвует в Kyiv Traffic Group приводил мне результаты исследований, которые говорят о том, что в Киеве-2025 года одна средняя поездка может занимать больше двух часов. Сейчас — чуть больше часа. То есть, поездка на работу и домой может обойтись в четыре часа времени.

Объективно, транспорт при Кличко улучшился. Трафик при Кличко ухудшился. Это тоже объективно и это показывают цифры. Когда я говорю о транспорте — это его обновление, качество, движение, его учет, электронный билет. Четверть миллиона человек пользуется электронным билетом ежедневно — я считаю, что это улучшение. Что касается трафика — он ухудшился из-за ремонтов ключевых магистралей. Например, постоянный ремонт стыков Южного моста — при том что полностью его закрыть нельзя. Шулявский мост ремонтируется, капитальный ремонт окружной дороги — тоже удлиняется движение. Общее количество машин увеличивается, «блях» становится больше, у людей в экономическом плане все неплохо, продажи новых автомобилей в Киеве в прошлом году выросли, по-моему, на 200%. При этом трафиком никогда, и никто системно не управляли.

Раньше, когда я ездил по городу, всегда было интересно, кого взять за горло за то, что везде пробки. Когда пришел сюда, оказалось, что все большие профессионалы, все большие молодцы, но кого-то конкретного и ответственного нет. Я подумал, раз нет, и желающих этим заниматься нет, тогда надо этим заниматься мне.

Платный въезд в центр

Из-за сильных пробок, въезд в центр могут сделать платным

По поводу въезда в центр надо придумать модель. Я считаю, что ездить в центр на машине должно быть платно, дорого и больно. Если ты богатый и тебе очень надо — въезжай. Если тебе не очень надо, оставь машину и едь на метро, иди пешком — у нас не такой большой центр.

Конкретики пока нет, но я понимаю, что это стратегия, над которой надо работать. Видел кейс в Латвии. Проездной на въезд в центр — 3000 евро в год. Класс! 100 000 грн заплати — проезжай в центр. Не хочешь платить — ходи пешком. Дальше, по условной Троещине едем бесплатно, в центр — нет.

Новый транспорт

В 2019 уже получили 13 троллейбусов и еще ждем 7 автобусов. Вывели из старого парка 33 троллейбуса и 69 автобусов. На 2020 планируется приобретение 30 автобусов, 50 троллейбусов и 20 трамваев. Запланировано к списанию 19 троллейбусов, 6 трамваев и 28 автобусов в следующем году.

Когда построят метро на Виноградарь и Троещину

Я считаю, что метро на Виноградарь нужно. Более того, нужно строить еще быстрее и еще больше. Я бы уходил в альтернативные, быстрые средства передвижения. Положил бы на стол кучу денег и сказал: вот это на транспорт, на год. Этот транспорт должен перевезти в день 3-4 млн человек. Мы можем купить троллейбусы, автобусы, трамваи, построить метро. Мы можем развивать легкое метро, которое в 10 раз дешевле обычного. Мы можем развивать городскую электричку. Таких вариантов может быть бесконечное количество и в каждом из них будет субьективизм. Но каждый вариант должен быть основан на определенной экспертной аналитике (от ЕБРР, Мирового банка). Нужно посматривать и на транспортную стратегию, несмотря на то, что она писалась в 2015 году. И вот тогда можно говорить, что-как.

Мое личное ощущение, что нужно уходить в жесточайшую оптимизацию и увеличение оборота. Я за то, чтобы вместо одной обычной станции метро строить 10 станций легкого.

Метро на Троещину параллельно строится с мостом. Я бы не откидывал со стола историю про легкое метро — speed tram. Это достройка к действующему северному мосту определенных конструкций, для того, чтобы по этой легкой достройке пустить speed tram, велосипедистов и пешеходов. Проект приблизительно займет 2-3 года, сейчас Мировой банк его готовит. К апрелю будем понимать детали. По их оценке, проект стоит $300 млн-$500 млн, что дешевле альтернативных проектов. Думаю, год понадобится на препродакшн и 1,5 года на стройку — в апреле смогу сказать точнее.

Маргарита Хорунжая

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

загрузка...

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: