Днепр может забыть о крупных проектах: в мэрии дали печальный прогноз на 2020 год

Днепр может забыть о крупных проектах: в мэрии дали печальный прогноз на 2020 год

15 ноября, заместитель городского головы Владимир Миллер на пресс-конференции в Днепровском городском совете рассказал о том, что ждет Днепр из-за нового бюджета Украины на 2020 год. По словам заммэра, есть два сценария развития ситуации – катастрофический и просто очень плохой.

Напомним, что 14 ноября Верховная Рада Украины приняла во втором чтении государственный бюджет страны на 2020 год, которым предусматривается существенное урезание субвенций государства на ряд социальных программ.

Система образования

10 июля 2019 года Кабинет министров Украины принял постановление №822 «Об оплате труда педагогических, научно-педагогических и научных работников заведений и учреждений образования и науки», согласно которому вводится поэтапное повышение их зарплат.

«Но никаких дальнейших шагов по перерасчету субвенций из госбюджета на местные бюджеты на эти цели сделано не было. По Днепру это должно было быть порядка 1,9 миллиарда гривен, в целом по стране – более 45 миллиардов гривен. Сейчас это постановление от безысходности по наполнению госбюджета хотят отменить. Но пока этого не сделано.

По словам Владимира Миллера, сейчас есть два сценария для Днепра на 2020 год - катастрофический и очень плохой
По словам Владимира Миллера, сейчас есть два сценария для Днепра на 2020 год - катастрофический и очень плохой

При катастрофическом сценарии, если данное постановление отменено не будет, то его придется выполнять, и вся тяжесть его исполнения ляжет на город. Днепр с такой нагрузкой кое-как справится, но что будут делать города с меньшими размерами бюджетов, вопрос?

Второй нюанс: перерасчет субвенций надо делать на реальный контингент учеников средних школ, пока речь только о них. Нам субвенцию считают из расхода 90 тысяч школьников в городе, реально их – более 96 тысяч, и их количество постоянно растет. Пообещали ошибку исправить: пересчитать, увеличив количество на половину, то есть, до 93 тысяч, за остальных придется все равно платить городу.

Но ситуация может усугубиться еще и тем, что, если постановление КМУ №822 не отменят, а пересчитанные субвенции направят на ОГА, то хочу доложить, что последние 2 года мы оттуда никаких денег по субвенциям на школьных учителей не получали, то есть, вообще ни одной гривны. И тогда придется повышать им зарплату за счет города. Это – не учитывая доплат по 2000 гривен в месяц молодым педагогам, на что, правда, деньги в городской бюджет заложены.

При просто очень плохом сценарии, постановление №822 отменят, субвенцию дадут, непонятно, правда, сколько. Тогда, в общем, все города выживут, но плохо.

А есть еще и ПТУ, которые с 2016 года передали на баланс областных центров и городов, где таковые находятся, чтобы города сами их содержали. Днепру это обходится в 200 миллионов гривен в год. Но при этом все управление учебными процессами оставили за Министерством образования и науки. Иными словами: Днепр не имеет права менять профиль ПТУ и набор рабочих профессий, по которым там готовят студентов. Даже если Днепру рабочие каких-то специальностей сегодня не нужны.

Бремя повышенных выплат учителям похоже ляжет на городской бюджет
Бремя повышенных выплат учителям похоже ляжет на городской бюджет

Есть пилотный проект, по которому за обучение студентов в ПТУ зарплаты педагогам и стипендии студентам будет платить область, а город, в котором ПТУ находится, будет платить только за обучение студентов, зарегистрированных на постоянном месте жительства в данном городе. Но Днепр в этот пилотный проект не входит. Поэтому за все придется платить из городского бюджета, все 200 миллионов гривен в год.

О субвенциях на строительства и ремонт спортзалов, школ и так далее речь не идет, все – за счет городского бюджета. В общем, состояние подвешенное, и когда наступит хоть какая-то определенность – непонятно», - рассказал Владимир Миллер.

Медицина

По словам Владимира Миллера, согласно принятого бюджета-2020, Днепру на зарплату медиков выделяется субвенция на I квартал в размере 200 миллионов гривен, что составляет 60% от требуемой суммы в 240 миллионов гривен. Разницу придется гасить из городского бюджета.

«С 1 апреля, то есть, первого дня II квартала все вторичное звено медицинского обслуживания населения (проще говоря – больницы) переходят на финансирование Национальной службой здоровья Украины (НСЗУ) по Полтавской модели. То есть, 66% затрат на содержание больниц и лечение пациентов берет на себя НСЗУ, остальное больницы должны зарабатывать сами. Но есть процветающие больницы, а есть – не очень. А лечиться людям надо.

Мы помним, как город переводил семейных врачей и амбулатории в НСЗУ, когда на закупку оборудования, организацию электронных очередей, подключение всех амбулаторий и семейных врачей к Интернету и так далее потребовалось 9 месяцев и почти 100 миллионов гривен.

Медицина также в немалой части ляжет на городской бюджет
Медицина также в немалой части ляжет на городской бюджет

Когда нам доведут схему перехода в НСЗУ больниц? Сказали, что в феврале.

Программа «Доступнi лiки». Кабмин по этой программе перечисляет средства на ОГА, те должны делить их между городами. В этом году мы от ОГА не получили ничего, только за лекарства для больных сахарным диабетом городу пришлось выложить 16 миллионов гривен. Сколько получим из области дотаций на будущий год? Наверное, снова ничего. В целом, дотации на медицинское обслуживание из государственного бюджета на нашу область на 2019 год должны были быть 900 миллионов гривен, не было ничего. На 2020 запланировано 498 миллионов гривен. Сколько дадут, узнаем в феврале. При катастрофическом сценарии за всю медицину в городе будем платить из городского бюджета, при просто очень плохом – что-то дадут, но далеко не все и после февраля», - пояснил Владимир Миллер.

Разница в тарифах

«Мы уже 2 месяца не можем добиться от НКРЭКП разрешение на повышение тарифа на тепло с транспортировкой. Цены на сам газ растут, покупаем газ по высокой цене, транспортируем себе в убыток. Центральная власть не позволяет повышать цену на транспортировку по политическим мотивам, но и вопрос компенсации разницы в тарифах не решает. По субсидиям по ЖКХ уже скопились большие долги. Самые большие, как полагается, за отопление. Газовщики по политическому решению – люди без тепла сидеть не могут – газ на котельные подали. Субвенций пока нет, долги растут. Газовщики подают в суды иски против городских властей, суды заставляют долги гасить. Но это долги не городов, а Кабмина. И понимания там в этом вопросе нет.

А по окончанию отопительного сезона газовщики по тем же судам выставят штрафы в 5-кратном размере от цены потребленного газа. Днепру это не грозит, мы гасим «свои» долги. Но это также из городского бюджета. То же самое касается перевозки льготных пассажиров и всех остальных льготников. Просим: «Дайте дотации!», говорят: «Не дадим, вы все пустите на местные выборы!», - сказал Владимир Миллер.

Днепр может забыть о крупных проектах: в мэрии дали печальный прогноз на 2020 год 4

Изъятия или реверсные дотации

«Крупные города, где сосредоточены крупные предприятия и работодатели, перечисляют НДФЛ своих работников в городские бюджеты. Нет, НДФЛ перечисляют все, но там суммы других порядков. Так вот, НДФЛ делится в такой пропорции: 60% остается в городе, 40% идет в госбюджет. Это – основной принцип децентрализации. Есть еще такое понятие, как реверсные дотации, когда успешные города помогают выживать менее успешным. Днепр по таким показателям впереди всей Украины.

На будущий год нам этот показатель увеличили на 25%. Получается, что нам невыгодно заставлять работодателей платить всю зарплату работникам «в белую», поскольку тогда больше у нас заберут. Или как? А как же борьба с теневым бизнесом? Ответа мы не услышали», - пояснил заместитель городского головы Днепра.

Могут в общем урезать городской бюджет на 1,2 млрд грн, а могут и на все 2

«В целом бюджет Днепра на 2020 год будет меньше нынешнего и составит около 13 миллиардов гривен вместо 14,7 миллиардов гривен бюджета нынешнего. Если все пойдет по катастрофическому сценарию, то город недосчитается около 2 миллиардов гривен. Это – ровно столько, сколько в этом году идет на социально-экономическое развитие города. И тогда придется все проекты по ремонту дорог, развитию парков, обновления фасадов и прочее свернуть. Будут выполняться только защищенные статьи городского бюджета, о чем я говорил ранее.

Если все пойдет по просто очень плохому сценарию, то город недосчитается около 1,2 миллиарда гривен. И тогда ремонтировать будем текущим ремонтом только то, что уже реально «горит», - резюмировал Владимир Миллер.

Алексей Логинов

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.