Игровые автоматы не исчезнут: как Слуги народа хотят легализовать игорный бизнес в Украине

Игровые автоматы не исчезнут: как Слуги народа хотят легализовать игорный бизнес в Украине

Законопроект о легализации игорного бизнеса не дает покоя Верховной Раде - речь идет о многомиллиардном рынке. Сейчас в парламент внесен альтернативный законопроект №2285-1. На пресс-конференции в медиацентре Информатор Киев уполномоченная Антимонопольного комитета Украины в 2015-2019 годах Агия Загребельская и редактор сайта «Нашi грошi» Юрий Николов высказали свое мнение об этом документе.

Напомним, что автор законопроекта – народный депутат от партии «Слуга народа», руководитель подкомитета по вопросам организации и налогообложения игорного бизнеса комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики О. Р. Марусяк.

Глобальных изменений не предусмотрено

По мнению Агии Загребельской, к сожалению, все наши ожидания от легализации игорного бизнеса так и не оправдались.

«На данный момент после ознакомления с этим законопроектом можно констатировать, что засилье на улицах украинских городов всех этих лото-мутантов, которое мы видим сегодня, существенно не уменьшится. Вероятно, мы увидим исчезновение этих лото-мутантов из МАФов или киосков, но глобальных изменений не предусматривается.

11 ноября, прошел круглый стол в «Укринофрме», на котором присутствовали представители бизнеса, общественности. Все крайне негативно высказались относительно этого законопроекта. Мнение экспертов также такова, что это – неудачная модель легализации игорного бизнеса, которая при ее реализации превратит Украину в сплошную игровую зону, вроде Мальты или чего-то подобного, чего украинцы явно не хотят. Если законопроект будет принят в его нынешней редакции, то мы получим то же самое, что и имеем сегодня, просто в легальном виде», - считает Агия Загребельская.

По мнению Агии Загребельской, нынешний вариант законопроекта просто легализует то, что есть
По мнению Агии Загребельской, нынешний вариант законопроекта просто легализует то, что есть

Речь не о выводе игорного бизнеса просто из тени, а в резком уменьшении его объема

«Теневому игорному бизнесу уже некуда увеличиваться. Сегодня мы имеем такой объем этого бизнеса в тени, что даже если 50% его легализуется, а остальные 50% его просто исчезнет, то все равно это будет слишком много для такой страны, как Украина. Он по-прежнему останется общедоступным, точки его размещения практически не изменятся. Вопрос не в том, чтобы легализовать эти 50% игорного бизнеса в стране, а в том, чтобы существенно уменьшить его объем и существенно усложнить доступность к нему населения. Вот в чем вопрос. Повторюсь, если законопроект примут в его нынешней редакции, то всего этого не произойдет.

Возможно, это происходит потому, что законопроект готовили непрофессионалы в этой сфере. Плюс то, что сейчас происходит в Верховной Раде – уже зарегистрированы 7 аналогичных законопроектов, которые, по сути, не отличаются друг от друга в аспектах, волнующих население. А это значит, что все, что происходит вокруг легализации игорного бизнеса в стране, попытка владельцев игорного бизнеса сохранить статус-кво, завалив парламент разнообразными по тексту, но не по форме законопроектами, их обсуждениями, голосования, правками, что отложит легализацию еще на годы.

Поэтому чиновникам, работающим над легализацией игрового бизнеса, необходимо поставить в первый приоритет интересы граждан, а не интересы бизнес-групп и отдельных бизнесменов, зарабатывающих на этом секторе рынка. Как только это произойдет, все проблемы исчезнут сами по себе», - сказала Агия Загребельская.

В предлагаемые законопроекты заложены хотелки всех без исключения владельцев нелегального игорного бизнеса

По словам Юрия Николова, очевидно, что этим законопроектом происходит просто троллинг Кабмина и попытки завалить процесс легализации игорного бизнеса на корню.

«Ни один из поданных законопроектов не ставит целью уменьшение количества игровых заведений. Все они практически нацелены на полную ликвидацию «белой» бумажной лотереи, зато они все оставляют лазейки для сохранения на улицах городов сотен тысяч этих лото-мутантных салонов. Я не могу представить себе ни одной европейской страны, в которой на центральной улице любого ее города можно было бы, покрутив головой, увидеть несколько таких салонов. У нас все это есть даже в самом центре Киева. Но именно это и предлагается легализовать.

Дошло уже до того, сам слышал, что народный депутат Александр Дубинский – автор одно из этих законопроектов рассказал, что в Киеве, по его словам, уже фактически легально существует 4 больших казино. По его же словам, каждое такое казино в год приносит его собственникам 25 миллионов долларов прибыли, и очень небольшая часть этих миллионов долларов способна делать чудеса с теми, кто пишет тексты таких законопроектов.

В Киеве уже работают 4 больших казино
В Киеве уже работают 4 больших казино

Поэтому ничего хорошего от таких законопроектов ждать не приходится. Возможно, надеюсь, что президента Владимира Зеленского окажется достаточно сил, желания и политической воли выполнить свое же желание, а легализация игорного бизнеса и уничтожение его на улицах городов было личной инициативой Владимира Зеленского. Возможно, в Офисе президента предложат свой, чисто президентский вариант такого законопроекта, который будет кардинально отличаться от того, что предлагается сегодня», - высказал свое мнение Юрий Николов.

Пополнить-то бюджет легализацией игорного бизнеса можно, но…

«Легализация любого бизнеса помогает пополнять бюджет. Но важно понимать цель легализации именно игорного бизнеса. В данном случае надо говорить не о наполнении бюджета, а о защите интересов граждан. Если мы наполним бюджет на пару-тройку миллиардов гривен, но при этом будет распространяться игромания, будут играть несовершеннолетние дети, малообеспеченные группы населения в азартные игры и, соответственно, расти преступность, в том числе и уличная, общество от такого наполнения бюджета не выиграет», - комментирует Агия Загребельская.

«Я тут проанализировал возможные доходы государства от легализации игорного бизнеса даже в законопроекте Кабмина, и обнаружил, что там заложены две гигантские дыры, где государство вообще не собиралось контролировать доходы игорного бизнеса. Это лицензионные сборы от так называемых ставкоматов и видео-лототерминалов. По видео-лототерминалам вообще не придумали ставку лицензионного сбора, а по ставкоматам в букмекерским конторам не предусмотрели их предельного количества. То есть, букмекер мог бы установить один легальный ставкомат и еще 20 не лицензированных», - дополнил Юрий Николов.

«Когда в Грузии прошла легализация игорного бизнеса, то там в первые пару лет поступления в бюджет от азартного бизнеса росли. А потом, поскольку государство не предусмотрело эффективного механизма контроля и ограничения по доступности к играм, то количество поступлений стало падать, а количество игровых залов расти. Аналогичную картину мы можем получить и в Украине», - напомнила Агия Загребельская.

Чтобы число залов игровых автоматов не росло, нужен эффективный механизм контроля и ограничения по доступности к играм
Чтобы число залов игровых автоматов не росло, нужен эффективный механизм контроля и ограничения по доступности к играм

Чего еще ждать украинцам от подобных законопроектов

«Если любой из них в том виде, в котором предлагаются, станет законом, то тогда из правового поля правоохранителей выпадают игра в наперстки и гадание в публичных местах. Купил лицензию и вперед!», - комментирует Юрий Наколов.

«Что касается последствий некачественной легализации игорного бизнеса, то через несколько лет, когда к власти придут иные политики, то они «по требованию народа» снова запретят игорный бизнес. «Игорка» никуда не денется, а просто вся уйдет в тень, как это имеем сегодня», - подытожила Агия Загребельская.

Алексей Логинов

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.