Кому выгодно разделение Укрзалізниці на три компании: украинцам или олигархам

Кому выгодно разделение Укрзалізниці на три компании: украинцам или олигархам

31 октября в медиацентре «Информатор Киев» политический консультант Сергей Быков рассказал, почему «Укрзализницю» могут разделить на три компании, как это отразится на состоянии украинской железной дороги и кто в первую очередь выиграет и пострадает от этого решения.

Разделение Укрзалізниці как одно из требований ЕС

«Украина подписала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, в соответствии с которым ЕС пытается унифицировать все нормы, связанные с железнодорожным транспортом, газоснабжением и энергетикой, а также разделяет монопольные компании на три составляющие, – комментирует Сергей Быков, политический консультант и глава аналитического центра «Инполит».

Как правило, это оператор инфраструктуры, компания, которая поставляет газ, электроэнергию или услуги, и компания, которая добывает сырье или производит товар. То есть должно быть три разные компании, и это касается как энергетики, так и транспорта. Сегодня у «Укрзалізниці» монополия на все железнодорожные перевозки, в связи с чем сейчас пытаются внедрять определенные пилотные проекты, которые разрешат частным компаниям использовать собственные локомотивы и самостоятельно перевозить свои товары. Однако это представляет собой большую проблему для Украины, поскольку создание открытого рынка с возможностью допуска на украинскую железную дорогу частных перевозчиков вообще уничтожит «Укрзализниці» и железную дорогу как таковую», – отметил эксперт.

Почему частные перевозчики могут уничтожить «Укрзалізницю»

По словам Сергея Быкова, на сегодняшний день частные компании берут в аренду вагоны или локомотивы «Укразализныци» для того, чтобы перевезти свои товары из пункта А в пункт. На этом компания как раз и зарабатывает основные деньги.

«У нас только треть всех путей является прибыльными, и треть перевозок, которые обеспечивает «Укрзалізниця», приносят ей прибыль. Это позволяет дотировать пассажирские перевозки. В том случае, если мы позволим частным компаниям покупать свои локомотивы и полностью обеспечивать свои перевозки, то пассажирские перевозки останутся без денег. Соответственно, у «Укрзалізниці» не будет денег, чтобы поддерживать инфраструктуру, ремонтировать вагоны и модернизировать локомотивы, что приведет к полному уничтожению пассажирских перевозок.

Первым, кто пострадает от этого, это пригородное сообщение, люди, которые ездят на дачи и в села. Они не смогут этого делать, поскольку стоимость билетов возрастет от 30% до 300%. То есть сейчас, условно говоря, билет на электричку стоит 20 грн., а будет стоить в три раза больше – 60 грн, – считает Сергей Быков.

Билеты на пригородные электрички могут сильно вырасти
Билеты на пригородные электрички могут сильно вырасти

Более того, даже такое существенное повышение стоимости билетов не приведет к улучшению качества сервиса. Наоборот, у «Укрзалізниці» не будет денег поддерживать инфраструктуру в том состоянии, в котором она сейчас. А изношенность колеи уже составляет 92%. Ее нужно ремонтировать и модернизировать, но если государство не сможет это делать из-за отсутствия денег и не будет получать прибыль от грузовых перевозок, то у нас повториться ситуация, которая сложилась в США».

Какая ситуация с железными дорогами в США

«С самого начала в США были частные перевозчики. Но когда в Америке произошел индустриальный бум, и началось строительство огромного количества железных дорог и вокзалов, количество ж/д путей и их стоимость не позволяли эффективно осуществлять перевозки. Первыми, кто пострадал, стали пассажирские перевозки, ведь во время развития автомобильных дорог и малого авиадвижения, стоимость перевозок железной дорогой стала намного выше, чем перевозки автобусами или самолетами, – отмечает эксперт. В результате в 1971 г. американцы создали государственную компанию «Amtrak», которая обеспечивает магистральные сообщения пассажиров. Правительство национализировало часть инфраструктуры и колеи, и дотирует эту компания в размере 2 млрд. дол. В конце концов, из-за кризиса транспортной инфраструктуры уничтожилась почти половина ж/д путей. Если в 60-х годах в США было свыше 400 тыс. км. железнодорожных путей, то сейчас общая протяженность ж/д путей – чуть больше 200 тыс. км. Это привело к тому, что большие вокзалы, в частности самый большой вокзал в мире – Детройтский вокзал, просто забросили. Железную дорогу порезали на метал и переплавили».

Главная проблема «Укрзализниці»

По словам Сергея Быкова, главная проблема «Укрзалізниці» – это кризис управления. «Почему-то украинская власть покупает поезда, которые совершенно не характерны для Украины. Правительство закупает тепловозы, хотя весь мир переходит на электрическую тягу. А если и закупают тепловозы, которые работают на угле или дизеле, то их просто ремонтируют и модернизируют среди тех, которые производили в Украине, Советском Союзе и Европе в 60-70-х годах. Почему-то украинская власть закупает у General Electric не электропоезда, а именно эти тепловозы, которые совершенно не характерны для Украины и стоят в несколько раз больше советских аналогов, которые есть в Украине и их нужно просто модернизировать, поставить на рельсы, и возить в них пассажиров и коммерческие грузы».

Украина закупает тепловозы General Electric, которые значительно дороже украинских аналогов
Украина закупает тепловозы General Electric, которые значительно дороже украинских аналогов

К чему может привести решение о разделении «Укрзалізниці»

«Законопроект № 1196-1 «О железнодорожном транспорте» – это всего лишь продолжение политики власти по распродаже украинского имущества и богатства, – считает Сергей Быков. – Украинская железная дорога – одна из самых больших в Европе по протяженности, одна из наиболее электрифицированных, имеет безграничный инфраструктурный и транзитный потенциал.

Но сейчас власть продолжает проводить политику уничтожения «Укрзалізниці». Фактических реформ не проводят, а, наоборот, принимают решения, которые уничтожают компанию. В результате это приведет к полному внешнему управлению Украиной и нашей железной дорогой, а также у нас полностью уничтожат пассажирский транспорт в перспективе 3-5 лет. Сначала уничтожат пригородное сообщение, поскольку оно будет абсолютно не ликвидным, поезда будут изнашиваться, а люди не смогут оплачивать стоимость билета. Следующий шаг – это полный коллапс межгородских и межрегиональных пассажирских перевозок».

Кто заинтересован в разделении компании

По мнению эксперта, наиболее заинтересованными в частной тяге являются украинские олигархи. «Им намного лучше проводить самостоятельные перевозки своих грузов, поскольку они не будут платить огромные деньги за тариф за использование общенациональной инфраструктуры, и не будут тратить деньги на Украину.

Но отдать наибольший источник доходов Укрзалізниці частникам – это абсолютно антигосударственное решение. Более того, в этом законопроекте указано, что мы будем создавать агентство, которое будет устанавливать тарифы на использование железной дороги, но будут ли прозрачными эти тарифы – нет».

Что нужно сделать Зеленскому, чтобы изменить ситуацию

«Президент должен обратить внимание на проблему Укрзалізниці, посмотреть, кто является членами правления, и ликвидировать ту коррупцию, которая существует внутри наибольшего монополиста в Украине, – отметил Сергей Быков. – Чтобы защитить украинцев, нужно отозвать этот законопроект, довести «Укрзализницю» до конкурентоспособного состояния, модифицировать старые и закупить новые вагоны, а также модернизировать тяговый состав.

Елена Морозова

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.