Экономика

Бизнес в Украине опять начали «кошмарить» инспекторы по труду: что нового

10 октября, на пресс-конференции в медиацентре «Информатор» юристы рассказали о том, что в Кабмине снова приняли постановление о проверках бизнеса. Что предусматривается на этот раз – читайте в Информатор Деньги.

В чем суть проблемы

На этот вопрос отвечала управляющий партнер юридической компании CompLex Group Елена Доненко.

Немного предыстории. «В апреле 2017 года Кабмин впервые принял достаточно революционное постановление о проверках бизнеса Гострудом (Госинспекции по вопросам труда – ред.). Тогда ввели такое понятие как «инспекционное посещение» всех предпринимателей, использующих наемный труд. Мы не согласились с таким постановлением и обжаловали его в Киевском окружном административном суде еще в 2017 году. В итоге 14 мая 2019 года 6-й Апелляционный суд отменил это постановление Кабмина №295, которое утверждало порядок проверок Гострудом», — сказала Елена Доненко.

Что имеем сегодня. «Кабинет министров и Гоструда подали кассационные жалобы на решение 6-го Апелляционного суда в Верховный суд Украины, и они там уже зарегистрированы. Производство по этим жалобам уже открыто, но дата заседания еще не назначена. То есть, процесс еще не исчерпан, поскольку есть кассационная инстанция, которая должна принять свое решение.

Но с 14 мая этого года такое понятие как «инспекционное посещение» не действует. С того дня ни одного инспекционного посещения по постановлению №295 не проводилось. Хотя прошлый состав правительства еще Гройсмана, понимая, что в кассационной инстанции перспектив нет или по другим причинам на заседании 21 августа 2019 года принял другое постановление №823, которое полностью аналогично постановлению №295. И с 21 августа инспекционные посещения возобновлены. Инспектор Гоструда в любой момент может проявиться у юридического лица или у ФОП, который использует труд наемных работников, с проверкой. И наложить на них штраф в случае выявления нарушений в сфере Трудового законодательства Украины.

Суммы штрафов огромны, и если выявлено нарушение в оформлении нескольких сотрудников, штрафы могут исчисляться миллионами гривен», — сообщила Елена Доненко.

Что теперь с этим делать. «Если у вас есть наемные работники, то они, безусловно, должны быть оформлены строго в соответствии с действующим законодательством.

Если инспектор Гоструда к вам уже пришел с проверкой, тут есть два варианта: допустить к проверке или не допустить. Если вы не допускаете к проверке, то вам будет выписан штраф в 417300 гривен. При этом постановление о штрафе будет вынесено автоматически, если инспектора вы не допустите к проверке. Но у вас есть возможность с адвокатом оспорить этот штраф в судебном порядке. И нужно понимать, что согласно постановлению №823, инспектор имеет право сначала опросить под видеозапись сотрудников предприятия, а потом объявить о проверке.

Если проверка все-таки началась, вы должны отдавать себе отчет, что хоть какие-то нарушения инспектор в любом случае найдет и акт составит. По теории законодательство предусматривает вашу возможность дать свои возражения и занести их в акт проверки. Но практика показывает, что это – пустая трата времени, нервов и денег. Территориальное управление Гоструда в Днепропетровской области еще ни разу такие возражения не учитывает, говорю из собственной адвокатской практики. После акта вам выдают предписание того, что надо сделать, чтобы устранить выявленные нарушения. И месячный срок на их устранение. После этого вам выносится постановление о наложении штрафа.

По словам Елены Доненко законодательство предусматривает возможность дать свои возражения и занести их в акт проверки Инспекции по труду. Но практика показывает, что это – пустая трата времени, нервов и денег.

А действующий на сегодня закон говорит четко: если лицо в течение месяца устранило все нарушения, указанные в предписании, финансовые санкции к нему не применяются. Но постановление №823 закону противоречит и говорит, что финансовые санкции в таком случае не применяются, если нарушения не касаются неоформленных сотрудников. Штраф за каждого неоформленного работника сегодня составляет 125300 гривен.

Важно именно в данный вам месячный срок на исправление нарушений обратиться к адвокату и подать исковое заявление в суд на инспектора Гоструда, выписавшего вам этот штраф. И дальше все зависит от суда, который штраф может отменить, а может и нет. Но алгоритм ваших действий в случае проверки Гоструда пока именно таков. Но мы уже с коллегами обратились в Киевский окружной административный суд с жалобой на незаконность постановления Кабмина №823», — пояснила Елена Доненко.

Есть ли отличия в постановлении №823 отличия от постановления №295

Этот вопрос освещала адвокат юридической компании CompLex Group Юлия Франскевич.

«То, что мы увидели в постановлении №823, не оставило нам иного выбора, кроме обращения в суд с требованием признания ее противоречащей действующему законодательству о труде в Украине. Больше всего нас в этом постановлении возмутило то, что через 3 месяца после того, как суд признал незаконным постановление №295 и отменил его на основании того, что там был целый ряд нарушений требований действующего законодательства Украины и Международной конвенции по организации наемного труда, Кабмин принимает аналогичное по содержанию постановление, допуская те же самые процедурные нарушения при его принятии.

Законодательство требует согласование любого регуляторного акта, а все постановления Кабмина – регуляторные акты, с Государственной регуляторной службой Украины, поскольку они влияют на развитие предпринимательства в стране. Правительство дважды – в 2017 и в 2019 годах это требование проигнорировал. И 21 августа руководитель Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина на это на заседании Кабмина указывала. Но Кабмин ее комментарии проигнорировал. Это и стало основанием нашего обращения в суд.

Еще одним основанием обращения в суд стали противоречия постановления и прочих законов Украины и международных конвенций о труде, ратифицированных Украиной. Например, все проверяющие органы страны должны руководствоваться законом «Об основных принципах государственного надзора и контроля в сфере хозяйственной деятельности». И он четко определяет, что все государственные проверяющие органы могут проводить проверки в двух формах плановых и внеплановых проверок. Кабмин ввел третью «форму» — инспекционные посещения, чего он делать не мог ни в коем случае. Далее, есть КЗоТ, ст. 259 которого гласит, что проверки трудового законодательства распространяются на юридических лиц и ФОП, а Кабмин внес сюда еще и физических лиц, использующих наемный труд. Это умышленно или неумышленно размывает понятие порядка проведения таких проверок. А это создает коррупционные риски при проведении подобных проверок.

Юлия Франскевич заявила, что Кабмин дважды — в 2017 и 2019 годах полностью наплевал на требования Государственной регуляторной службы Украины

Из отмененного постановление в новое правительство просто перенесло норму, что инспекторы по труду могут быть не только служащими Гоструда, но и работниками органов местного самоуправления, что напрямую противоречит КЗоТ», — рассказала Юлия Франскевич.

Почему инспекторы по труду не могут быть сотрудниками органов местного самоуправления

Этот вопрос освещал управляющий партнер АО «Новум» Василий Пидлужный.

«Этот вопрос должен волновать всех предпринимателей, поскольку размеры штрафов просто огромны. А инспекторы могут сразу передавать постановления о штрафах в Исполнительную службу, которая будет арестовывать счета, списывать с них деньги, создавать большие проблемы для ведения бизнеса.

После того, как было открыто исполнительное производство, вас автоматически заносят в реестр должников, и вы уже не можете осуществлять операции с движимым и недвижимым имуществом, вашим партнерам начинает неуютно с вами работать. Но ведь есть целый ряд штрафов, которые обретают обязательность только после решения суда.

Теперь относительно органов местного самоуправления. Тут возникает коллизия, при которой сразу три органа получают право контролировать одно и то же. Инспекция Гоструда, Налоговая служба и созданная, например, в Днепровском горсовета Инспекция по труду. А законом четко определено, что определенный вопрос может контролировать только один государственный орган. Закон определяет определенные ограничения для государства и рамки для бизнеса, чтобы он четко понимал: кто и что у него проверять может. А тут Кабмин «ломает» рамки закона, и бизнесмен уже не понимает, кто и с чем к нему может прийти. Это – абсолютно недопустимые вещи.

Принятие постановления №823, на мой взгляд, является элементарным невыполнение решения суда об отмене постановления №295, поскольку оба постановления друг от друга, по сути, не отличаются.

По словам Василия Пидлужного принятие постановления №823, является элементарным невыполнение решения суда об отмене постановления №295

Хочу отметить, что в Верховную Раду уже внесен законопроект о правилах наложения штрафов, где бизнес невозможно будет оштрафовать без предварительного предупреждения и предоставления срока исправления обнаруженных недостатков.

Кстати, насчет обязательного официального трудоустройства. Нельзя жить по КЗоТ, которому более 40 лет, в условиях полностью рыночной экономики, тем более, когда уже работает целый ряд видов найма работников – контракты, аутсорсинг и так далее. Тут надо принимать комплексный подход к решению этой проблемы», — комментирует Василий Пидлужный.

Алексей Логинов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

загрузка...

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: