Майдан, выборы, падение Зеленского: что может принести Украине Формула Штайнмайера

Майдан, выборы, падение Зеленского: что может принести Украине Формула Штайнмайера

7 октября, на пресс-конференции в медиацентре «Информатор Киев» политологи ответили на вопрос – поможет ли Формула Штайнмайера принести мир на Донбассе или это просто капитуляция Украины, и что еще нам это может дать. 

Проблема намного сложнее, чем кажется

По словам политолога Александры Решмедиловой, заявленная тема очень многогранна.

«Предлагаю поделить ее на несколько моментов. Это – выполнение Минских соглашений, законодательная база, требующаяся для осуществления следующих шагов, анонс Нормандского формата, протесты и концепция реинтеграции Донбасса.

Концепция реинтеграции Донбасса на сегодня во много не ясна. Было громкое заявление господина Данилюка о том, что надо сделать человекоориентированную концепцию по возвращению людей Донбасса. То есть, важнее возвратить не территорию, а людей. А как? Данилюк, будучи еще секретарем СНБО, попросил Кабмин разработать такой документ. Восстанавливать Донбасс он предлагал за счет регионального бюджета, госбюджета и за счет вливаний мировых финансовых институтов, пообещавших дать на это кредиты. Хотя конкретики там было немного. Еще есть надежда на анонсированный в конце октября Инвестиционный форум в Мариуполе.

Восстанавливать Донбасс придется похоже Украине
Восстанавливать Донбасс придется похоже Украине

Программа правительства, которую они представили в Раде и которую поддержали, хотя своих сил на это у «Слуги народа» не хватило, пришлось призывать на помощь внефракционных депутатов и группу «За майбутне». Но остальные фракции – «Оппозиционная платформа – За життя», «Батькивщина», «Европейская солидарность» и «Голос», что, на мой взгляд, понижает доверие в этой программе. Но, с другой стороны, Кабмин иммунитет на целый год получил. Программа рассчитана на 5 лет, там нет ни слова о реинтеграции Донбасса. Вопрос: что еще 5 лет его никто реинтегрировать не собирается?

Поэтому по формуле Штайнмайера нужно готовить новый закон об особом статусе Донбасса. Он приблизит там мир, или это просто будет предлогом для встречи в Нормандском формате, как это пытаются представить у Зеленского, говоря, что без подписания формулы Штайнмайера нельзя было готовить эту встречу.

Поэтому у меня возникает очень много вопросов, поскольку действующий до конца этого года закон о статусе ОРДЛО, продлеваться, скорее всего, не будет. Нового ничего не представляется, а из разъяснительных обращений президента Зеленского, чтобы снизить градус протестов, что будет широкий диалог с общественностью, хотя и непонятно, как и когда, пока также ничего не ясно. А социологяи показывает, что общество далеко не все инициативы власти поддерживает в том виде, как она себе это видит.

Формула Штайнмайера пока дает некую последовательность действий, которая кем-то критикуется, кем-то приветствуется. Если посмотреть вглубь протестных настроений, то все протестуют против разных вещей. А учитывая то, что предлагают в протестных группах «от Порошенко», можно четко сказать, что их предложения оттолкнут большую часть населения. Искать слабинку в позиции новой власти протестанты будут, возможно, если найдут – бить в нее, но сильной угрозы ей не создадут.

Формула Штайнмайера подталкивает и к досрочным местным выборам, только когда и во всей стране или нет, пока также не ясно. И чем быстрее команда президента даст ответы на эти вопросы, тем больше поддержки у нее будет снова», - считает Александра Решмедилова.

У протестных групп нет единства. В том числе и из-за Порошенко
У протестных групп нет единства. В том числе и из-за Порошенко

Что в результате может потерять президент Зеленский

Этот блок вопросов освещал политолог, кандидат политических наук Алексей Якубин.

«Один из первых результатов по поводу формулы Штайнмайера мы уже увидели. Разведение войск в 2 точках линии разграничения не состоялось. Официальная позиция Украины – возобновление обстрелов с противоположной стороны. А для начала разведения надо 7 дней непрерывной тишины. Неофициальная: в контексте протестов и заявлений, как я их называю, групп агрессивного меньшинства, что позиции нашей армии займут «те ребята», это сыграло свою роль. И теперь разведение отодвинулось еще, как минимум, на 7 дней. А если и еще 7 дней, то Нормандская встреча в Париже отодвинется вообще на ноябрь. А ее определенная ранее дата – 25 октября. А зимой многие процессы на линии разграничения будет сделать куда сложнее: солдаты не просто сидят в окопах, у них там есть достаточно развитая инфраструктура, и куда ее зимой девать?

По моему мнению, Владимир Зеленский должен четче озвучивать свою позицию, поскольку митингующие, даже если они протестуют искренне, все равно представляют некое меньшинство населения. А власть, вместо однозначно выраженной позиции, когда президент Зеленский заявил, что он выражает мнение 73% украинцев, которые хотят мира, что показали и парламентские выборы, четко этого не выражает. Если Владимир Зеленский пытается понравиться и этому меньшинству, которое не поддержала его на выборах, то он ей все равно не понравится. Он может делать все, что угодно, но он – не Петр Порошенко и не лидер националистических групп населения, и только поэтому он им никогда не понравится. А вот поддержку своего избирателя он может при этом очень легко потерять.

Разграничение зимой может стать очень проблемным
Разграничение зимой может стать очень проблемным

Второй нюанс – отсутствие коммуникации с обществом. У «Слуги народа» в Раде 254 депутата. А они рассказывают людям, что такое формула Штайнмайера? А это просто последовательность выполнения Минских соглашений, подписанных еще в 2015 году. Сначала принимается закон о выборах на неподконтрольной территории, затем проводятся выборы под жестким контролем ОБСЕ, которые признаются легитимными только по заключению ОБСЕ. Вот и все. Можно это было сделать?

За 5 месяцев после избрания Зеленского президентом еще не было ни одной его личной пресс-конференции внутри страны. Брифинги были, но полноразмерной пресс-конференции, где его могли бы спрашивать обо всем, не было. И противники президента этим активно пользуются. Смотрите, он же сам не уверен в том, что делает. И если он будет отмалчиваться дальше, то это его положение только усугубит», - сказал Алексей Якубин.

«Я расцениваю его недавнюю встречу с президентом Белоруссии на форуме по развитию регионов в Житомире Александром Лукашенко как возможность для Зеленского, после его возвращения из-за океана, воспрянуть духом. Хотя и реплика Лукашенко по поводу усиления экономического сотрудничества между нашими странами, что да, конечно, это – прекрасно, но совсем крепко нам дружить не позволят, стала остужающим душем. Если не прошло до конца с белорусами, то как тогда Зеленский будет привлекать обещанные иностранные инвестиции? Кроме того, Минск – лучшее место по переговорам по Донбассу, так как никто, кроме Лукашенко, не знает ситуацию там так глубоко.

В действиях и предложениях нашей власти пока нет тех проектов, которые могли бы глобально оздоровить экономику. Хорошо, что Зеленский прилетел в Житомир самолетом и увидел тот еще аэропорт. А ведь его Кабмин пообещал за 15 лет 15 современных аэропортов. Интересно, как и за что это будет делаться?», - дополнила Александра Решмедилова.

Лукашенко четко дал понять, что полной дружбы между Украиной и Беларусью быть не может. Из-за России.
Лукашенко четко дал понять, что полной дружбы между Украиной и Беларусью быть не может. Из-за России.

«Еще момент: насколько Зеленский и его команда смогут разрулить ситуацию с националистическими организациями. А там есть, грубо говоря, группа Порошенко, группа Андрея Билецкого, не надо забывать, что и Арсен Аваков был против выполнения Минских соглашений в их формальном тексте.

В Америке главная тема новостей сегодня – скандал по поводу того, что Дональд Трамп якобы пытался вовлечь Украину в американские выборы своими переговорами по телефону с Владимиром Зеленским. Особенно по поводу прекращения при Петре Порошенко расследования НАБУ по делу сына Джо Байдена в Украине и его деятельности в компании «Буризма». По этому поводу глава НАБУ Сытник будет вызван в Конгресс США для показаний.

А по поводу Минских соглашений и Донбасса Трамп просто отослал Зеленского напрямую к Путину. Поэтому Нормандская встреча для Зеленского будет очень важна, поскольку это будет первый его непосредственный разговор с Путиным с глазу на глаз.

В ситуации вокруг формулы Штайнмайера, по-моему, уже даже не важно, что там говориться, а в том, какой путь выхода из нее выберет Зеленский. Пойдет на поводу у агрессивных групп меньшинства или будет выполнять обещанный большинству украинцев на выборах курс на мир. А кроме Нормандской встречи, ему во втором случае придется преодолевать сопротивление Рады в имплементации формулы Штайнмайера, в том числе и в «своей» фракции, где она также нравится не всем», - комментирует Алексей Якубин.

Алексей Логинов

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.