Информатор Деньги

Днепр

Почему у Филатова метро в Днепре строится хорошо, а у правоохранителей — не очень

11 сентября 2019 года суд разрешил следователям доступ к документам по подземке, ведь они подозревают, что со строительством не все идет гладко. Мэр все обвинения отрицает и выступает на телевидении с упреком о непоправимом имиджевом уроне из-за активности правоохранителей.

25 сентября городской голова Днепра Борис Филатов дал интервью программе «Грани» на 34 канале.

В частности, мэр говорил о нападках на турецкую компанию «Limak», которая занимается строительством подземки в Днепре. Хотя, по мнению мэра, прозрачность всего процесса — вне всякого сомнения. «Я езжу, стараюсь налаживать международные связи, в город приезжают серьезные люди. Вот недавно, например, приезжал турецкий посол. А в это время различные заинтересованные, я не знаю в чем, правоохранительные органы, начинают третировать компанию «Limak», — передает словам городского головы Бориса Филатова пресс-служба горсовета. — Турецкую компанию, которая имеет международный авторитет, которая построила в Стамбуле один из крупнейших в мире аэропортов, которая построила торговый порт в Измире и железнодорожный вокзал в Анкаре. Все это закончится международным скандалом. Будет ли это выгодно Днепру и Украине — большой вопрос.

Заммэра Днепра Михаил Лысенко тоже всегда говорил, что с метро у нас все хорошо

Подобного рода практика в мировой истории не приемлема. Когда к Днепру приезжают крупные институциональные турецкие компании «Limak», «Onur» — компании с многомиллиардными оборотами, с проектами по всему миру, — а к ним пытаются шнырять местные дельцы от правоохранительных органов, то люди этого не понимают. Это плохо для города и это плохо для страны. Прозрачность строительства метро в Днепре выведена на самый высокий международный стандарт: здесь и Европейский банк реконструкции и развития, и крупнейшая турецкая компания, польский инженер. Грубо говоря, власть выступает просто как пассивный заказчик. Если кто-то хочет покопаться там своими «грязными руками», они, наверное, нанесут стране, в имиджевом плане, непоправимый урон».

Мэр Днепра не раз инспектировал стройку

Но, по мнению самих же горожан, со строительством метро не все так хорошо, как говорит мэр. На своей странице в ФБ Александр Дзюба опубликовал постановление Бабушкинского райсуда Днепропетровска об уголовном производстве по строительству метро №22019040000000064 от 28 августа 2019 года.

Следователи подозревают, что для снижения сметной стоимости работ генеральным подрядчиком — турецкой компанией «Limak» был введен проход тоннелей так называемым «новоавстрийским» методом. Этот метод предусматривает буровзрывной способ проходки и монтаж монолитной бетонной обработки (вместо сборных чугунных тюбингов) на большом расстоянии от забоя. Предварительно, расследование идет по ч. 2 ст. 364 УК Украины (злоупотребление властью или служебным положением). Максимальное наказание – лишение свободы на срок от 3 до 6 лет).

Для того, чтобы начать использовать «новоавстрийский» метод, нужно было внести изменения в техдокументацию. Более того, эти изменения должны пройти экспертизу. По данным досудебного расследования, 29 марта этого года ГП «УКРДЕРЖБУДЕКСПЕРТИЗА» выдало экспертный отчет по предложенным турецкой компанией изменениям.

11 сентября следственный судья Бабушкинского райсуда Днепропетровска Юрий Слищенко предоставил временный доступ к договорам, допсоглашениям, документам бухгалтерского и налогового учета, сметной документации, справкам, актам и отчетам «ДНІПРОМЕТРОБУД», «Дніпровський метрополітен», а также документам по корректировке проекта строительства подземки, которые есть у «УКРДЕРЖБУДЕКСПЕРТИЗИ».

Почему это важно

Напомним, что в июле 2016 года прошел международный тендер на строительство метро в Днепре. Победителем стала турецкая компания Limak. К себе в субподрядчики Limak нанял «Дніпрометробуд» и «Київметробуд».

Кредит в размере 304 млн евро выделили Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Эти деньги частями Днепр получает в виде субвенции из госбюджета. В проекте бюджета Украины на 2020 год за счет субвенции планируют выделить на достройку метро 812 млн грн.

Место, куда уходят миллиарды гривен

Информатор Деньги писал, что о темпах строительства метро могут рассказать цифры выполнения бюджета Днепра, в которых видно сколько использовали субвенции на достройку подземки.

— из выделенных на достройку метро в 2016 году 658 млн 625 тыс. 473 грн освоили 611 млн 422 тыс. 810 грн (92,8% от всей суммы)

— из выделенных на достройку метро в 2017 году 648 млн 528 тыс. грн освоили 33 млн 074 тыс. 197 грн (5,1% от всей суммы)

— из выделенных на достройку метро в 2018 году 1 млрд 367 млн 428 тыс. 300 грн освоили 411 млн 226 тыс. 072 грн (30,1% от всей суммы)

— из выделенных на достройку метро 1 млрд 392 млн грн субвенции из госбюджета на I полугодие 2019 года освоили 166 млн 721 тыс. 639 грн (12% от всей суммы).

Соглашение с ЕБРР заключено в 2012 году, а с ЕИБ — в 2013 году. Первая кредитная линия действует до 2027 года, а вторая — до 2044 года. Так что за метро Днепр будет рассчитываться еще долго.

Тимофей Нагорняк

ФОТО – сайт Информатор

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: