В Днепре врач рассказала, как родителям сберечь нервы их детей

В Днепре врач рассказала, как родителям сберечь нервы их детей

24 сентября, в программе «Разговор с врачом» на радио «Информатор FM 107,3» детский невролог Еленой Самостян рассказала о том, как сберечь нервы детей, о синдроме «7 сентября», болезнях, связанных с ним, влиянии школьных оценок, буллинге и многом другом.

Что такое синдром 7 сентября и как с ним бороться

По словам невролога Елены Самостян, что этот синдром неврологического и психологического характера.

«Недавно первоклашки пошли в первый класс, остальные школьники – в очередные классы, некоторые дети пошли в новые школы. И тут вы столкнулись с тем, что что-то пошло не так. Первый признак этого – ребенок просто не хочет идти в школу. Надо понимать, что настрой родителей очень важен, чтобы ребенок понимал, для чего он идет в школу.

Теперь о самом синдроме «7 сентября». Это – не болезнь, но состояние, которое может перейти в болезнь. Этот синдром возник не вчера, он был всегда, просто на него никто не обращал раньше внимания. Ребенок целых 3 месяца находился в свободном режиме, отдыхал, гулял. И вдруг ему надо куда-то идти и что-то там делать. Особенно ярко он проявляется у первоклассников.

Как правило, родители на вопрос «Зачем мне идти в школу?» отвечают: «Будешь там учиться». Это вызывает у ребенка небольшой стресс, некоторую нестабильность нервной системы. Она проявляется нарушением сна, поведения, быстрой утомляемостью, жалобами на головную боль, плаксивостью. У детей может происходить регресс поведения. Они начинают играться игрушками, которые уже им не по возрасту, пытаясь вернуться в дошкольное детство. Ребенок при этом может стать либо гипервозбудимым, либо замкнуться в себе. И с этим надо быстро разбираться.

Чтобы этого не происходило, родители должны морально подготовить ребенка к школе. За 3 недели до 1 сентября ребенка надо стараться вовремя укладывать спать и вовремя будить, чтобы ребенок понимал, что пройдет немного времени, и ему придется в 8 утра уже сидеть за партой в классе. Расскажите, как вам было хорошо в школе, покажите свои школьные фотографии, расскажите о веселых историях, которые с вами случались в школе. Но делайте это все только на позитиве.

Школа – это просто очередной период в жизни, который надо принять. Есть такое простое правило: спросите у ребенка, кем он хочет стать. Допустим, космонавтом. Расскажите, что для этого надо будет знать физику, астрономию, математику. Все это можно выучить в университете. Но чтобы поступить туда, надо сначала пройти 12 лет школы, иначе никак. И ребенок начинает понимать, для чего ему вообще нужна школа – чтобы осуществить свою мечту. И так по любой профессии, примеры простые», - говорит Елена Самостян.

Ребенку нужно дать сильную позитивную мотивацию ходить в школу
Ребенку нужно дать сильную позитивную мотивацию ходить в школу

Что такое соматические заболевания

«Соматические заболевания – это заболевания, провоцируемые стрессовыми ситуациями. Ребенок раньше не болел, все у него было хорошо. Но во время стресса вырабатывается огромное количество гормонов стресса, которые могут влиять на каждого ребенка по-своему. У кого-то появляются боли в животе, у кого-то – болеть голова, кто-то начинает плохо спать. То есть, ребенок заходит в состояние невроза.

На фоне этого невроза у ребенка падает иммунитет, и он начинает хватать все вирусы, какие только может. Поэтому гораздо легче предупредить этот стресс у ребенка, чем потом лечить его бесконечные вирусные инфекции», - советует доктор Самостян.

5 важнейших симптомов синдрома 7 сентября

«Первый – ребенок становится эмоционально нестабильным, то плачет, то смеется. Второй – нарушение фазности сна, то есть, ребенку надо больше времени, чтобы полностью расслабиться и уснуть. Третий – быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания на одно и том же предмете. Четвертый – ребенок либо слишком сильно возбуждается по любому поводу, либо просто становится апатичным. Пятый – появление приступов ноющей головной боли.

Все это – серьезные сигналы, на которые нужно обязательно обращать внимание. Если ребенок отвлекается от головной боли любимым планшетом или прогулкой во дворе, то это – обычная разовая головная боль. Но если он не хочет ни гулять, ни играть в планшете, а ложится и спит – это уже серьезно. Сон – самый действенный способ ребенка уйти от проблемы, но не перебороть ее. Иногда у ребенка голова может болеть на столько, что он просит у мамы дать ему таблетку от головной боли.

Нарушение фазности сна у ребенка - один из признаков синдром 7 сентября
Нарушение фазности сна у ребенка - один из признаков синдром 7 сентября

Но главный показатель – настроение ребенка. И хотя дети – великолепные игроки и манипуляторы, но если ребенок отказывается играть раз, другой, то это уже повод расспросить его, что у него болит», - советует Елена Петровна Самостян.

Насколько допустимы дополнительные нагрузки на ребенка

«Тут все очень индивидуально. Есть дети, которым рекомендуют занятия музыкой, которая очень хорошо развивает моторику рук. Но без концертов, без показательных выступлений. Для детей, страдающих заиканием полезны занятия вокалом. Хорошо эмоционально разгружают детей художественные школы. Рисование, лепка развивают руки внимание и успокаивают детей.

Есть дети, которым надо бегать, прыгать, веселиться. Для них лучше подойдут танцы, батут, спортивные секции. Но после таких занятий ребенок должен быть немного уставшим и спокойным. Если он продолжает бегать и прыгать, это указывает на его повышенную рефлекторную возбудимость.

Повторюсь: любая дополнительная нагрузка должна подбираться индивидуально и быть строго дозированной», - сказала Елена Самостян.

Действительно ли школьные оценки могут травмировать детей

«Если у родителей повышенные требования к ребенку, и ребенок тянется соответствовать этим требованиям, то когда он неизбежно получает плохую оценку, это сильно его огорчает. Когда родители видят, что плохая оценка вызывает у ребенка состояние психоза, надо ему устраивать «праздник плохих оценок», его надо за это не ругать, а успокоить и сказать, что плохая оценка – не самое страшное в жизни. Надо его в такой момент поддержать, сказать, как вы его любите, что он не плохой и ни в чем не виноват, просто надо вместе с ним разобраться, что он сделал не так и получил плохую оценку. Ребенку в такие моменты особо сильно нужны слова поддержки.

Ребенок должен научиться адаптироваться к любым жизненным ситуациям, но как его к этому адаптировать – индивидуально для каждого ребенка и каждой семьи. Но из своего врачебного опыта могу сказать, что главной сложностью в процессе адаптации ребенка к жизни в обществе являются завышенные требования к нему со стороны родителей. Это приводит к тому, что ребенок начинает нервничать по поводу каждого случая, когда у него что-то не получилось», - советует доктор Самостян.

Вот так делать нельзя
Вот так делать нельзя

Что такое буллинг и как с ним бороться

«Как правило, буллинг – целенаправленная травля ребенка другими детьми возникает в подростковом возрасте. Родители в этом случае должны четко чувствовать, это – неизбежный процесс набивания шишек ребенком и обучения давать сдачи, либо дело уже подходит к критической точке, вмешиваться надо немедленно.

Есть административные нормы поведения в школе, за соблюдение которых отвечают учителя, есть школьные психологи, к которым надо обращаться. Ребенок в этом случае не почувствует себя слабаком, но будет вам благодарен за то, что вы вмешались с ситуацию и помогли ее разрешить.

Если ребенка очень сильно волнует то, что его постоянно подначивают в классе, троллят, если у него начинает страдать от этого психика, вмешиваться надо. А если ребенка эти подначки вообще никак не волнуют, то значит, он сам со всем этим справляется и без вашей помощи. Здоровый пофигизм еще никому не повредил», - сказала Елена Самостян.

В Днепре врач рассказала, как родителям сберечь нервы их детей 4

Какие психологические проблемы возникают у тинэйджеров

«Подростковый возраст сегодня немного «помолодел». Вообще подростковый возраст – период полового созревания отличается состоянием протеста и эмоциональной нестабильности у всех детей без исключения. Гормональный фон у всех детей в этом возрасте на максимальном уровне, кора головного мозга работает на «оборотах» максимальной возбудимости. Вне зависимости от школы и дополнительной нагрузки подросток сам по себе становится агрессивным и колючим, как ежик.

Если ситуация в школе и дополнительные нагрузки не дают возможности подростку расслабиться и поменять род деятельности, то эти все жалобы и психологические состояния обостряются в разы. Выражаются они в нежелании ходить в школу и учиться, слушать и слышать родителей и педагогов, нежелании вообще что-то делать, кроме бесконечного брожения по городу и тусовок с друзьями.

В этой ситуации я говорю родителям такого подростка, что им надо закрыть ротики и открыть ушки. Им нужно слушать и слышать своего ребенка. Пока подросток разговаривает все можно решить словами. Но если он замолкает и замыкается, вот это уже беда. Родителям нужно понять, о чем ребенок в этом думает, какие мысли его посещают, и чем ему можно помочь. Пусть подросток говорит много, не по теме, мелет какие-то глупости, но задача родителей – услышать эти глупости и сделать из них правильные выводы», - сказала Елена Петровна.

К кому идти, если у ребенка начались психологические проблемы

«С жалобами, которые возникли у ребенка во время обучения в школе, можно и нужно обратиться к семейному врачу. Если врач компетентен, он распишет вашему ребенку базисную терапию и отправит домой. Если врач понимает, что у ребенка нетипичное неврологическое состояние, он отправит его на осмотр к неврологу.

Ко мне, как к детскому неврологу, обычно приводят детей не сразу. Приводят либо в остром состоянии невроза, либо когда «авось само пройдет», но не проходит. На эти состояния нужно обращать внимание, поскольку это – уже у ребенка невроз. Повторю симптомы: плохо есть, плохо спит, быстро устает, не держит положенную для его возраста нагрузку, не воспринимает школьную информацию, ухудшается память – дети не просто не хотят выучить стихотворение, они его в таком состоянии не могут запомнить.

Кроме того, есть детские психологи, которые могут несколько улучшить такое состояние ребенка при помощи простых методов – арт-терапии, других творческих процессов. Но все зависит от того, что происходит в семье такого ребенка. Если в семье все в порядке, то и у ребенка будет все в порядке: и в школе с уроками, и в секциях по интересам, и с друзьями, и дома.

Но ко мне приходят, когда уже далеко не все в порядке. Если я ставлю диагноз «невроз», то даю очень простые, но очень действенные рекомендации при небольшой и щадящей медикаментозной терапии. Если состояние ребенка не улучшается, тогда проводится глубокое обследование того, что происходит и чем лечить и помогать.

В Днепре врач рассказала, как родителям сберечь нервы их детей 5

Очень частое и очень нехорошее состояние, когда от любого умственного напряжения начинает болеть голова, причем – вся сразу. Дети в таких случаях говорят, что им хочется надеть на голову шлем, чтобы ничего не слышать. В таких случаях надо сразу же снизить на ребенка нагрузку, проводим с родителями разъяснения по режиму дня ребенка. И через 7-10 дней ребенок оживает и дальше скачет, как будто ничего с ним и не было.

Но сначала родители должны доходчиво объяснить ребенку, для чего его надо показать врачу, что там с ним ничего плохого не случится, ему просто помогут. Родители должны постоянно помнить, что ребенок им доверяет, и он верит всему, что родители говорят. Это уже во взрослом состоянии он начинает критично относиться к сказанным теми же родителями вещам. Но пока он ребенок, он верит всему сказанному ими», - посоветовала Елена Самостян.

Советы от доктора Самостян родителям

«Первое: ребенок в любом случае должен спать 8 часов и не меньше.

Второе: следите сколько ребенок пьет в день и главное – что он пьет. Должна быть минеральная или очищенная вода, а не кола.

Третье: давайте детям в школу перекусы. Ребенок подвержен гипогликемии: падает сахар в крови, начинает болеть голова. Да вообще, когда ребенок что-то жует, он тут же успокаивается.

Четвертое: ограничивайте у ребенка время «зависания» в смартфоне, планшете, ноутбуке. Есть такое понятие – дофаминовая зависимость ребенка. Она появляется через 30 минут общения с планшетом. Если ребенок выиграл, он радуется и хочет радоваться еще и еще. Сделайте так, чтобы гормон радости дофамин вырабатывался у ребенка не только от победы в компьютерной игре.

Пятое: чаще общайтесь с ребенком, делайте ему массаж шеи и головы, это значительно снижает у ребенка напряженность и болевые ощущения.

Шестое: в выходные дни гуляйте с ребенком на свежем воздухе.

Седьмое: определите приоритеты, что важно и нужно вашему ребенку, а что – не очень. Его стабильная нервна системы гораздо важнее всех ваших задумок и мечтаний», - напомнила родителям Елена Самостян.

Алексей Логинов

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.