Что малый бизнес в Украине думает о новых законах от Слуг народа

Что малый бизнес в Украине думает о новых законах от Слуг народа

24 сентября, на пресс-конференции в медиа-центре «Информатор Киев» представители малого бизнесе высказались о новых законах от Слуг народа.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=544&v=BEjrmz7QlOA

Власти бизнес слышать не хотят

23 сентября прошел Всеукраинский форум предпринимателей. По словам президента «Ассоциации частных работодателей» Александра Чумака, цель этого форума – обсуждение необходимых экономических реформ с представителями новой законодательной власти.

«Форум планировался еще в июле сразу после парламентских выборов. Задержка в его проведении получилась из-за того, что у парламентариев есть свой график работы, и нам нужно было дождаться периода, когда они не работают в сессионном зале.

Форум был разбит на секции, и кроме того, что велось обсуждение необходимых экономических изменений, которых мы ждем от властей, был поднят вопрос на фоне последних событий – принятия законов 1053-1 (об использовании кассовых аппаратов) и 1073 (о штрафах за невыдачу чека с возмещением сообщившим об этом гражданам суммы покупки без чека).

Хочу отметить, что, во-первых, создалось впечатление, что, к сожалению, у нынешней власти до сих пор нет видения экономических реформ вообще. На самом форуме процесс принятия решений проходил так: есть какой-то поток событий, и мы принимаем решения в зависимости от складывающейся ситуации в каждый определенный момент. Это говорит о том, что государство не видит роли малого и среднего бизнеса в экономических реформах. Мы не понимаем, какие будут следующими их шаги в отношении малого и среднего предпринимательства, но пока они негативные. То есть, обещания до выборов, что с малого бизнеса начинать не будут, не оправдались – начали именно с малого бизнеса. Не с оффшоров, не с контрабанды, а именно с малого бизнеса.

На форуме было заявлено о необходимости ветирования этих законов. А также об отсутствии диалога между бизнесом и властью в обсуждении необходимых экономических реформ. Более того, не были учтены и наши предложения, сделанные депутатам ВР во время круглого стола с бизнесменами 16 сентября», - сказал Александр Чумак.

Вкратце - мнение предпринимателей о новых законах
Вкратце - мнение предпринимателей о новых законах

Власти практически уничтожают упрощенную систему налогообложения

Такое мнение высказал глава Всеукраинской общественной организации «Союз защиты предпринимателей» Сергей Доротич.

«Это, по сути, полное уничтожение малого предпринимательства, которое является базовым и ключевым для любой экономики. Эти предприниматели сами себя трудоустраивают, создают пусть небольшое, но стабильное количество рабочих мест, и в развитых странах их никто не рассматривает, как основу наполнения бюджета. Более того, именно малый бизнес создает условия для всевозможных стартапов, поскольку он наиболее мобилен.

Под них и создавалась упрощенная система налогообложения, чтобы кто угодно мог открыть свое дело, даже не имея бухгалтерского образования. Но государство начало с первых дней ее существования урезать возможности предпринимателей. Это было в 2010 году, когда был Налоговый Майдан, потом – в 2015 году снова была попытка урезать права и возможности «упрощенцев». Сегодня мы видим третью такую попытку, только в еще более грозной форме, поскольку предлагается ввести кэшбек при невыдаче фискального чека покупателю. А это – прямой путь к рэкету со стороны тех же криминальных структур, у которых появляется возможность шантажировать малый бизнес.

Все эти риски мы называли представителям власти на круглом столе в Раде. Ничего учтено не было, наоборот, были приняты только предложения Государственной налоговой службы и Минфина.

Но предприниматель не может выдавать фискальный чек на товар, на который у него нет полного набора подтверждающих товар документов. Малые предприниматели спрос на рынке не формируют и уж тем более контрабанду в страну не завозят. Они просто продают товар, закупаемый на оптовых базах, или оказывают разовые услуги потребителям. Власть этого не понимает, а крупный бизнес и так против малого предпринимательства, поскольку оно не дает ему создавать монополии», - считает Сергей Доротич.

Налоговый Майдан имел каждый президент и похоже пришло время Зеленского
Налоговый Майдан имел каждый президент и похоже пришло время Зеленского

Малый бизнес просто не нужно трогать

По словам предпринимателя Натальи Эшонкуловой, на данный момент, чтобы помочь малому бизнесу, его просто не нужно трогать.

«Удар по малому бизнесу в 2015 году привел к тому, что многие предприниматели закрыли свой бизнес в Украине и подались на заработки в Европу.

Честный малый предприниматель зарабатывает не так уж и много. Есть те, кто полностью ушел в тень, они зарабатывают больше. Наш реальный доход составляет 600-700 долларов в месяц, все остальное уходит на закупку товара, налоги, аренду, оплату коммунальных услуг. А с вводом кассовых аппаратов и кэшбека в нашей среде расцветет коррупция, потому что мы будем вынуждены снова бежать и договариваться с налоговиками, другими инспекциями, поскольку нанимать юриста и бухгалтера, которые решали бы все эти вопросы законным путем, мы не в состоянии. Для нас теперь выбор невелик: или «решать» вопросы понятно как, или закрываться. И ничем, кроме новых волн протестов, это закончиться не может», - говорит Наталья Эшонкулова.

С вводом кассовых аппаратов и кэшбека в нашей среде расцветет коррупция
С вводом кассовых аппаратов и кэшбека в нашей среде расцветет коррупция

Что надо сделать в помощь малому бизнесу

«Во-первых, надо пересмотреть нормы доходов для каждой группы упрощенной системы налогообложения. В нынешних экономических условиях эти показатели уже давно некорректны. 300 тысяч гривен дохода в год для первой группы? Покажите мне хоть одного предпринимателя с рынка, который вписывается в эти нормы, когда только аренда торгового места стоит от 10 до 18 тысяч в месяц? То же самое и по второй группе: если у вас 10 наемных работников, надо им платить хотя бы по 10 тысяч в месяц, плюс ЕСВ на них в год, это уже больше 1,5 миллиона гривен. А потолок на ней дохода – те же самые 1,5 миллиона гривен. А еще надо платить аренду, коммуналку, налоги и так далее. Что остается предпринимателям в этих условиях, кроме ухода в тень? Ничего.

Во-вторых, надо поднимать потолок необходимости использования кассового аппарата. Давайте, уже внедрим электронные кассовые аппараты в смартфонах, о которых мы говорим лет пять, добровольно. Кассовый аппарат для предпринимателя – инструмент контроля за продавцом. Но пока нет оттестированной и сертифицированной налоговой программы для этих электронных кассовых аппаратов. Сами налоговики говорят, что на это уйдет до 6 месяцев.

Давайте для стимулирования интереса установки любого кассового аппарата предпринимателем дадим ему бонус: возможность показывать доход на 60% больше разрешенного ныне. Ведь у малого бизнеса затраты на административные нужды по соблюдению норм действующего законодательства достигают 8%, а у крупного – 0,5%. В странах ЕС, на которые мы сегодня равняемся, постоянно снижаются затраты малого бизнеса на соблюдение норм законодательства.

По поводу кэшбека: есть большой риск появления рейдерских групп, которые будут тупо отжимать самые «вкусные» малые бизнесы.

Сколько мы уже говорим о сервисном характере налоговой. Но когда налоговики приходят на любые мероприятия, где речь идет об увеличении налогов, вводе кассовых аппаратов, это – элементарное давление на бизнес», - считает Александр Чумак.

Электронные кассовые аппараты в смартфонах станет решением по мнению бизнеса
Электронные кассовые аппараты в смартфонах станет решением по мнению бизнеса

«Проблема в том, что подходы и инструменты реализации общения с бизнесом у нас противоположны тем, что используются в развитых странах. Проблема-то не в кассовых аппаратах, они есть и в Европе, а в администрировании их работы. Нам говорят красиво: сможете отбивать чеки по смартфонам, но не говорят, что вся остальная отчетность остается в том же самом объеме. Мы подсчитали, что за первый год использования кассового аппарата любого типа затратная часть каждого предпринимателя вырастет на 70 тысяч гривен в год. Эту сумму он будет вынужден переложить на цену товаров или услуг, чтобы их ему возместил потребитель.

Кроме того, нам говорят о том, сколько стоит конкретный кассовый аппарат, но не говорят, сколько времени уйдет на его программирование, обучение людей работы на нем, распечатку всех выбитых чеков на смартфоне на бумаге и так далее. А все это время можно было пустить на работу с клиентом.

Как помочь малому и среднему бизнесу? Просто не вставлять ему палки в колеса, а остальное он сделает сам. Это касается белого бизнеса, а теневому бизнесу все эти регуляторные акты до одного места. Он работает за нал, плевать хотел на налоговую службу, и поймать его очень сложно, поскольку он супермобилен: ни рабочего места, ни торговой точки, ни арендной платы. Только автомобиль и мобильный телефон: приехал, привез заказ или сделал работу, получил деньги и уехал, все!

Или вот продажа алкоголя и сигарет идет только через кассовые аппараты. И что? Там до 40% рынка – неучтенка, не «левак», а именно неучтенка, сделанная в нерабочее время за купленное подешевле сырье. Кассовые аппараты есть, чеки бьются, и все равно 40% денег идет налево. Так что кассовые аппараты от этого не спасают», - дополнил Сергей Доротич.

«В этой ситуации каждому предпринимателю отсидеться не получится, придется четко заявлять свою позицию, поскольку за него уже точно никто ему на пользу решать не будет. Мы должны добиваться в законодательных актах тех норм, которые нам выполнить по силам, а не тех, которые нам хотят спустить сверху власти. Я рада, что у нас есть общественные предпринимательские организации, которые нам в этом помогают. Но им нужна поддержка самих предпринимателей», - считает Наталья Эшонкулова.

Выступавшие сделали анонс: 30 сентября, под Офисом президента Украины на улице Банковой в Киеве, в 11:00, состоится Всеукраинская акция с требованием к президенту Владимиру Зеленскому наложить вето на законы 1053-1 и 1073. Они обязывают малых предпринимателей вести первичную документацию, бухгалтерский учет, иметь кассовый аппарат, что повлечет рост цен на товары и услуги, что приведет к падению их конкурентности на рынке и закрытию бизнеса.

А в Государственной налоговой службе считают, что не так страшен черт

А буквально вчера произошел брифинг главы Государственной налоговой службы Украины Сергея Верланова, где он попытался развеять все мифы о законе.

«Первый тезис: этими законами, прежде всего, было разрешено использование программных РРО (регистраторы расчетных операций). То есть, РРО в смартфоне. Кассовые аппараты, к которым мы привыкли, которые печатают чеки с суммой и временем его оплаты, их также можно использовать. Бизнес, который уже их закупил, может ими пользоваться и далее. Но одновременно с ними мы открываем возможность использования и программных РРО.

Сергей Верланов утверждает, что большинство смогут пользоваться электронным кассовым аппаратом от государства
Сергей Верланов утверждает, что большинство смогут пользоваться электронным кассовым аппаратом от государства

Программные РРО будут бесплатными для пользователей. И Государственная налоговая служба (ГНС) будет предоставлять этот сервис бизнесменам бесплатно. Это приложение уже сегодня можно скачать на официальном сайте ГНС, и предприниматель через свой бесплатный электронный кабинет в ГНС этот сервис можно использовать в своей работе.

Грубо говоря, первый миф, что всех предпринимателей заставят купить регистратор расчетных операций (РРО), то есть, кассовый аппарат, неправда, поскольку предприниматели будут иметь альтернативу бесплатно пользоваться программным обеспечением, предоставляемым государством.

Одновременно с этим, архитектура этого программного обеспечения такова, что фискализация программных РРО будет происходить на фискальном сервере ГНС. А при кассовом аппарате фискализация происходит в нем. Поэтому он считается некой машиной, выполняющей такую функцию. При программном РРО фискализация будет происходить на сервере ГНС, доступ к которому будет открытым. Поэтому подобное программное обеспечение могут создавать и другие программисты, включая и работающих у предпринимателя, по аналогии с программным обеспечением по бухгалтерской отчетности.

Возможность использовать электронные РРО вступит в силу через полгода после даты публикации закона. Мы можем предположить, что это произойдет в середине весны 2020 года.

Второй тезис: обязательное использование любых РРО не будет касаться физических лиц – обычных людей, продающих на рынке свои подержанные вещи или продукцию своих садов и огородов, а также это не будет касаться физических лиц – предпринимателей, работающих на первой группе налогообложения. То есть, миф о том, что бабуля, торгующая на рынке помидорами, обязана будет купить смартфон и установить на него соответствующую программу, - неправда. Первая группа предпринимателей, большинство из которых торгуют на рынках, также не будут пользоваться РРО.

С 1 октября 2020 года использование РРО становится обязательным для отдельных плательщиков Единого налога 2-4 групп, которые осуществляют свою деятельность в определенных отраслях, а именно:

- реализация технически сложных бытовых приборов, подлежащих гарантийному ремонту и обслуживанию;

- реализация лекарственных средств и предметов медицинского назначения;

- реализация ювелирной продукции;

- розничная торговля вещами б/у в магазинах;

- деятельность ресторанов и кафе, включая и быстрого обслуживания;

- деятельность турагентств, отелей.

С 1 января 2021 года использование РРО становится обязательным для плательщиков Единого налога для всех предпринимателей 2-4 групп.

Важно то, что с 1 января 2021 года поднимается граничный размер дохода плательщиков Единого налога 2 группы с 1,5 миллиона гривен в год до 2,5 миллиона гривен в год.

Второй закон 1073 вводит понятие кэшбек при выданном и не выданном чеке. Когда чек не выдан, есть только штраф за невыдачу чека. Если чек выдан, то можно зайти в свой фискальный кабинет и по фискальному номеру чека проверяете, есть ли он на сайте ГНС. Если чек есть, кэшбек применен быть не может. Если чека нет или он частично фискализован (что-то пробито, что-то – нет), то потребитель через свой электронный кабинет и электронную подпись может подать жалобу в налоговую службу, которая рассматривается ГНС. Если нарушение было, то накладывается штраф в размере 150% от стоимости покупки, из которых 50% возвращается гражданину», - рассказал Сергей Верланов.

Алексей Логинов

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.