Удобный сервис или головняк для жителей столицы: как идет переход на е-билет в Киеве

Удобный сервис или головняк для жителей столицы: как идет переход на е-билет в Киеве

Киев готовится отменить жетоны в подземке и бумажные билетики в наземном транспорте с 1 ноября. Из кондукторов хотят сделать контролеров, но есть риск, что невольных «зайцев» станет больше – уже сейчас автоматы не везде работают, а в кассах не всегда можно купить одноразовый QR-билет или карту.

В феврале 2019 года в Киеве заработал электронный билет. Как сообщал сайт Информатор Техно, пока система работает в тестовом режиме, а полноценный запуск запланирован на осень 2019 года. Пока е-билет работает в муниципальном транспорте.

По словам директора департамента информационно-коммуникационных технологий Киевской городской государственной администрации (КГГА) Юрия Назарова, на оборудование наземного транспорта для внедрения электронного билета потрачено около 360 млн грн. В киевском метрополитене переоборудование стоило около 5 млн грн, а на закупку программно-технических комплексов израсходовали 60 млн грн.

Это сумма, которую озвучил чиновник в начале сентября этого года. Но по предварительным подсчетам той же КГГА в октябре прошлого года, сумма на е-затею была сильно другая - 551 млн 940 тыс. грн. Тогда заявляли, что эти расходы не окончательны, ведь в этих подсчетах не учитывают, к примеру, техническое сопровождение, поскольку его «невозможно достоверно спрогнозировать без подписания сервисного договора».

Люди и е-билеты не подружились

Первые сложности с системой обнаружили уже через месяц работы. По данным Информатор Киев, пассажиры жаловались на неработающие валидаторы. Им советовали обратиться к водителю или по номеру, указанному на информационной наклейке. В случае, если водитель не отреагирует на это обращение, «рекомендуем обратиться в КП «Киевпастранс» и сообщить время, номер маршрута и бортовой номер транспортного средства».

В июле этого года, по данным издания «Сегодня» ситуация не улучшилась. Попытка журналистов проехаться по разовому QR-коду оказалась неудачной: когда поднесли телефон, валидатор начал мигать красным цветом и на экране появилось сообщение: «Билет недействителен». Кроме этого, в метро ни один автомат по продаже е-билета и разовых QR-кодов в середине лета не работал.

Перед началом нового учебного года Информатор Киев на себе почувствовал, как работает е-билет. Утром рабочего четверга в киевском метрополитене произошел сбой в системе. Чтобы избежать очередей, в кассах метро временно возобновили продажу и пополнение карточки метро, ​​а также жетона. Это только несколько примеров того, как в Киеве работает система электронного билета. И если такие проблемы возникли после многомесячного тестирования с подконтрольным коммунальным транспортом, то что может предложить Киев владельцам маршруток?

Без ведома мэра Киева Виталия Кличко запуск е-билета вряд ли состоялся бы. И, конечно, градоначальник должен первым нести ответственность за все сбои в работе системы е-билета.

Как избежать массовых сбоев

Киев мог бы пойти по пути Днепра и сэкономить, а на сбереженные деньги купить новый транспорт. Напомним, что летом прошлого года в вагонах днепровского трамвая № 1 поставили валидаторы для безналичной оплаты проезда: 192 валидатора – по 3 на каждый вагон. В троллейбусах наклеили QR-коды. Пассажиры смогли оплачивать проезд картой любого банка, а она есть у всех – и у студентов, и у офисных работников, и у пенсионеров. Городской бюджет не тратил на это миллионы, потому что организация, которая устанавливала терминалы, делала это за свой счет. Кроме этого, город не занимается обслуживанием оборудования, соответственно, не несет расходы на ремонт. Всеми ремонтными случаями занимается установщик.

Днепр не тратился на валидаторы и их обслуживание
Днепр не тратился на валидаторы и их обслуживание

Также, в приложение «Приват24» с сентября прошлого года днепряне могут купить проездной на день, неделю или на месяц. С таким проездным можно проехать разными видами транспорта и оплатить в любое удобное время, при этом стоимость такого проездного утверждал городской совет Днепра. Такой услугой е-билета уже давно пользуются в Сан-Франциско, Берлине и Варшаве. В марте этого года купить проездной в приложении стало возможно и в Киеве.

Не создадут ли киевские чиновники своей недоработанной затеей с е-билетом коллапс на дорогах с 1 ноября, покажет время. Мы будем следить за событиями и о новостях расскажем.

Тимофей Нагорняк

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.