За кулисами ГогольФеста: фишки и принципы

За кулисами ГогольФеста: фишки и принципы

Жителям Днепра повезло дважды. Во-первых, здесь в сентябре пройдет ГогольФест. Говорить много об этом фестивале бессмысленно. Мало найдется в Украине людей, которые о нем бы не знали. На последнем из фестивалей в Мариуполе активно тусили более 40 тысяч человек. А сколько встречало и провожало легендарный поезд, который драйвово вез на фестиваль участников, не поддается подсчету. Вторая удача – это встреча с директором ГогольФеста Максимом Демским в рамках второй Школы бренд-евангелистов.

Мы любим давать полную расшифровку выступлений ярких людей. Но в данном случае это невозможно. Максим Демский не читал лекцию и не проводил презентацию. Это было нечто среднее между моноспектаклем, тренингом креативности и еще чем-то, у чего нет названия. Мы записали все на диктофон. А потом вытащили из этого пестрого потока мысли, которые нам больше всего понравились. Вот они. В прямой речи.

За кулисами ГогольФеста: фишки и принципы 1

Что ты делаешь? Зачем ты это делаешь? Любая деятельность – от стартапа до создания идеологии – начинается с этих двух вопросов. Иногда найти ответы на них нелегко. Но только ответив на эти вопросы, можно выстраивать стратегию, тактику и выписывать себе конкретные задачи.

За кулисами ГогольФеста: фишки и принципы 2

Мы все творческие люди. Просто некоторые это осознают, а некоторые – нет. В театре «Дах» актеры и играют на сцене, и заливают бетон, и вешают лампы. И все это разные грани творчества. При этом современный театр – это не просто зрелище. Так, во всем мире популярны семинары Aspen. Топ-менеджеры собираются на них, чтобы научиться коммуницировать. Результатом работы становится театральная постановка.

За кулисами ГогольФеста: фишки и принципы 3

Идеология важнее профессионализма. Именно по этому принципу мы привлекаем людей в команду ГогольФеста. Иногда это приносит проблемы. Но так или иначе люди, разделяющие идею, имеют очень быстрый лифт роста в самом проекте. Как говорит президент ГогольФеста Влад Троицкий, с места в карьеру. Если человек хочет – его можно научить. Но суперпрофи с корпоративным мышлением не сможет с нами работать. В корпорациях есть жесткие алгоритмы, которые запускают взаимодействие между разными людьми. Каждый профи в своем деле. У нас все делают все. Если ты хочешь создать мурал, иди и ищи краску. Ты не можешь написать служебную записку, собрать подписи и получить ее на складе. Твоя задача найти все самому, используя имидж, бренд и связи.

Придумывай велосипед! В коммуникациях, рекламе, пиаре люди, которые говорят: «Не придумывай велосипед, все давно придумано до тебя», - не добиваются ничего заметного. Но придумать новый ход или идею умозрительно очень сложно. Это будет чистая теория. Практика предлагает нечто другое. Ты настраиваешься на определенные чувства, мировосприятие и реагируешь на обстоятельства вокруг себя верно, подхватывая ситуацию и переводя ее себе в плюс. Этим занимаются политтехнологи, но способных делать это немного в Украине.

За кулисами ГогольФеста: фишки и принципы 4

Проблемы – это ресурс! Организуя ГогольФест в Мариуполе, мы столкнулись с длинной (от Киева 18 часов) и неприятной поездкой в поезде. И тут возникла идея – выкупить один вагон для участников феста и устроить движ уже в пути. Мы сделали это. И все билеты в этот поезд выкупили практически тут же. На следующий фестиваль мы организовали целый состав: 10 вагонов! Изложив свою идею министру Омеляну, мы получили полную поддержку. В результате дорога из суровой необходимости превратилась в самостоятельное арт-событие и грандиозное промо Фестиваля. Наш поезд встречали во всех городах, где он останавливался. Эта идея помогла нам зажечь людей из Киева поездкой в Мариуполь. Туда, где через 20 км уже война.

За кулисами ГогольФеста: фишки и принципы 5

Господствуй над хаосом. Подготовка каждого ГогольФеста начинается с общения с элитой в выбранном городе. Этот процесс хаотичен. Мы не знаем, сколько времени он займет. Приезжая в город по приглашению местных властей или каких-то других структур, мы встречам умных сильных людей, которые спрашивают: «Что нам делать?». Мы не отвечаем на этот вопрос. Ответ должен быть у них, а не у нас. Он часть ответственности. Ответственности за свой город, за свою страну. Мы не можем диктовать кому-то, что делать. Мы знаем элементы, которые позволяют бренду быстро вырасти, получить связи. Но сама идея должна возникнуть на месте.

Бабло не решает. Как говорит Влад Троицкий, бедность не в кошельке и не в кармане. Если ты будешь гнаться за хлебом, потеряешь все.

Объединяй пестрые структуры. Гогольфест междисциплинатен. У нас есть социальные проекты, проекты людей с инвалидностью, которые интегрируются в театр. Резиденции, где зарубежные резиденты собирают местный бомонд и вместе с ними ставят постановки, которые могут интегрироваться в европейские фестивали. Идет постоянный обмен. Мы называем его образовательным процессом. При этом Гогольфест как фестиваль един. Каждый из них несет в себе свою сюжетную линию. Те, кто сможет прожить на нем от начала до конца, смогут получить это художественное высказывание как дополнительный бонус

Будь в глобальном контексте. Все свои идеи и проекты стоит рассматривать только с точки зрения мировых процессов. Если то, что вы делаете, котируется и может быть продано в Европе или США, значит оно актуально. Если ориентироваться только на украинский рынок, можно быстро выпасть из тренда.

Строй горизонтальные связи. Структура ГогольФеста горизонтальна. Любой член команды может общаться напрямую с кем угодно, вплоть до президента. Ты не можешь перепрыгнуть через голову руководителя, потому что у нас нет такого понятия. Горизонтальной структурой был Майдан. Люди сами поделили все на сектора и каждый взял ответственность за свой сектор. Кто-то занимался безопасностью, кто-то медициной, кто-то питанием. Они имели мощную координацию, но никто никем не руководил в обычном понимании. Никто никому не указывал, что надо делать. Но Майдан – это структура, которая собралась против. Мы же формулируем смыслы, чтобы собрать людей за. За синергию, за создание, за концепции, за успешные вещи.

Используй факапы. На одном фестивале мы, оформляя документы в Прозорро, назвали несколько групп, которые будут выступать. Один депутат нашел этот документ и выложил в интернет. Люди стали перепощивать. Мы были в шоке. Договоренностей с артистами еще не было. Но мы подхватили волну и стали рассказывать, что это только одна десятая часть того, что будет на фестивале. На этом хайпе люди быстро раскупали билеты, чтобы увидеть то, что даже не было заявлено. Благодаря этому сливу мы подтянули аудиторию в разы большую, чем получили бы, вкладываясь в рекламу.

Бери и делай. Иногда позволяет добиваться невозможного практически без ресурса. Перед фестивалем в 2013 году я написал Кшиштофу Занусси и пригласил его на фестиваль. Он ответил, что в этих числах будет в Москве. Он может приземлиться в Киеве, переночевать и лететь дальше. Зашибись! Теперь надо искать деньги, чтобы его принять. 500 баксов на авиабилеты я попросил и получил в одной фирме. Договорился с собственником Mitsubishi Lancer встретить мэтра в аэропорту. Он был в восторге от такой возможности. Разумеется, о деньгах речь не шла. Поселили Кшиштофа мы тоже бесплатно, в загородном доме президента фестиваля Влада Троицкого. Хотя если бы такую задачу поставили традиционному менеджеру, он выкатил бы дикий прайс на все эти моменты. Но если у тебя есть идея, философия и сильная команда идейных людей за спиной, это ощущают все. А люди искусства особенно. И к тебе может приехать очень крутой чувак. Он стоит бешеных денег. Но к тебе приедет бесплатно. Просто ради людей, за которыми скучал. Живых, неординарных.

Что не проговорено, того не существует. Это наш основной закон коммуникаций. Если вы написали кому-то письмо или пост в соцсети, это не значит, что вас поймут. Не может быть односторонней выдачи информации. Поэтому важно проговаривать речи и получать обратную связь. «Правильно ли я понял, что…» и повторяешь то, что услышал, своими словами. Это простое детское правило, но оно реально работает! Если его не соблюдать, половина работы будет сделана зря. Вы все тотально переделываете, если нет этой маленькой реплики «Правильно ли я тебя понял? Мы делаем так и так»

Возможно, вы с этого выступления вынесли бы что-то другое. Поэтому, чтобы не получать вкусное из вторых рук, записывайтесь на третью Школу бренд-евангелистов, которая стартует 11 ноября. Места ограничены. Будет круто!

Выбирала и записывала

Ольга Палий

 

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.