Политика

Гречка или фейсбук: какие технологии больше помогли кандидатам на выборах в Украине

21 июля, в медиацентре Информатор Киев политологи рассказали о том, чем кандидаты «подкупали» избирателей на выборах в Верховную Раду и попытались разобраться, что лучше работает – продпакет или интернет.

Продуктовые наборы всегда в тренде

«Продуктовые наборы глобально никуда не исчезают. В мажоритарных округах, особенно — в малых населенных пунктах они по-прежнему в ходу. Достаточно интересный случай был описан в соцсетях: грузовик с баклажанами, которые разбирали люди. Сезон консервации, и трюк для них был весьма заманчивый. Все это порождает ажиотаж, давку, ругань и все остальное. Очень редко, когда раздача дармовых пайков отлажена. Из нововведений последних кампаний — аптечки, очки, мед. Но тенденция такова: прямой подкуп идет на убыль.

Когда на участке есть клоны, то однофамильцы под видом кандидата — фаворита могут что-то бесплатно раздавать, а в СМИ идет информация, что это раздает фаворит, не указывая от кого конкретно. Такая дискредитация есть. Еще есть фото с фаворитом, поскольку очень много новых лиц, и таким образом новички хотят примазаться к известности. СМС-ски рассылают с условным содержанием: «Не голосуй за такого-то, он — плохой, я — хороший». Админресурс используется на полную катушку, особенно там, где еще сильна вертикаль местной власти», — рассказала политолог, кандидат философских наук Александра Решмедилова.

«На этих выборах появился новый феномен — «поп-гречка», организуются концерты, на которых проводится агитация. Из грязных приемов появился такой: от имени кандидата раздаются пайки с некачественными продуктами, чтобы сбить рейтинг этого кандидата. Более того, есть округа, где не просто идут клоны, а очень много клонов. В Одесской области есть округ, где от конкурирующих политических сил идут кандидаты с одинаковыми фамилиями, но, кроме того, там есть еще клоны с такими же фамилиями.

Если говорить о попытках влиять на избирателя, то это — попытка пользоваться бедностью населения. Для избирателей старших возрастных групп кое-где раздавались лекарства. Но большая часть наших граждан уже научилась брать все, что дают, а голосуют, как сами хотят. Увеличилась и «цена» голоса: если раньше говорили о 300 гривнах, 500, то на этих выборах доходило, как слышал, до 1500 гривен», — дополнил политолог, кандидат философских наук Алексей Якубин.

Чем отличается голосование горожан и сельских жителей

«В городах все такие схемы проводить сложнее. Особенно — в Киеве, Днепре или Харькове. Просто в таких городах больше организаций, отслеживающих такие вещи. В селах возможны разные варианты. Есть округа монопроизводственные, где есть, допустим, завод одной компании и большинство людей с округа там же и работают. Понятно, что они будут прислушиваться к мнению начальства. Проходят такие штучки из-за бедности населения. А вторая проблема — время, ведь далеко не все люди его имеют для того, чтобы серьезно разбираться кто есть кто», — сказал Алексей Якубин.

«В средних городах активно используются сетки, когда продаются отлаженные годами коллективы агитаторов. Иногда продаются сразу же и конкурентам. Все стараются заработать. Далее — более бедные округа голосуют за одну политсилу, более богатые — за другую. И еще: слишком много партий и еще больше мажоритарщиков, поэтому люди будут голосовать за тех, кого знают», — дополнила Александра Решмедилова.

Как помогают интернет-технологии

«У меня такое впечатление, что некоторые политические силы сделали только один вывод из президентской кампании — что надо обязательно завести себе Инстаграм. У нас социальные сети сильно политизированы. Люди очень часто узнают новости из Фейсбука. Но этих выборах все интернетовские вещички активно присутствовали. Но украинская особенность всего этого такова: чем больше человек популярен в Фейсбуке, тем меньше популярен в реальности. Социальные сети удешевили кандидатам возможность общения с избирателями, но телевидение, газеты, наружную рекламу они не отменили. Еще момент: молодежь больше любит Инстаграм и Телеграмм, люди более старшего возраста — Фейсбук. И роль социальных сетей будет только расти», — считает Алексей Якубин.

«С одной стороны, социальные сети позволяют быстрее доносить информацию. Но, с другой стороны, многие пользователи воспринимают социальные сети, как личное пространство, заходя туда для общения с друзьями. И если вы в группе с кандидатом и вам интересны новости от него, это играет в плюс. А если вас находят по геолокации или еще как-нибудь и начинают «грузить» такими новостями, то это будет вас раздражать. И грань между одним и другим очень тонкая», — говорит Александра Решмедилова.

И даже на таких сайтах идет агитация

Какие партии показали самую креативную агитацию

«У нас голь на выдумку хитра, а креативщиков, наверно, уже слишком много. Вопрос в эффективности. Когда кандидаты уважают избирателя, они не используют «черных» и «серых» технологий. Использование же их можно называть креативом, потому что они дешевле. Но такие кандидаты не соревнуются в тех качествах, ради которых их выбирают. Такие кандидаты не понимают, куда и зачем они идут, просто тотальная безграмотность», — сказала Александра Решмедилова.

«На этих выборах большинство технологий перекочевало с президентской кампании. И было четко понятно, кто является лидерами. Некоторые политические силы начинали копировать агитацию у лидеров, теряя собственное лицо. Вторая крайность: запускались старые технологии, от которых избирателей уже мутит. Политсилы, бывшие у власти последние 5 лет, даже не поняли, что проблема не в новых лицах, а в том, что общество требует нового политического курса страны. А новая политика практически не обсуждалась ко время избирательной кампании. Кроме того, она была быстротечна, и все технологии пришлось валить в кучу. И если начинали копировать что-то у лидеров, то копировали не лучшее, а самое яркое. А ведь парламентские выборы важнее президентских, поскольку Украина — парламентско-президентская республика, а не наоборот. И почему-то ни одна партия не показала, кого из своего списка видит Премьер-министром, кого — министром обороны и так далее по всему Кабмину», — говорит Алексей Якубин.

Как вообще победить «гречкосеев»

«У нас во многом демонизирована «мажоритарка». Это — очень неправильно. Идеальной избирательной системы нет. И пропорциональная, и мажоритарная, и смешанная имеют плюсы и минусы. В Украине они все три были, и ни одна не показала, что у нее нет негатива. В Украине всегда ищут законодательные тоннели, по которым можно бегать туда-сюда и нарушать правила. Но есть и очень ответственные «мажоритарщики», которые вне зависимости от избирательной системы помогают своему округу, выбивают для него бюджетирование. А есть «мажоритарщики» — «парашютисты», совершенно далекие от своих округов. Поэтому люди должны выбирать такого политика, который будет выполнять свои обязанности, а не просто петь, танцевать и раздавать гречку в избирательную кампанию», — уверена Александра Решмедилова.

«У нас люди любят делать вид, что это не они голосуют. Приходя на встречу с «мажоритарщиками» они спрашивают, что те им дадут. Не в смысле законодательства, а конкретно прямо здесь и сейчас. Есть проблема, что часть избирателей сами не понимают, что они хотят от кандидатов: паек сейчас или качественную работу потом. До тех пор, пока остается бедность населения и люди не видят задачи народного депутата, вопрос с гречкой решить сложно», — считает Алексей Якубин.

Алексей Логинов

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

загрузка...

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: