Днепр

В горсовете Днепра рассказали, как увеличить бюджет города на 700 миллионов

Информатор Деньги писали о том, как благодаря децентрализации и работе работников Днепровского горсовета за последние годы бюджет города вырос в несколько раз и о том, кто больше всех платит налогов в Днепре. Сегодня мы расскажем, почему из-за недальновидных законов Днепр не досчитается 700 миллионов гривен в бюджет и как это исправить.

Напомним ряд цифр, которые характеризуют бюджет Днепра.  По словам начальника управления доходов, департамента экономики, финансов и городского бюджета Днепровского горсовета Александра Козика они таковы:

«На сегодня доходная часть бюджета города на 2019 год утверждена в сумме 14,7 млрд. грн., в том числе общий фонд с трансфертами – 13,3 млрд. грн., специальный фонд с трансфертами – 1,4 млрд. грн., из которых общая сумма трансфертов — 5,0 млрд. грн.

Основными доходными источниками являются НДФЛ (налог на доходы физических лиц – ред.), плата за землю, единый налог и акцизный налог. Динамика поступлений в общий фонд такова, что если в 2015 году это были 3,6 миллиарда гривен, то в 2018 году — 8,3 миллиарда гривен. То есть, фактически за 3 года увеличение в 2,3 раза.

Этому способствовал начатый в 2015 году процесс децентрализации и работа, проводимая Днепровским городским советом совместно с ГУ ДФС в Днепропетровской области и Днепропетровским управлением офиса крупных плательщиков ДФС Украины. За 5 месяцев 2019 года уже поступило в общий фонд 3,9 миллиарда гривен, то есть практически сумма большая, чем поступления в бюджет за весь 2015 год.

Как сделать уплату налогов удобной для людей

«Стратегически мы видим, как должно быть изменено законодательное поле Украины в части администрирования местных налогов и сборов для удобства налогоплательщиков и для увеличения поступлений в бюджет города» – считает Александр Козик.

Налоговый сегмент доходной части местного бюджета составляет 98% в структуре общего фонда и является безальтернативным источником финансирования расходов города на капитальные, социальные и другие программы развития мегаполиса. Размер доходной части зависит от эффективного механизма его формирования.

В процессе мониторинга полноты налоговых поступлений в бюджет города управлением доходов выявлены определенные проблемные вопросы, связанные с действующим законодательством, решение которых даст более эффективный подход к исчислению налогов.

В связи с этим горсовет постоянно работает с Народными депутатами Украины, избранными по нашим округам и представляющими интересы города, которые выносят наши законодательные инициативы на рассмотрение в Верховную Раду. Также, все вопросы по оптимизации законодательных актов, касающихся налогообложения и порядка взаимодействия местных органов власти и фискальных структур, мы рассматриваем на заседаниях постоянно действующей рабочей группы по вопросам увеличения поступлений в бюджет города. В ее состав входят представители всех структур, от которых зависит полнота наполнения бюджета: фискальной службы, Госгеокадастра, основных департаментов горсовета.

Заседание рабочей группы — это как рассмотрение актуальных вопросов и проблем касающихся конкретных ситуаций по уплате местных налогов, так и работа по анализу норм действующего законодательства с точки зрения его усовершенствования в части администрирования местных налогов, выявления коллизионных норм, нарушающих равенства плательщиков по налогообложению.

Заседание рабочей группы

«Уже определен ряд законодательных инициатив, которые мы считаем самыми первостепенными» – отметила Инна Андрущак — заместитель начальник управления доходов — начальник отдела мониторинга и координации поступлений платы за землю.

Заместитель начальника управления доходов – начальник отдела мониторинга и координации поступлений платы за землю — Инна Андрущак

«На текущий момент существует ряд ситуаций, где центральные фискальные органы заняли позицию, при которой они не видят возможности начислять плату за землю, беря во внимание ее фактическое использовании.

Есть проблема еще в следующем: часто бумажные уведомления о необходимости оплаты налогов не доходят до налогоплательщиков.

Сейчас гражданину, в основном, платежный документ направляется территориальными фискальными органами по почте. Представляете сколько денег и времени тратится налоговиками, чтобы налогоплательщикам эти документы доставить и под роспись вручить? При пересылке эти документы могут теряться. В следствии этого не все суммы своевременно поступают в бюджет. Не получив по почте документ, плательщик не знает какая сумма ему начислена и сроки ее оплаты.

Необходимо сделать уплату налогов максимально удобной для всех граждан. Сейчас не комфортно. Уже 1,5 года мы обсуждаем с налоговиками, как усовершенствовать информирование граждан и облегчить процедуру оплаты. Да, сейчас каждый гражданин может создать себе личный электронный кабинет налогоплательщика в ГФС. Идея классная, но реализация плохая – каждый человек должен получить электронную цифровую подпись. Для бизнеса это нормально, но мы говорим обо всех плательщиках, в первую очередь об обычных горожанах, которые обязаны платить налог на землю или на недвижимость и которые не ведут предпринимательскую деятельность. В НАШЕЙ концепции обычному гражданину не нужно оформлять эту подпись, чтобы уплатить налоги. В системах электронного банкинга мы же не оформляем ЭЦП! Достаточно логина и пароля для идентификации плательщика. Соблюдаются все те же принципы, как и в обычных платежах. Любое усложнение в механизме информирования и оплаты налогов может повлечь их неуплату. Управлением предложено упростить процедуру информирования плательщиков о суммах налогов, подлежащих уплате в бюджет, используя все доступные средства электронного коммуницирования. Но при этом, даже если мы, для удобства, создадим сами программное обеспечение — оно будет вне законодательного поля.

Почему надо передать больше полномочий на места

В условиях децентрализации власти и реформирования местного самоуправления вопрос о передаче процедуры администрирования местных налогов и сборов в органы местной власти становится все более актуальным» – обратил внимание Александр Козик.

Начальник управления доходов – Александр Козик

«Основная задача, которую решит вопрос передачи функции администрирования – своевременность реагирования на различные факторы недопоступлений в бюджет, в том числе связанные с незнанием плательщиками своих обязанностей, а также с использованием схем уклонения от уплаты налогов.

На сегодняшний день местные органы не имеют достаточной информации для полноценного мониторинга полноты поступлений.  Таким образом передача функции администрирования поможет решить множество задач.

Для своевременного выявления нарушений в декларировании и уплате местных налогов необходимо внести изменения в соответствующие Законы Украины о передаче фискальными органами данных о размерах задекларированных и уплаченных сумм, врученных гражданам уведомлений об уплате местных налогов, о суммах долга по каждому налогоплательщику.

Органам местного самоуправления также надо дать право уведомлять налогоплательщиков о допущенных нарушениях и запрашивать информацию о причинах недоплаты в бюджет. При проведении качественной разъяснительной работы значительная часть плательщиков додекларирует и доплатит налоги в бюджет.

Действительно, большинство добросовестных плательщиков предпочтут подать уточненную декларацию, чем платить штрафы, доначисленные во время проверки. Если же письмо останется без внимания, только тогда информация о нарушении будет передаваться в фискальную службу для проведения проверки.

Кроме этого, необходимо дать возможность передавать непосредственно органам исполнительной службы данные о наличии долга для проведения мероприятий по взысканию.

И это нельзя сделать по мановению волшебной палочки. Необходимо создать структуру по администрированию налогов в горсовете. На первом этапе возможно перевести контроль за арендой земли из административного законодательства в хозяйственное. То есть, арендная плата за землю предполагает, что это плата по договору между двумя субъектами – где горсовет договаривается с юридическим либо физлицом об объекте и условиях аренды. Тогда не было бы необходимости заниматься длительной зарегулированной фискальной процедурой. При спорных ситуациях органы местного самоуправления сами бы решали дело без посредников в хозяйственных судах.

Невзирая на то, что функция администрирования имеет более трудоемкий механизм нежели мониторинг, ее принятие даст возможность местным советам финансировать выполнение большего количества социальных программ.

На сегодня, осуществляя мониторинг местных налогов, таких как плата за землю, налог на недвижимость, транспортный налог и так далее, возникает проблема по обмену информацией с фискальными органами из-за спорной трактовки законов по защите персональных данных.

Наличие информации в разрезе налогоплательщика даст возможность быстрее реагировать на несвоевременную или не полную оплату. Это можно расценивать и как помощь добросовестному плательщику».

Сколько человек сейчас работает в Управлении доходов

Судя по достижениям, они специалисты в работе по изысканию дополнительных средств в бюджет города. Тем удивительнее, что этих специалистов не много.

«В управлении всего 11 человек. – говорит Александр КозикДля повышения эффективности работы, при подборе кадров предпочтение отдавалось специалистам, владеющим специальными знаниями в вопросах налогообложения, а именно из фискальных органов. Для сотрудников созданы условия, позволяющие им самореализовываться в профессиональной сфере. Каждый работник должен видеть результаты труда. Всего 11 человек на всю доходную часть города в 9 миллиардов. В налоговой точно численность больше!

Мы не занимаемся отбиранием последнего куска хлеба у бизнеса, как кому-то хочется видеть. Управление мониторит полноту уплаты налогов и доначисления идут только по тем предприятиям и физическим лицам, кто пытается что-то скрыть и уйти от налогообложения!»

Сотрудники управления доходов

Как у Днепра «отобрали» 700 миллионов гривен

«Да, действительно, на сегодня есть концептуальная проблема — это реверсная дотация, из-за которой уходят деньги с местного бюджета – говорит Александр Козик.

В Бюджетном кодексе Украины предусмотрена базовая дотация, когда Государственный бюджет предоставляет местным бюджетам средства на определенные цели. А есть реверсная дотация, когда наоборот — местные бюджеты перечисляют средства в Государственный бюджет».

«Рассчитывается реверсная дотация исходя из поступления в бюджет города налога на доходы физических лиц в расчете на одного жителя и сравнивается с таким же показателем по всем сводным бюджетам областного значения. Если показатель больше коэффициента 1,1, то превышение в размере 50% забирается в Государственный бюджет и потом перераспределяется между другими регионами (дотационными)» – говорит начальник отдела планирования и анализа доходов бюджета управления финансов Наталья Трофимова.

«То есть, если в нашем городе средняя зарплата выше, чем в других городах областного подчинения, то соответственно больше перечисляется в бюджет налога на доходы физлиц и тем больше размер реверсной дотации. Это парадоксальная ситуация.

Мы стараемся создать комфортные условия для бизнеса в своем регионе, соответственно бизнес платит выше зарплату, но потом мы должны часть средств перечислить в Государственный бюджет!

А в цифрах, из-за того, что у нас зарплаты и соответственно налог на доходы физических лиц в расчете на одного жителя выше, чем в среднем по всем городам областного подчинения — мы из бюджета города в 2019 году должны перечислить в госбюджет 701 млн. грн. По сравнению с 2015 годом перечисления из бюджета города в Государственный бюджет увеличились в 2,2 раза (2015 год – 323,1 млн. грн.). Значительные цифры! Тем не менее, вот уже как два последних года при формировании бюджета страны в столице рассматриваются варианты повышения величины изъятия с 50 до 80%. Пока позицию смогли отстоять. Но, даже в существующих величинах, по нашему мнению, она достаточно спорна и контрпродуктивна».

Для сравнения – бюджет 2019 года на всю сферу культуры Днепра составляет 143,9 млн. грн., на спортивную сферу – 131,0 млн. грн., ЖКХ – 2,2 млрд. грн., в т. ч. на благоустройство города – 1,6 млрд. грн., на транспортную сферу – 2,3 млрд. грн.

За сумму в 700 млн. грн. можно построить 14 детских садов, либо две больницы – аналоги самого современного в Украине «Днепровского специализированного медицинского центра матери и ребенка им. профессора Руднева». И еще останется 100 миллионов гривен на проведение сотен ремонтов в школах и детских садиках Днепра».

В Госбюджете на 2019 год изначально не нашлось 1 млрд грн для начала реконструкции взлетно-посадочной полосы Днепровского аэропорта. Зато изъять 701 млн. из бюджета Днепра они смогли!

А мы надеемся, что новый парламент все же прислушается к мнению и опыту днепровских чиновников. Ведь Украина сильна громадами. 

Егор Мороз

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: