Днепр

Как в мэрии Днепра собирают бюджет города и что делают с неплательщиками налогов

Информатор Деньги часто пишут о том, как тратится бюджет Днепра. Ремонты дорог, школ, детских садов, больниц, благоустройство парков, реконструкция улиц, закупка троллейбусов, заработная плата бюджетников – список можно продолжать долго. И все это делается за деньги налогоплательщиков. Но чтобы эти деньги дошли до бюджета, и причем дошли в полном объеме, надо провести немалую работу. О том, как за 3 года увеличился бюджет мегаполиса в несколько раз – читайте в материале.

Из чего состоит бюджет Днепра

По словам начальника управления доходов, департамента экономики, финансов и городского бюджета Днепровского городского совета Александра Козика, — «Поступления в общий фонд бюджета города за последние годы увеличились в 2,3 раза.

Александр Козик – начальник управления доходов

Бюджет состоит из общего и специального фондов, в том числе трансфертов.

Доходная часть общего фонда бюджета — это налоговые и неналоговые поступления и доходы от операций с капиталом. Эта часть бюджета предназначена для реализации общих функций, то есть на оплату труда работников бюджетной сферы, на парки, благоустройство, дороги и многое другое.

Составными частями специального фонда бюджета являются доходы бюджета (включая собственные поступления бюджетных учреждений), которые имеют целевое направление. Как пример – экологический налог. Он не может расходоваться на другие цели, кроме как на экологию. Специальный фонд меньше в разы, в отличии от общего фонда бюджета.

И отдельный момент — это трансферты, те средства, которые безвозмездно и безвозвратно передаются из одного бюджета к другому. К ним относится субвенции и дотации (например, образовательная, медицинская субвенции).

Теперь к цифрам. На сегодня доходная часть бюджета города на 2019 год утверждена в сумме 14,7 миллиарда гривен, из них общий фонд — 13,3 миллиарда, специальный фонд – 1,4 миллиарда, в том числе трансферты — 5,0 миллиарда.

Рассмотрим показатели доходов общего фонда без трансфертов (утвержден на 2019 год в сумме 9,4 миллиарда).

Динамика поступлений в общий фонд такова, что если в 2015 году это были 3,6 миллиарда гривен, то в 2018 году — это 8,3 миллиарда гривен. То есть фактически за 3 года увеличение в 2,3 раза. Этому способствовал начатый в 2015 году процесс децентрализации и работа, проводимая Днепровским городским советом совместно с контролирующими органами. За 5 месяцев 2019 года уже поступило в общий фонд 3,9 миллиарда, то есть практически сумма большая, чем поступления в бюджет за весь 2015 год. И в соизмерении с соответствующим периодом 2018 года, это на 22% больше. Динамика впечатляющая.            

Как и в предыдущие годы основными бюджетообразующими источниками продолжают быть налог на доходы физических лиц, плата за землю и единый налог, удельный вес которых в общей сумме доходов составляет 91,6%, в налоговых поступлениях – 92,7%.

Здесь необходимо отметить, что если, согласно законодательству, земельный налог остается в местном бюджете на 100%, то вот НДФЛ (налог на доходы физических лиц – ред.) остается 60%. И с годами налоговые поступления растут.

Высокая динамика увеличения прослеживается по НДФЛ и единому налогу. Одним из факторов роста безусловно является увеличение минимальной зарплаты. Например, в 2017 году она стала 3200 грн., что практически в 2 раза выше в сравнении с 2016 (1600 грн.). Законом о Госбюджете на 2019 год минимальная зарплата установлена в размере 4173 грн. Но при этом, более весомыми элементами являются внутренние коммуникации и взаимоотношения бизнес среды и городских властей.

Поэтому эти налоги можно рассматривать еще и как маркерные, которые характеризуют экономический микроклимат в городе и уровень развития предпринимательства. Не секрет, что если бизнес начинает сворачиваться, то это видно по зарплате работников. Вначале, как правило, работодатель уменьшает зарплату, потом количество работников, далее переходит к основным фондам, сырью, материалам и так далее.

Если говорить по единому налогу, то сферой деятельности плательщиков, это в основном услуги, торговля. Конечными потребителями их продукта часто выступают наши горожане и бизнес, т.е. доходы и покупательная способность в городе прямо влияют на размер поступлений этого налога.

Если растут поступления, то значит растет и бизнес. И наоборот.

По тому, как растет уплата НДФЛ и единого налога мы можем предполагать, что в Днепре у бизнес среды сложилось конструктивные отношения с местными органами власти. Предпринимателям удобно в Днепре. Разрешительные процедуры, ставки местных налогов для них комфортны, позволяют бизнесу развиваться».

Но чтобы добиться этого роста, чиновникам пришлось приложить немало усилий. Особенно в борьбе с неплательщиками налогов.

«Одна из проблем в нашей работе это психология граждан: «Как не платить налоги?». Она лежит в ментальной плоскости и заложена еще в советский период: должно всем только государство, а «Я» ничего не должен платить. И одна из основных задач для нас — это сломать такое мышление. Донести, что если горожанин хочет ездить по отремонтированным дорогам, видеть вокруг себя красивые парки и газоны, чистые улицы — то иного пути, чем платить налоги, просто нет!

Но пока часть наших горожан находятся в парадигме «платить налоги не обязательно». А нужно просто принять, что если мы не будем платить налоги, то у города не будет денег, чтобы ремонтировать школы, больницы и детские садики, покупать новые троллейбусы, устанавливать лифты в домах.

Мы хотим, в том числе и с привлечением местных СМИ, изменить и сформировать новое мышление у наших сограждан: уплаченные налоги — это комфортная жизнь у себя в городе».

И здесь есть такой момент, что за небольшой период времени, была проведена также огромная работа по выведению зарплаты из «тени». Одна из заслуг в этом принадлежит Инспекции по вопросам труда и занятости населения Днепровского горсовета.

«Адская» инспекция по труду или защита прав горожан

В Днепре об инспекции по труду говорят с момента ее создания в структуре горсовета. «Филатов давит бизнес!», «Адская инспекция», «Бесполезные чиновники» — как только ее не называли. На деле же по словам начальника Инспекции Татьяны Янушкевич работа ее подчиненных позволяет существенно пополнить бюджет и обеспечить граждан положенными соцгарантиями:

«Мы сравнивали поступления в бюджет от НДФЛ за последние годы. По сравнению с 2016 годом, годовые поступления 2018 года выше на 2 миллиарда. Это тот налог, что собирается с работающих лиц. По сравнению с 5 месяцами 2018 года, за 5 месяцев 2019 года выросли поступления почти на 426 миллионов гривен. И сейчас они составляют 2,2 миллиарда гривен.

Татьяна Янушкевич, начальник Инспекции по вопросам труда и занятости населения

Мы проводили активную разъяснительную работу. С учетом повышения штрафных санкций за использование труда неоформленных работников, с учетом использования минимизации уплаты налогов путем трудоустройства работников на неполный рабочий день, на минимальную зарплату, мы рассылали письма по предприятиям на основании отчетов пенсионного фонда и налоговой.

Мы за год отправили 8 тысяч писем, в которых объясняли, и предупреждали, что если будет выявлено, что работник работает неполный рабочий день, а вы еще доплачиваете в конверте, то штраф за каждое нарушение составит 125 тысяч гривен.

И мы увидели сразу уменьшение количества работодателей, которые отправляли людей на неполный рабочий день. За прошлый год оформлено более 12 600 граждан нашего города. Официально в центре занятости безработных всего 3,5 тысячи человек. Мы отправляли письма и на предприятия, имеющие большие обороты – свыше миллиона, где работников числится 1-2. И при этом они оформлены на «минималку».

И уже видим, что после писем, они стали и повышать зарплаты и соблюдать межтарифные коэффициенты. То есть если раньше нам присылали штатные расписания, где зарплата директора и дворника была одинаковой – 3723 грн., а оборот у фирмы — больше миллиона, то сейчас ситуация меняется в лучшую сторону.

Также вели разъяснительную работу на предприятиях, попавших в списки ПФ и налоговой. 700 предприятий посетили, провели лекции о нарушениях. И плюс ходили на проверки. По результатам проверки условий труда, в ходе которых мы охватили более 10 тыс. работников, работодатели были оштрафованы на сумму 9 миллионов гривен.

Была группа предприятий, связанных между собой хоздеятельностью, которые троих неоформленных работников (одна из работниц была беременна) «выгнали», не заплатив деньги. И эти люди пришли к нам. Мы вышли на проверку. Нас, естественно, не допустили на предприятие, потому что у них было много неоформленных работников. Они опустили роллеты и за недопуск на проверку мы их оштрафовали на 372 тыс. грн. каждое из предприятий. Они пытались уйти от налогообложения, перерегистрироваться в другой области, но был наложен арест на движение по счетам и теперь ими занимается исполнительная служба.

“Серая” зарплата в конверте приводит к недополучению средств в бюджет города, государства, а человеку недоступны многие социальные гарантии

Мы проводили активную информационную работу среди самозанятых лиц, чтобы они оформляли себя как предприниматели для того, чтобы шел социальный стаж. После разъяснительной кампании мы делали мониторинг и с мая 2018 года по сегодня уже оформлено более 9 тыс. физлиц предпринимателей. Что повлекло увеличение поступлений в местный бюджет».

Владимир Бернстайн

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

загрузка...

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: