Общество

Новый рынок электроэнергии в Украине: на сколько может вырасти тариф на свет

18 июня, на пресс-конференции в Киеве эксперты в сфере энергетики и экономики рассказали о том, что изменится в Украине с внедрением энергорынка и как уже в июле может измениться тариф за электроэнергию.

Рынок электроэнергии: запустить нельзя отложить

Ситуация с запуском рынка электроэнергии, который должен стартовать с 1 июля, такова, что до конца так еще и не понятно, случится это или нет. Но, по закону «Об электроэнергетики», на основании которого рынок электроэнергии должен быть введен, подразумевается внедрение третьего энергопакета Евросоюза, введение которого является одним из основных положений, зафиксированных в рамках Меморандума сотрудничества Украины и ЕС. Имплементация рынка электроэнергии является одним из условий предоставления макроэкономической помощи Украине со стороны ЕС в размере 500 миллионов Евро.

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что Украина примет все решения, необходимые для запуска рынка электроэнергии именно с 1 июля. 30 мая и. о. главы СБУ Иван Баканов призвал отложить запуск нового закона «Об электроэнергетике». Он утверждает, что это несет угрозу национальной безопасности, так как энергетическая отрасль якобы еще не готова к переходу на новые отношения. 31 мая состоялось заседание СНБО, посвященное этим вопросам.

4 июня парламентский комитет по топливно-энергетическому комплексу поддержал отсрочку введения рынка электроэнергии на 3 месяца. Окончательное слово по этому поводу должны сказать депутаты во время рассмотрения закона в сессионном зале. А 10 июня Президент Украины Зеленский внес в Верховную Раду законопроект об отсрочке запуска рынка электроэнергии на год, а также о возобновлении действия «зеленого» тарифа для домохозяйств.

Что значит запуск рынка электроэнергии в Украине

По мнению экономиста, главы ОО «Национальный интерес Украины» Игоря Гарбарука, при запуске рынка электроэнергии в Украине надо ориентироваться на третий энергопакет Евросоюза.

«Но при этом надо думать не об интересах внешних партнеров Украины, не об интересах уходящего правительства, а об интересах обычных граждан страны. Мы четко помним, что Европа к состоянию обеспечению электроэнергии, действующему сегодня, шла достаточно долго, как минимум лет 15. У нас, как всегда, пытаются вводить что угодно революционным путем, не до конца понимая, к чему это все может привести. Иными словами, ставят очередной эксперимент над населением Украины.

По моему мнению, то, что сегодня происходит в правительстве, скорее всего, диверсия против Президента Украины. Мы видим, что европейские партнеры говорят, что Украина пока еще не готова к вводу рынка электроэнергии, и его надо откладывать.

Отсрочить ввод рынка, на мой взгляд, надо потому, что работать с этим рынком придется уже новому правительству. И когда старый Кабмин подкладывает мину замедленного действия новому Кабмину, то расплачиваться за это придется обычным гражданам. В этой ситуации меня крайне удивляют заявления пана Гройсмана, что его правительство сделает все для того, чтобы цены на электроэнергию для населения не повысились. Но приставка «не» сознанием не воспринимается, поэтому действия правительство Гройсмана сделает все для того, чтобы цены на электроэнергию для населения все же выросли.

Если просмотреть все те правила, которые вводятся рынком электроэнергии, на самом деле никому из нас не дается возможность покупать электроэнергию у различных поставщиков. Юридические лица это сделать могут, физические – нет. Если цена на электроэнергию повысится, а она и так постоянно подрастает, то она может повыситься, по мнению одних экспертов, на 40%, кто-то говорит – на 50%. Я думаю, что до 2020 года резкого повышения не будет, но какое-то будет все равно. И все басни о том, что повышения не будет, слушать не стоит.

Моя позиция такова: все решения об изменении ситуации на рынке электроэнергии, изменения по генерации и распределению электроэнергии должно принимать новое правительство. Будем надеяться, что новое правительство будет профессиональнее, тогда эти изменения приведут к улучшению. На самом деле, как только цены на электроэнергию вырастут, это скажется на всем абсолютно: тарифах на воду, на газ, ценах на продукты, на инфляции. К подобным решениям надо подходить взвешенно. И говорить о том, что мы не получим какую-то помощь от ЕС в размере 500 миллионов евро, если не введем рынок электроэнергии с 1 июля, не надо. А надо подумать: а так ли уж нам надо эти 500 миллионов евро помощи?

Такие изменения надо делать постепенно, взвешенно и с прогнозируемым результатом», — считает Игорь Гарбарук.

Кабмин обязал продавать электроэнергию по фиксированным ценам

Председатель ГП «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук говорит, что введение в нынешних условиях рынка электроэнергии несет большие угрозы. По его мнению, новая модель рынка электроэнергии, действующая согласно действующему закону, не будет создавать условий для возникновения реальной конкуренции, а потребует совершенствования монетизации льгот и субсидий, применения новых торговых площадок, открытие доступа на рынок игроков энергорынка из других стран.

По мнению экономического эксперта Фонда общественной безопасности Юрия Гаврилечко, впервые в истории Украины Кабмин для того, чтобы заработали положения закона, принятого еще в 2016 году принял все необходимые документы для того, чтобы этот закон заработал.

«Следует признать, что Кабмин подготовил всю необходимую правовую базу для того, чтобы рынок электроэнергии заработал с 1 июля этого года. Поскольку основные изменения касаются оптового рынка электроэнергии, то с 1 июля 2019 года до 31 декабря 2020 года правительство обязало ГП «Энергоатом» продавать 90% производимой электроэнергии по фиксированным ценам. От 20 до 40% своей электроэнергии ГП «Укргидроэнерго» также будет продавать по фиксированным ценам. Это сделано для того, чтобы цены для населения не росли. Возможно, Кабмин пошел на это под давлением требований наших международных партнеров, но это сделано. При этом не могу понять, как требования к прозрачности энергорынка могут не совпадать с возможностями Кабмина обеспечить продажу электроэнергии для нужд населения по фиксированным ценам. Что здесь не прозрачного?

Касаемо отсрочек запуска рынка электроэнергии — западным партнерам не интересно, чтобы здесь цена на электроэнергию сильно росла. Им как раз интересно, чтобы получать из Украины более дешевую электроэнергию. Если тут цена вырастет, то какой им смысл ее покупать. Ведь тогда цена на нее вырастет и у них.

Тут вопрос в другом. «Энергоатом» покупает электроэнергию у украинских АЭС, а их ресурс к 2035 году будет выработан. Дальше надо или запускать новые, или модернизировать старые, или думать, чем заменить половину электрогенерации страны. Ответа на этот вопрос нет, а свободный рынок электроэнергии эту проблему никак не решает.

Дальше о «зеленом» тарифе. Если кто-то хочет поставить у себя на крыше солнечные панели для собственного пользования – не вопрос. Но почему остальные должны платить в 5 раз больше за такую электроэнергию, если ее производитель хочет сбрасывать излишки в единую энергосистему? На каком основании? Поэтому уверен, что надо не восстанавливать «зеленый» тариф для домохозяйств и мелких частных владельцев солнечных электростанций, а ликвидировать его для всех абсолютно. Хочешь производить «зеленую» электроэнергию – пожалуйста. Но продавать ее в Единую энергосистему ты будешь по единой действующей на цене для всех производителей. А там прогоришь, так прогоришь, на то это и рынок», — считает Юрий Гаврилечко.

Рынок проблем не решит

«Если на рынке появляются какие-то производители или поставщики, интересы которых люббируются кем-то, правительством, Верховной Радой, Президентом, то это – не рынок. Если же на рынке появляются несколько поставщиков с разной ценой, у которых можно выбрать энергию дешевле, тогда это – рынок. И глупость, когда говорят, что бизнесмен будет дрожать за свое имущество до конца, он его просто бросит, как только оно заработает ему денег и выработает свой ресурс», — уверен Игорь Гарбарук.

«Когда государство обязуется выкупать на государственных АЭС 90% электроэнергии по фиксированным ценам для нужд населения, это – социально справедливое решение. Когда Верховная Рада предлагает выкупать у частных производителей «зеленую» электроэнергию в разы дороже рыночной цены, то это – помощь в развитии бизнеса за счет налогоплательщиков. Государство может ввести льготное налогообложение для таких производителей, упростить порядок получения разрешения на строительство солнечной электростанции, дать льготное кредитование на покупку отечественного оборудования для таких электростанций, но не вводить для них «льготный» тариф, в разы превышающий рыночный», — уверен Юрий Гаврилечко.

Алексей Логинов

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: