Почему веломост Кличко в Киеве шатается и дрожит

Почему веломост Кличко в Киеве шатается и дрожит

Многие киевляне и гости столицы утверждают, что велосипедно-пешеходный мост между двумя старинными парками Киева дрожит и шатается. Недавно мой 65-летний сосед съездил посмотреть мост и вернулся разочарованным – пройдя по мосту несколько метров, он ощутил покачивание и дрожание моста и с перепугу быстро вернулся в парк. Сосед - мужчина крепкий и решительный, я ему верю. Между тем, в ФБ некоторые специалисты (не знаю, на чем специализируются) пишут, что это нормальное явление и все мосты шатаются и дрожат. У меня возникли сомнения.

В связи с такими особенностями веломоста я попросила бывшего заместителя начальника, главного конструктора ДП «Укрдержбудекспертиза» (Державне підприємство «Cпеціалізована державна експертна організація - центральна служба української державної будівельної експертизи»), раньше это была Центральная служба «Укринвестэкспертизы» Альфреда Критенко ответить на ряд вопросов.

Альфред Критенко
Альфред Критенко

- Альфред Григорьевич, правда ли, что все мосты раскачиваются и дрожат, и это нормально?

- Нет, конечно, разве только подвесные мосты, в Украине я таких не знаю. Мосты, которые строятся на железобетонных опорах, не должны иметь таких особенностей. В нормах указаны значения показателей раскачивания (дрожания) для различного вида мостов. Они должны быть минимальными и не ощущаться людьми. Тем не менее, бывают ошибки проектировщиков. В свое время после ввода в эксплуатацию, раскачивался пешеходный мост через Днепр на Труханов остров. Его закрыли и открыли после усиления конструкций. Там не были учтены ветровые нагрузки в форватере Днепра. Я могу предположить, что в случае веломоста тоже не были учтены в нужной мере ветровые нагрузки. Мост проходит над ущельем с большим (примерно высотой в 10 этажей) перепадом высот над Владимирским спуском. Образуется воздушный туннель (т.н. динамическая труба), плюс – ветер со стороны Днепра. Он может давать эффект раскачивания моста. Дрожание – это, скорее всего, явление резонанса, который возникает при движении людей по мосту. Если эти особенности ощущаются людьми, их необходимо устранить путем усиления конструкций. Не видя чертежей, я не могу сказать, что и как нужно делать. Одно совершенно ясно: если не устранить эти недостатки, мост начнет постепенно разрушаться. Но проект перед тем, как начинается строительство, обязательно должен пройти экспертизу, особенно, если объект строится за бюджетные деньги. Эксперты рассматривают вопросы архитектуры, сохранения наследия (если в охраняемой зоне), оснований и фундаментов (здесь – сваи!), конструкций самого моста (расчеты на динамические и статические нагрузки и др.), экономические (стоимость работ). Я надеюсь, что экспертиза проекта была полноценной. Если у общественности есть сомнения, всегда можно обратиться к специалистам высокой квалификации (профессорам) кафедры «Мосты и туннели» Национального транспортного университета.

- Мост официально не принят в эксплуатацию, но он открыт для передвижения людей и велосипедистов. Такое допустимо?

- Нет, конечно, это опасно. Обычно, объект вначале принимает рабочая комиссия, в состав которой входят разные специалисты – архитекторы, специалисты по инженерной геологии, в данном случае, и специалисты по сохранению культурного наследия, конструкторы, экологи и др. Они приходят на объект со специальным оборудованием, позволяющим определить все показатели работы моста. Смотрят также на качество выполнения строительных работ. Мост должен быть проверен под нагрузкой. Когда будут выявлены и устранены недостатки, приходит Государственная комиссия и подписывается акт приемки объекта в эксплуатацию. Это очень серьезный процесс.

- Я задам вопрос не по теме веломоста, но он тоже волнует киевлян. Вы работали в Центральной службе «Укринвестэкспертизы» в 2005 году, когда рассматривался проект автомобильно-железнодорожного моста через Днепр, так называемый «Моста Кирпы». Тогда, в конце 2004 года без проведения экспертизы (для открытия финансирования проекта) были построены 7 опор, в которых было недостаточно арматуры - они были признаны аварийными. В 2011 г. Николай Азаров дважды принимал мост в эксплуатацию: вначале в одной стороны Днепра, затем – с другой. Что с этим киевским мостом?

- Это постоянная «боль» специалистов – экспертов. До сих пор не может забыть этот мост специалист по мостостроению С.Тутак, который продолжает писать обращения в наши органы власти. Власть (та, которая была и еще есть сейчас) знает все об этом мосте. Аварийные опоры нельзя укрепить – не получается. Мост до сих пор не принят Госкомиссией в эксплуатацию. Это невозможно сделать – мост неполноценный.

«Вандальные» девочки архитектора Миргородского

1 июня этого года, главный архитектор проекта веломоста А.Миргородский обратился в ФБ к киевлянам и гостям столицы, объясняя, что и почему не так с веломостом.

Почему веломост Кличко в Киеве шатается и дрожит 2

Его обращение сопровождала картинка с девочками, сидящими на перилах моста. Перила широкие, как раз «для посидеть». Стеклянный бортик низкий. На мой взгляд, это чрезвычайно опасно – случайно перевернутся и упасть за ограждение легко. Нужна ли такая «провокация»? Те ограждения, которые обычно применяют для пешеходных мостов в мире, имеют совершенно другой вид. Если девочки спрыгнут с перил на мост, стекло, как показал опыт, может потрескаться – «вандализм» (!).

Почему веломост Кличко в Киеве шатается и дрожит 3

О чем пишет господин Миргородский? Кличко с Миргородским и Спасибко очень спешили открыть веломост ко Дню Киева. Это была их ошибка, но… простительная. Непростительным является вандализм киевлян.

ОНИ ошиблись – не учли некоторые моменты. О том, что мост не сдан в эксплуатацию, ни слова. В чем же ошиблись?

Главный архитектор проекта пишет: «Мы не учли, что рядом с нормальными людьми по мосту пройдут уроды! В нормах это не учитывают и мы как-то не подготовились... (оказывается, выполнили все нормы, кроме антивандальных! -авт.)

Наша команда не ожидала, что среди нормальных людей придут нелюди с кирпичами и будут ими проверять прочность накрывочного стекла (которое, кстати, временное из-за крошки от асфальта), будут стрелять в него из пневматики.

Мы не учли людей, которые будут ночью ходить по перилам моста и под улюлюканье друзей прыгать с перил на временные стекла.... Мы не учли, что в Украине ещё есть люди, которые ночью рисуют краской на стёклах ограждения слова, которые у них в головах...  Мы не учли вандалов. В еврокодах про них ничего не сказано.... Мы просто хотели сделать подарок, показать, что мы готовы называться ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ! А что? Рано?»

Господин Миргородский, я уверена, что в еврокодах многое сказано о том, как нужно вводить мосты в эксплуатацию, но Вы этим пренебрегли. Спешка здесь ни к чему. Люди до сих пор находятся в опасности от прогулок по мосту. Не все посетители моста вандалы. Жуткую картину нарисовали. Выполните свой долг главного архитектора: закройте мост для посещения и пригласите экспертную комиссию. Я уже не говорю о раскуроченных склонах и опасности оползневых процессов для Владимирского спуска и всех сооружений, расположенных ниже, вплоть до Почтовой площади, и для насыпного Набережного шоссе. О разрушении памятника архитектуры – входной арке и лестнице к памятнику Крещения Руси (Магдебургскому праву) я уже молчу. Не все киевляне, к сожалению, понимают пагубность этого строительства. Но рано радуетесь и ругаете киевлян.

Ирина Карманова

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.