Насколько законен указ Зеленского о роспуске Верховной Рады Украины: комментарии адвокатов

Насколько законен указ Зеленского о роспуске Верховной Рады Украины: комментарии адвокатов

22 мая на пресс-конференции в Информаторе, адвокат Василий Пидлужный рассказал о том, насколько законен указ президента Зеленского о роспуске Верховной Рады.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=3YPnX4HOe_w

Адвокат сообщил, что на сайте Президента Украины уже размещен указ о досрочном прекращении полномочий нынешней Верховной Рады.

«Подчеркну, что размещение указа на сайте Президента и публикация его в газетах – немного разные процессы. Теперь о законности самого указа. Если мы посмотрим на его содержание, то там сказано, что Президент, основываясь на ст. 90 Конституции Украины, решил досрочно прекратить полномочия депутатов Верховной Рады нынешнего созыва. Эта статья предусматривает несколько поводов, по которым Президент может принять подобное решение. В нашем случае он использовал пункт 1 этой статьи, который предусматривает роспуск Рады, если отсутствует в течение месяца коалиция депутатских фракций.

Сейчас идет много дискуссий о законности или незаконности указа, поскольку одни говорят, что коалиция все же была и прекратила существование, только когда Народный фронт вышел из нее, и именно с этого момента надо считать 30-дневный срок. Другие заявляют, что фактически коалиции нет с 2016 года, когда из нее вышли Радикальная партия и «Батькивщина», а там остались только БПП «Солидарность» и Народный фронт. По моему субъективному мнению, невозможно утверждать, что что-то перестало существовать, если оно перестало существовать задолго до этого. Де-факто коалиции не существует с 2016 года, когда из нее вышли Радикальна партия и «Батькивщина», поэтому нельзя говорить, что она перестала существовать только в этом мае, когда оттуда вышел еще и Народный фронт.

Кроме того, очень важным является такой момент, что есть все предписания ст. 83 Конституции Украины, которая регламентирует вопросы существования и действий коалиции. Там, помимо прочего, указано, что детали существования коалиции определяются законом «О регламенте Верховной Рады». Тут настает очень интересный момент. Оппоненты, которые говорят, что у Президента нет оснований для досрочного прекращения полномочий Рады, поскольку де-юре коалиция есть, забывают, что где-то в том же 2016 году из Регламента были убраны вообще все упоминания о коалиции. До этого момента аппарат Верховной Рады вел список депутатов с их личными подписями, которые входили в состав коалиции. Эта информация была в открытом доступе и никем не скрывалась. Но депутаты посчитали это лишним и убрали из Регламента даже само понятие «коалиция». И на этом основании стали считать, что у Президента убраны все основания для досрочного роспуска Рады.

Василий Пидлужный заявил, что де-факто коалиции в парламенте не существует с 2016 года
Василий Пидлужный заявил, что де-факто коалиции в парламенте не существует с 2016 года

Как будет обстоять дело, если дойдут до суда

Но это никого ни от чего не спасает. Если кто-то захочет пойти в суд, а это будет не Окружной административный суд города Киева, а сразу в Верховный суд, как суд первой инстанции. И тут возникнет довольно интересный вопрос: у нас базовые принципы судебного процесса – соревновательность. Но лицо, которое выступает против субъекта властных полномочий, не обязано доказывать правомерность или неправомерность своих действий. В нашем случае Президент, выступающий против полномочий данного состава Верховной Рады, не обязан доказывать правомерность своих действий. То есть, если говорить коротко, суд будет устанавливать, была на самом деле коалиция или нет. А Верховный суд уже дважды, последний раз – в конце этой зимы, требовал от Верховной Рады предоставить поименные списки коалиции. Списков нет.

Вы же понимаете, что без списков доказать наличие коалиции невозможно, иначе получается нонсенс: или есть положенные 226 депутатов в коалиции или их нет. Поэтому судебная перспектива обжалования указа Президента в суде очень низка.

Другой момент – обжалование указа Президента в суде автоматически не прекращает его исполнение. Даже суд не может принять решение о приостановке исполнения указа Президента до рассмотрения его по сути. Кодекс об административном правосудии запрещает выносить такие предписания по делам, касающихся выборов. А это – именно такой случай. Более того, все фракции парламента уже заявили. Что на выборы они пойдут.

Я считаю, что никаких препятствий для того, чтобы запустить процесс досрочных парламентских выборов в Украине нет. Единственно, что процесс будет запущен на следующий день после того, как указ будет опубликован в официальных газетах страны. С того момента и пойдет отсчет 60 дней», - сказал Василий Пидлужный - «То, что указ Президента содержит конкретную дату, вот это может стать предметом споров. Закон определяет только 60-дневный срок. Указ невозможно опубликовать в газетах в день его подписания, а согласно закону, отсчет времени начинается со следующего утра после публикации в газете.  Чтобы выборы прошли 21 июля, в воскресенье, указ должен быть напечатан в газетах уже сегодня.

Более того, положение по открытым спискам, на чем настаивает Президент, принять из-за сжатых сроков не получится. То есть, это решение надо принять только сегодня, но его еще надо согласовать на предмет его законности. Просто не хватит времени. Открытые списки – процедура, влияющая на многие вопросы, включая и формирование бюллетеней, а не просто замена слова «закрытые» на слово «открытые». А вот понизить проходной барьер – как раз просто поменять одно слово на другое. Это возможно. Как и убрать «мажоритарку», - пояснил Василий Пидлужный.

О чем говорится в указе

Свои комментарии по данному вопросу сегодня, 22 мая, в медиацентре «Информатор Киев» дал и адвокат, управляющий партнер юридической компании «Альянс Правовых Сил» Виталий Собкович. По его мнению, ситуация с роспуском Верховной Рады происходит так, как оно и должно происходить по Конституции.

«Указ Президента №303/2019 «О досрочном прекращении полномочий Верховной Рады и назначение внеочередных выборов народных депутатов», которые назначены на 21 июля текущего года, и выдано распоряжение Кабмину, чтобы он их профинансировал. Далее там указан набор статей Конституции, но обычным людям они ни о чем не говорят.

А Конституцией четко определено, в каких случаях Президент имеет право распустить Верховную Раду. Их всего 3:

- в течение первого месяца работы нового состава депутатов не сформирована парламентская коалиция;

- если в течение 60 дней после отставки Кабмина не сформирован его новый состав;

- если в течение 30 дней после начала очередной сессии депутаты не приступили к пленарным заседаниям.

Кстати, в течение последних 6 месяцев работы депутатского корпуса текущего созыва запрещено распускать Раду. Вопрос наличия коалиции – единственный момент, за который Зеленский ухватился и использовал для указа о роспуске Рады. Если мы обращаемся к тексту самого указа, то именно в нем и ссылаются на п.1 ч.2 ст. 90 Конституции об отсутствии парламентской коалиции. А согласно ст. 77 Конституции, внеочередные выборы депутатов проводятся через 60 дней после опубликовании в прессе указа о роспуске предыдущего состава Верховной Рады. Но мы прекрасно понимаем, что и сам указ о роспуске парламента, дата его публикации в газете «Голос Украины» и процесс обжалования его в суде депутатами – очередные политические игры. А Парубий уже заявил, что указ Президента он будет обжаловать в суде однозначно.

Кроме переизбрания ВР, активно муссируется вопрос изменения избирательного законодательства. Если мы выборы перезапускаем прямо сейчас, то они пойдут по нынешнему закону о выборах депутатов. А если менять правила выборов, то они должны быть приняты до момента запуска избирательной кампании. Кроме того, даже если перевыборы состоятся, то нынешний состав ВР будет легитимно работать до первого заседания новоизбранной Верховной Рады. Поэтому даже если перевыборы состоятся 21 июля, нынешние депутаты пока никуда не денутся и будут иметь возможность принимать законы», - пояснил Виталий Собкович.

Чем могут закончиться новые парламентские выборы

«Как показали социологические исследования, надо ориентироваться на их результатах, поскольку это наглядно президентские выборы.

С одной стороны, хочется, чтобы пришли новые политсилы. А с другой, страшно, чтобы парламент не превратился во флюгер, работающий чисто ситуативно. Поэтому не надо обращать внимание на их предвыборные лозунги, а смотреть, какие полезные для экономики и социальной политики законопроекты они принимали, а какие – отвергали. И понимать, что в стране нет определенного пула партий, которые придерживались бы каких-то политических идеалов, что, безусловно, плохо. Потому что любая президентская партия начинает просто лоббировать его инициативы, не разбираясь хороши они для страны или нет», - сказал Виталий Собкович.

Алексей Логинов

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.