Космическая индустрия Украины: выбор между государственным и частным развитием

Космическая индустрия Украины: выбор между государственным и частным развитием

Не так давно мы отметили День космонавтики и, по привычке, чиновники говорили об Украине, как о космической державе. Это давно не так, хотя советские успехи в космической индустрии до сих пор никто не переплюнул. Как теперь можно догнать космических лидеров – читайте в материале.

22 марта этого года Министерство экономического развития и торговли Украины объявило о проведении конкурса на должность начальника управления координации космической деятельности департамента стратегического развития сектора обороны и безопасности.

Космическая индустрия Украины: выбор между государственным и частным развитием 1

Вчера, 2 мая, стал известен победитель конкурса. Им стал Владимир Владимирович Тафтай.

Космическая индустрия Украины: выбор между государственным и частным развитием 2

На странице в ФБ Владимира Тафтая есть информация, что он раньше работал в Южмаше.  Почему это важно? В своем посте консультант Space Logistics Ukraine по техническим вопросам Андрей Колесник написал, что Южмаш и КБ Южное с середины 90-х годов постоянно боролись за контроль над госпрограммами в сфере космической деятельности. «Контроль над механизмами государственного управления в сфере космической деятельности не дает покоя с середины 90-х основным ее исполнителям, представителям ракетно-космической промышленности, - написал в соцсети Андрей Колесник. - Периодическая смена во главе руководителя космического ведомства проходила в неформальном противостоянии между «Южмашем» и КБ «Южное» (за небольшим временным промежутком других представителей, а также почти летним господством харьковского НПП «Объединение Коммунар»), которое затем выливалось в борьбе за скудные государственные ресурсы. Соответственно, космические программы и проекты приспосабливались под аппетиты и возможности одного из грандов. С сентября 2017 контроль, через формальный конкурс на должность Председателя Государственного космического агентства (ГКА), получило КБ «Южное». Система государственного управления в Украине не предусматривает полную концентрацию власти в руках одного ведомства - как сложилось, к сожалению, в течение двух десятилетий в сфере космической деятельности в нашей стране. И, естественно, что в руках ГКА должна остаться только реализация государственной космической политики. Тогда как формирование этой политики должно отойти к одному из министерств (Закон Украины «О центральных органах исполнительной власти»). Такой сценарий взялось реализовывать Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), которое создало соответствующее управление в своем составе, и объявило конкурс на руководителя этого подразделения. Но стать над «батлом» между нашими ракетно-космическими грандами и выступить, в том числе, арбитром между ними в отдельных вопросах, МЭРТ оказался не способен. И не смог устоять от воздействия почтенных лоббистов из Днепра. В результате руководителем «космического» подразделения МЭРТ объявлен, как показывает большинство косвенных фактов, именно человек, который скорее всего будет представителем интересов «Южмаша». Хотя в Днепре часто все так переплетено, что отличить «своего среди чужих или чужого среди своих» достаточно трудно. Чем не космическая версия «Игры престолов» в украинском варианте? В любом случае "The Show Must Go On"! Вот только где в этом действе интерес ГОСУДАРСТВА?».

Космическая индустрия Украины: выбор между государственным и частным развитием 3

Информатор Деньги писал, что о Южмаше в последнее время много говорят журналисты, и это не только публикации об успешных запусках. В конце прошлого года мы писали, что детективы Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) заявили о задержании двух человек, возможно причастных к делу о нанесении убытков ГП «Укркосмос» на 8,245 млн долл. Эти убытки привели к тому, что Украине так и не удалось вывести на орбиту свой телекоммуникационный спутник «Либідь». О том, как НАБУ арестовало недвижимость в Нью-Йорке из-за украинского спутника, можно прочитать тут.

Кроме этого, в 2017 году и 2019 году Южмаш купил в России алюминий для космических нужд. Дело в том, что украинское предприятие участвует в проектах американской компании «Орбитал». Одно из ее требований – металл должен быть российским.

В конце января 2019 года Военная прокуратура Днепропетровского гарнизона Южного региона открыла уголовное производство в отношении руководства Южмаша из-за ремонта крыш корпусов предприятия на миллионы бюджетных гривен. Следователи подозревают, что стоимость строительных материалов и стоимость работ были завышены.

Возможно, скоро наступит время, когда госзаказы в космической отрасли передадут в руки частников. Например, такой компании, как Firefly Aerospase. Напомним, что в 2017 году компанию Firefly Aerospace, переживающую финансовые трудности, выкупил украинский бизнесмен Максим Поляков, основатель ассоциации Ноосфера и EOS Data Analytics. Год назад в Днепре открылся филиал этой компании, цель которого проводить экспериментальные разработки в сфере технических и естественных наук. Недавно, на тестовой площадке в городе Бриггс (штат Техас, США), Firefly Aerospace провело успешный тест двигателя первой ступени космической ракеты Alpha.

Космическая индустрия Украины: выбор между государственным и частным развитием 4

А тем временем, еще в октябре 2018 был зарегистрирован законопроект № 9219, который должен посодействовать развитию космической деятельности и привлечению инвестиций в космическую отрасль Украины. Приняв его Украина могла бы сделать шаг к развитию частного космоса в нашей стране. Но вместо рассмотрения этого закона, Верховная Рада несколько недель рассматривала поправки в закон о языке.

О том, чего не хватает Украине для развития космической индустрии, можно прочитать тут.

Тимофей Нагорняк

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.