Успехи и поражения е-билета в Харькове

Успехи и поражения е-билета в Харькове

Харьков – один из первых городов Украины, который внедрил систему безналичной оплаты проезда в транспорте. Но без помощи инвестора обойтись не удалось, и сумма соглашения на конец 2016 года составила более 185 млн грн. Хотя есть вариант быстрее и дешевле.

21 декабря 2016 года горсовет Харькова дал согласие мэру Геннадию Кернесу заключить инвестиционный договор на внедрение системы «Электронный билет» в городском электротранспорте (метрополитене, трамвае и троллейбусе). Победителем инвестиционного конкурса стала «Финансовая компания «Платежный центр».

Успехи и поражения е-билета в Харькове 1

По информации со страницы в ФБ «Харківський антикорупційний центр», договор заключен на 10 лет, после чего всю инфраструктуру электронного билета передадут в коммунальную собственность. По условиям соглашения, за счет городского бюджета 10 лет будет оплачиваться обслуживание и ремонт системы е-билета. Компания-инвестор получает вознаграждение в размере 6,5% от всей суммы платежей за проезд. Сумма соглашения составляет 185 млн 500 тыс. грн.

Успехи и поражения е-билета в Харькове 2

В ноябре 2017 года на сайте мэрии говорилось, что в городе установят не менее 320 наземных терминалов по продаже е-билетов и более 250 - в метрополитене. Но, позже решили, что терминалы на каждой остановке не нужны, и сократили их количество до 200 терминалов для наземного транспорта и еще 200 - для подземного транспорта.

При условии, что цена проезда, пассажиропоток и размер вознаграждения не будут меняться в течение действия договора, инвестор «отобьет» свои вложения уже за 3 года. И еще 7 лет будет получать прибыль. Об этом сообщает в своей публикации в ФБ «Харківський антикорупційний центр».

Как вводили е-билет в Харькове

Безналичная оплата проезда появилась в харьковских трамваях и троллейбусах в конце 2017 года. Как только систему запустили, начались сложности. Директор департамента по информации и связям с общественностью горсовета Харькова Юрий Сидоренко сообщил, что в первый день работы в восьми трамваях были перерезаны провода для валидаторов, а некоторые терминалы использовались как пепельницы, были запломбированы жвачкой или залиты клеем. В общей сложности, по данным горсовета, было повреждено 33 терминала по продаже электронных билетов. По предварительным оценкам, ущерб превысил полмиллиона гривен. Тогда полиция открыла уголовное производство, а мэр назвал это саботажем. «Мы этот вопрос поправим. Есть саботаж. Мы знаем, как с этим работать», – сказал мэр Харькова Геннадий Кернес.

Успехи и поражения е-билета в Харькове 3

В метрополитене обещали наладить работу е-билета к 1 января 2018 года. Но сроки не раз переносили из-за технических накладок. «Были введены новые требования в метрополитене, согласно которым необходимо ввести двойной контроль за транзакциями. Учитывая, что мы имеем дело с бюджетными средствами, порядок их использования предусматривает наличие контроля, - заявил в августе прошлого года директор Департамента инфраструктуры Сергей Дульфан. - То есть для работы каждого терминала и валидатора в подземном транспорте появилась необходимость установки двух линий связи - одна из них будет обслуживать блок, установленный в метрополитене для контроля за транзакциями, а вторая линия будет направляться на сервер инвестора, где происходит обработка транзакций для расчета с перевозчиками».

Только в середине апреля 2019 года в харьковском метро в тестовом режиме заработал е-билет. Валидаторы установили на всех станциях метро. По словам мэра Геннадия Кернеса, после этого горсовет намерен начать переговоры с автоперевозчиками по установке валидаторов.

Успехи и поражения е-билета в Харькове 4

Но жителям Харькова также обещали, что они смогут пополнять е-билет и оплачивать проезд с помощью банковской карты системы «Visa» и платежной система «MasterCard». «Предварительно заключен партнерский договор с компанией «Visa», - сказал в ноябре 2017 года директор компании-инвестора Владимир Стариченко.  - В рамках реализации этого проекта, у пассажиров будет возможность рассчитываться за проезд банковской картой. Таких валидаторов будет по два на каждый вестибюль в метро и по одному на остановках. Рассчитываться можно будет картой любого украинского банка, подключенной к электронной платежной системы «PayPal». Но пока оплатить проезд банковской картой в Харькове невозможно.

Успехи и поражения е-билета в Харькове 5

Харьковским горсоветом была проделана большая работа и потрачено немало средств, хотя особого эффекта нет. Системой почти никто не пользуется, потому что сам билет стоит денег и нужно искать, где его пополнить. А терминалы, если они работают, установлены не на каждой остановке, а в определенных местах.

Можно было бы значительно сократить расходы на этот проект, если бы сразу воспользоваться оплатой с помощью банковской карты. Такая форма безналичных расчетов созвучна с намерениями горсовета перевести все платежи в электронный вид. Ведь главный смысл безналичной оплаты проезда – убрать наличные и увидеть реальные данные по пассажиропотоку.

В Днепре начали именно с этого. Еще летом прошлого года в вагонах днепровского трамвая № 1 поставили валидаторы для безналичной оплаты проезда, а в троллейбусах наклеили QR-коды. Пассажиры могут оплачивать картой любого банка, а она есть у всех – и у студентов, и у офисных работников, и у пенсионеров. Городской бюджет не потратил на это ни одной гривны, потому что организация, которая устанавливала терминалы, делала это за свой счет, и сама же занимается обслуживанием оборудования.

Успехи и поражения е-билета в Харькове 6

Кроме этого, в приложение «Приват24» с сентября прошлого года днепряне могут купить проездной на день, неделю или на месяц. С таким проездным можно проехать разными видами транспорта и оплатить в любое удобное время, при этом стоимость такого проездного утверждал городской совет Днепра. Такой услугой е-билета уже давно пользуются в Сан-Франциско, Берлине и Варшаве.

Вполне возможно, что скоро мы увидим, как Харьков полностью реализует все возможности электронного билета и его примеру последуют другие украинские города.

Тимофей Нагорняк

ФОТО – сайт DEPO Харьков

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.