Днепр

Дороги из золошлаков: почему это выгодно Украине

Дороги из отходов – давно уже не фантастика. Такие уже десятки лет строят в США, Испании, Дании и других развитых станах мира… В Украине пока не строят, хотя могли бы. ТЭС сжигают миллионы тонн угля, а отходы – собирают на золоотвалах. По всей стране – тысячи гектаров потенциального дорожного покрытия.

Строить есть из чего, но дороги лучше не становятся. Как не стараются Укравтодор и энергобизнес доказать, что из того, что раньше было углем, можно и трассы прокладывать, и здания строить – пока безрезультатно.

О дорогах Украины. Точнее, о направлениях

Украинские водители не любят весну. У них даже юмор становится особенным. Правда, шутка о том, что со снегом сходит и асфальт уже не очень веселит. Радуется только развитая сеть СТО и шиномонтажей.

В этом году «Укравтодор» планирует отремонтировать 1500-1800 километров государственных трасс, — заявил и. о. главы «Укравтодора» Славомир Новак. Сколько местных дорог приведут в порядок, посчитать тяжело. На местах решать сколько закатывать асфальта, будут органы местного самоуправления.

А пока десятки километров автомобильных дорог Днепра в плачевном состоянии и требует срочного ремонта. Невозможно проехать на Новом и Кайдакском мосту, а также по улице Деземовской.

В антирейтинге страны дорога национального значения Днепр-Кривой Рог-Николаев общей протяженностью 240 км заняла второе место, — отчитался советник председателя Укравтодора и экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава.

Но водители это знают и без чиновников.

Из обсуждений водителей состояния дорог в Днепропетровской области на форуме «Автострада»:

«Дорога, конечно, ужасна. Проблема в том, что ее не ремонтировать, ее строить нужно. Или построить альтернативную платную дорогу. Если не хотите убивать свою машину и ехать этой дорогой, есть альтернативный вариант проезда: поезд Львов-Запорожье. Едет 2.5 часа, ехать по рельсам куда комфортнее чем по убитой трассе. Берите на заметку».

«Ехали с Николаева в Днепр. Дорога — сущий ад! Когда еще до Баштанки началась жо*а, кричала разворачиваемся, но ехать нужно. Оказалось, что это были цветочки. Настоящий ад начался чуть дальше Баштанки и до самой границы областей. Яма на яме и ямой погоняет. Фуры ныряли и половины кузова видно не было. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПЕРЕДВИГАЙТЕСЬ ПО ЭТОМУ МАРШРУТУ, другой дорогой может и дольше будет, но сможете сэкономить нервы и сохранить в целости машину».

В Укравтодоре успокаивают, мол, к 2022 году объединят областные центры качественными дорогами. Похоже, глава Укравтодора Славомир Новак вряд ли ездил из Днепра в Кривой Рог или Николаев. Иначе бы таких оптимистичных прогнозов не давал.

Конечно же, Кабмин планирует в этом году выделить 56 млрд грн на ремонт дорог национального значения (в 2018 – выделили 42,5 млрд грн).

Сколько лет понадобится, чтобы направления превратить в дороги? Считать страшно. А денег? Еще страшнее. Стоимость ремонта, и тем более строительства, километра трассы подорожала вдвое (с 6 до 12 с половиной млн грн). И что дешевле – отремонтировать эту дорогу или построить новую – неизвестно.

Украинские ученые и энергетики предлагают новую для страны, но известную в мире технологию — в материалы для ремонта добавлять те самые отходы от ТЭС. Ремонт обойдется дешевле на 30% и, заодно, решит экологический вопрос – исчезнут золоотвалы!

Экологи были бы счастливы пристроить «тепловые отходы»

Сжигание угля остается главным источником тепла в домах украинцев и выработки в стране электричества, так что неиспользуемые объемы «продуктов жизнедеятельности» ТЭС продолжают расти.

Минэкологии «ЗА!» строительство дорог из золы обеими руками.

«Проект созвучен целям Национальной стратегии управления отходами. Перед нами стоит абсолютно понятная задача – это внедрение циклической экономики, внедрение расширенной ответственности производителя» — заметил министр экологии и природных ресурсов Украины Остап Семерак.

О золошлаках и что с ними можно делать

Строить! Все, что угодно. Шлаки закатаны в асфальт скоростного пути Эйзенхауэр в Чикаго, замурованы в башню Пикассо в Мадриде, из них построили самый длинный мост в Дании и самое высокое строение в мире — Burj Dubai в Дубае.

И это не эксперимент. Это – проверенная годами практика. Угольные трассы строят с 90-х. Есть даже целая перерабатывающая отрасль. В США используют 41% золошлаков, в Индии – 50%, Китае – 65%, в среднем по Европе– 92%, а Скандинавии не пропадает ни грамма золоотходов — все в дело. В Украине – всего 1,5%. При том, что каждый год накапливается 7,5 млн золошлаков. Но в дорожном строительстве золошлаки в Украине не используют. Хотя, золошлак делает стройматериалы дешевле на 15-20%, а строительство дорог и вовсе на 30%.

Зато продают их заграницу

Удешевить производство цемента, бетона, асфальта, кирпича, плитки, утеплителя, кровельных материалов – пожалуйста. Только не себе. Украинский шлак уезжает для производства абразивов судостроительному заводу международной компании Sibelco в Нидерландах, а зола — цементному заводу в Беларуси.

Золошлаки могут помочь Украине

Драйвером использования отходов от производства электроэнергии выступает энергобизнес. ДТЭК с научно-исследовательскими институтами уже несколько лет выступает за использования золошлаков при строительстве дорог. Посмотрели, как это делают в Польше, разработали рекомендации, подготовили проект и смету на строительство экспериментальной дороги 1 км в Львовской области. Тем более, что трассы с золой более стойкие, — определили ученые.

А что чиновники

Пока же чиновники только думают, как поддержать строительство дорог из золы, представители общественности — предлагают начать действовать.

«Нужно включить критерии по использованию золошлаков в технические спецификации при осуществлении публичных закупок. В документах должно быть четко прописано, что стройматериалы, которые закупаются, должны иметь вот такой-то процент переработанного вторсырья и перечень, в том числе и золошлаков»  — считает председатель общественного совета при Минэкологии Украины Светлана Берзина.

Выходит, что нужно внести изменения в закон, которые изменят одно слово «отходы» на «сырье» и тогда из золошлаков можно строить. Чиновники в Киеве – думают. А на местах – делают. В селе Лиман Харьковской области золошлаком подсыпают дороги. В прошлом году сельсовет купил 2189 тонн золошлака по 90 грн за тонну у частной компании. Жители довольны – укатанные дороги быстро высыхают после дождя, практически не пылят и не сходят вместе со снегом, как дороги от Укравтодора.

Тимофей Нагорняк

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: