Чего не хватает Украине для развития космической индустрии

Чего не хватает Украине для развития космической индустрии

12 апреля в медиацентре «Информатор» в Днепре представители компании Space Logistics Ukraine рассказали о том, что мешает развитию аэрокосмической отрасли в Украине.

С кем Украина сотрудничает в сфере космоса

«На сегодняшний день работники аэрокосмической отрясли – это в основном люди преклонного возраста. Для нас крайне важно, чтобы эти люди, которые несут тот багаж опыта и знаний, передали его молодому поколению. Мы уверены, что эта передача информации обязательно произойдет, - говорит основатель компании Space Logistics Ukraine Дмитрий Легеза.

Практически все проекты, которые есть в Украине, развиваются в городе Днепр на базе КБ «Южное» и «Южмаша». Есть ряд крупных проектов совместно с американцами. Это ракетоноситель «Антарес», для которого КБ «Южное» совместно с «Южмашем» делают первую ступень. Уже проведено 9 успешных запусков.

Это совместная работа с европейским космическим агентством по проекту «Вега», с 2012 года КБ «Южное» и «Южмаш» делает для этого проекта двигатель под 4ю ступень. Проекты есть, они реализовываются. Мы понимаем, что эти проекты успешны, но технологии шагают настолько быстро вперед, что если мы не будем предлагать новые технологические решения для тех или иных задач, эти проекты закроются, а дальше мы зададимся вопросом, что мы будем делать», - подчеркивает Дмитрий.

Чего не хватает Украине для развития космической индустрии 1

Какие есть проблемы для развития аэрокосмического бизнеса

Главная проблема в Украине сейчас – законодательная база. Частному капиталу полностью закрыт доступ к космической отрасли, которая находится под монопольным контролем государства. Сейчас соответствующий законопроект, который даст зеленый свет работе частного бизнеса в Украине в этой отрасли прошел экспертизу и ждет, пока его отправят в Верховную Раду на голосование.

«Это первый и очень важный шаг для того, чтобы космическая отрасль заработала на полную в Украине. Открыть дверь частному капиталу крайне важно. Мы уверены, что этот законопроект будет проголосован», - убежден Дмитрий Легеза. Также он добавляет, что в Украине до сих пор нет государственной космической политики, которая дала бы понять, каким образом нужно развиваться аэрокосмической отрасли. Таким образом, высадка первого украинца на Марсе к 2030 году откладывается.

Эксперт по аэрокосмической деятельности Space Logistics Ukraine Андрей Колесник добавляет, что если будут новые цели в развитии аэрокосмической отрасли Украины, можно будет смотреть, по каким направлениям нужно развиваться технологии: «Будет это только ракетное направление или будет это спутниковое направление, а, может быть, и то, и другое. А, может быть, совместное со всем мировым сообществом исследование Луны и других объектов солнечной системы», - рассуждает аналитик.

Чего не хватает Украине для развития космической индустрии 2

«В Украине очень много богатых людей, готовых инвестировать деньги в эту отрасль. Люди, которые начнут заниматься развитием космической индустрии в Украине сегодня,  будут самыми богатыми и успешными в будущем. Главное создать почву для этого», - уверяет Дмитрий Легеза.

Кто в Украине готовит специалистов по космосу

Физико-технический факультет Днепровского национального университета имени Олеся Гончара готовил специалистов именно по ракетно-космической технике с советских времен. А на этой неделе ректор Киевского политехнического института (КПИ) подписал указ о создании учебного института по аэрокосмическим технологиям, где молодежь сможет научиться создавать аппараты. На сегодняшний день 2 наноспутника КПИ бороздят околоземную орбиту.

Харьковский авиационный институт на сегодняшний день имеет хорошую школу по термостартованию космических аппаратов, разработке электрических двигателей для ракет и космических аппаратов, - указывает Андрей Колесник.  В КБ «Южное» работает 5,5 тысяч сотрудников. Еще специалисты есть, но с каждым месяцем проблема кадров нарастает. Молодежь не видит в этом перспектив. «Люди бы пошли, если бы была четко поставленная цель, и они понимали, куда и для чего идут», - предполагает Дмитрий Легеза.

Как можно развивать отечественную аэрокосмическую отрасль

«Один из наших проектов о возможности постройки космопорта на территории Украины. Запуски ракетоносителей, которые мы в будущем будем производить на территории Украины (должен быть замкнутый цикл производства), будут в разы дешевле, чем подобные услуги в других странах. Тогда бизнес поймет перспективу и будет инвестировать свои деньги сюда (в Украину)», - обращает внимание Дмитрий Легеза.

Илон Маск, для сравнения, построил первый частный космодром в Техасе. Его стоимость была 115 млн долларов. На территории Украины подобный проект должен стоить в разы дешевле, что привлечет инвесторов.

Чего не хватает Украине для развития космической индустрии 3

Представители Space Logistics Ukraine хотят строить сверхлегкие ракеты в Украине и создать для их запуска соответствующую инфраструктуру. Популяризатор космической мысли, советник компании Space Logistics Ukraine Валентин Гаденов утверждает, что «сверхлегкого класса ракеты удобнее выводить в космос. Все поняли, что это экономически выгодно, дешевле. Все частные компании занимаются постройкой ракет легкого класса и маленьких спутников.

85% всех запусков в космос – это телекоммуникационные технологии, чтобы люди получали связь и интернет). Все телекоммуникационные кампании идут к тому, у кого ниже цена на вывод груза на орбиту. Поэтому если у нас такое получится – я думаю, экономически не будет никакого застоя. Сначала нам надо заняться сменой закона и началом строительства космопорта», - подчеркивает Валентин.

Андрей Колесник добавляет, что большая часть новых спутников, которые идут для спутникового интернета, имеют массу до 120 кг: «Эти спутники на высоте 500-600 км будут выполнять ту задачу, которую раньше выполняли стационарные спутники на высоте 36 000 км и массой до 6 тонн».

Валентин Гаденов также обратил внимание на то, что Джефф Безос (глава компании «Amazon») вслед за Илоном Маском развивает технологию возвращающейся ступени, по которой ракеты возвращаются на Землю и летают на безопасном топливе. Подобные технологии со следующего года будут реализованы и в Китае. По мнению Валентина, такие наработки должны появиться в Украине после открытия ракетокосмической отрасли для частного бизнеса.

Дмитрий Чернышев

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.