Сколько кандидаты в президенты Украины потратили на рекламу, и кто потратил больше всех

Сколько кандидаты в президенты Украины потратили на рекламу, и кто потратил больше всех

29 марта, в Киеве движение «Чесно» презентовало предварительный анализ избирательных фондов кандидатов на пост Президента Украины. По словам координатора движения «Чесно» Виты Думанской, ими был проделан анализ избирательных фондов кандидатов, и они решили рассказать, кто давал деньги в избирательные фонды.

Структура поступлений в избирательные фонды

Как сказал перед началом презентации аналитик по партийным финансам движения «Чесно» Игорь Фещенко, был проведен общий концептуальный анализ того, из каких источников кандидаты брали деньги, и кто сколько им их давал.

«Уникальность нынешних выборов в том, что впервые в истории Украины финансовые отчеты кандидатов на пост Президента были опубликованы до выборов, а не после, как было ранее. Собственно, то, что эти финансовые отчеты появились в открытом доступе, позволило нам их проанализировать. Заслуга в этом, в первую очередь, Центральный избирательной комиссии», - подчеркнул Игорь Фещенко.

«Физические лица не имели право перечислить в фонд кандидата более 1,6 миллиона гривен, что составляет 400 минимальных зарплат. Кроме случаев, если свои деньги вносит сам кандидат, он может внести в фонд столько, сколько посчитает нужным. Так, например, Петр Порошенко полностью сформировал свой избирательный фонд из личных средств. Его фонд составляет 415 миллионов гривен. И, возможно, это — не окончательная сумма, если Петр Порошенко пройдет во второй тур выборов. Другая модель — наполнение фонда из партийной кассы. Полностью так собрала свой фонд Юлия Тимошенко, и он составил 164 миллиона гривен. Правда, в данном случае видна лишь транзакция с партийного банковского счета на счет фонда кандидата, а откуда деньги поступали в партийную кассу — непонятно. Кстати, уже выяснилось, что много людей не знали, что они финансируют партию «Батькивщина» или же не могли пояснить, откуда у них появились деньги на это. Следующая модель — смешанная, когда треть фонда наполняет сам кандидат, треть — партийная касса, треть — взносы физических и юридических лиц. Если говорить вообще о всех фондах, то личные средства кандидатов составили 465 миллионов гривен, партии профинансировали их на 362 миллиона гривен, взносы физических и юридических лиц составили 47,4 и 436,9 миллионов гривен, соответственно. Всего — 1,312 миллиарда гривен.

Сколько кандидаты в президенты Украины потратили на рекламу, и кто потратил больше всех 1

Сколько кандидаты в президенты Украины потратили на рекламу, и кто потратил больше всех 2

Преимущественно за счет собственных средств и взносов физлиц формировался избирательный фонд Александра Вилкула (116 миллионов гривен). Кроме самого Вилкула, деньги в фонд перечисляли многие представители топ-менеджмента предприятий Рината Ахметова и его бизнес-партнеров. Фонд Владимира Зеленского формировался из разных источников: 11,5 миллиона гривен — его личные деньги, партия «Слуга народу» также дала часть средств фонда, значительная часть фонда сформирована из частных взносов — коллег и бизнес-партнеров самого Зеленского. Интересно, что подали отчеты и те кандидаты, кто снялся с выборов, хотя закон их это делать не заставлял. Это — Андрей Садовый, Дмитрий Гнап, Евгений Мураев», - рассказал Игорь Фещенко.

Всего ТОП-10 фондов выглядит так:

Петр Порошенко — 415 миллионов гривен;

Юлия Тимошенко — 164 миллиона гривен;

Александр Вилкул — 116 миллионов гривен;

Анатолий Гриценко — почти 102 миллиона гривен;

Сергей Тарута — 96 миллионов гривен;

Владимир Зеленский — 95,4 миллиона гривен;

Олег Ляшко — почти 84 миллиона гривен;

Александр Шевченко — 61 миллион гривен;

Юрий Бойко — 47 миллионов гривен;

Андрей Садовый — 37,5 миллиона гривен.

Сколько кандидаты в президенты Украины потратили на рекламу, и кто потратил больше всех 3

Но часть из них вынуждены были вернуть часть денег своим донорам, поскольку были ошибки в заполнении реквизитов, были наличие налогового долга доноров и так далее.

Больше всех вернул Анатолий Гриценко — 11,1 миллиона гривен, также возвращали деньги из фонда:

Владимир Зеленский — 7,4 миллиона гривен;

Андрей Садовый — 5,9 миллиона гривен;

Александр Шевченко — 4,9 миллиона гривен;

Юрий Бойко — 2,3 миллиона гривен;

Сергей Тарута — 1,2 миллиона гривен;

Олег Ляшко — 600 тысяч гривен;

Александр Вилкул — 50 тысяч гривен.

Сколько кандидаты в президенты Украины потратили на рекламу, и кто потратил больше всех 4

Как кандидаты тратили деньги из своих фондов

По словам аналитика по партийным финансам движения «ЧЕСНО» Елены Никулиной, они остановились на анализе трат кандидатов.

«Больше всего денег кандидаты тратили на телевизионную рекламу — 846,8 миллиона гривен (58,7%). На рекламу в раздаваемой печатной продукции было потрачено 215,8 миллиона гривен (15%), на внешнюю рекламу — 214,9 миллиона гривен (14,9%), на рекламу на радио — 35,2 миллиона гривен (2,4%), в газетах — 30,5 миллиона гривен (2,1%), прочую рекламу — 68,4 миллиона гривен (4,7%). Всего было потрачено 1,412 миллиарда гривен. Разница в размерах фондов и общих тратах объясняется тем, что некоторые кандидаты начали пользоваться непрямой телерекламой еще до начала избирательной компании, и за потраченные на нее деньги они не обязаны отчитываться перед ЦИК.

Больше всего потратили на рекламу:

Петр Порошенко — 410,9 миллиона гривен;

Юлия Тимошенко — 164,2 миллиона гривен;

Александр Вилкул — 111,3 миллиона гривен.

ТОП-5 компаний, получивших от кандидатов больше всего денег:

ТРК «Україна» — 260 миллионов гривен;

ICTV — 102 миллионов гривен;

«Интер» — 100 миллионов гривен;

СТБ — 90 миллионов гривен;

1+1 — 74 миллиона гривен.

Как видим, выборы — дело недешевое. А если учесть, что реклама в Интернете, оплата труда агитаторов и работников штабов не нашла отражение ни в одном из предварительных отчетов кандидатов, то все эти траты можно смело умножать на 2», - завершила свою часть презентации Елена Никулина.

Алексей Логинов

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.