Кому из кандидатов в президенты Украины подыгрывают СМИ: вторая часть исследования

Кому из кандидатов в президенты Украины подыгрывают СМИ: вторая часть исследования

28 марта на пресс-конференции в Киеве представили результаты второй части независимого мониторинга СМИ перед выборами. Эксперты рассказали об освещении в медиа президентской гонки в Украине. С первой частью исследования можно ознакомиться здесь.

Мониторинг проводился с 4 февраля по 17 марта. Исследовали 10 общенациональных каналов, 8 онлайн-изданий, политические ток-шоу и страницы в социальной сети Фейсбук рейтинговых кандидатов.

Во время мониторинга выборы, как тема, были приоритетными в СМИ. Также журналисты продолжали освещать российскую агрессию на Востоке и социальные темы, такие как цены на газ. На телевидении за этот период больше всего внимания уделялось действующему президенту, именно в качестве кандидата.

Больше всего внимания на ТВ уделяется Порошенко
Больше всего внимания на ТВ уделяется Порошенко

Вот как исследователи оценили отношение каналов к кандидатам в президенты:

UAПервый. В общем прослеживалось нейтральное отношение к кандидатам. Положительное отношение заметно к Порошенко и в меньшей степени к Тимошенко.

Интер. Высокие показатели приверженности кандидата Бойко. Порошенко получил средний показатель положительного освещения. Негативно не говорят ни об одном кандидате.

ICTV. Лидирует Тимошенко, получает только положительные материалы. За ней Порошенко, но получает и критику.

5 канал и ПРЯМОЙ полностью все внимание уделяют Порошенко, который получает только положительные материалы. ПРЯМОЙ заметно критикует Тимошенко.

1+1. Наибольшее внимание уделяется действующему президенту, но сюжеты отрицательные. Положительное отношение к Зеленскому.

NesOne. Лидером положительного освещения является Бойко. Порошенко получает как положительные, так и отрицательные материалы. К Тимошенко и Зеленскому нейтральное отношение.

Канал 112 - Лидирует по количеству позитивных материалов Порошенко. Другим кандидатам внимание не уделяется вообще.

СТБ. Положительное и нейтральное отношение к Порошенко, Тимошенко, Вилкул и Гриценко. Названые кандидаты набрали почти одинаковое количество материалов.

Украина. К кандидатам отношение положительное или нейтральное. Лидирует по количеству материалов Ляшко, за ним Порошенко.

«Кандидаты не имеют равного доступа к общенациональным каналам. Медиа остаются под влиянием своих владельцев, ряд СМИ находится под влиянием партий. Материалы не несут ценности, не являются глубокими и аналитическими. Такой подход СМИ влияет на доверие людей. Я уверен, что журналисты могут делать гораздо больше», - говорит Расто Кужель, международный эксперт Совета Европы (Словацкая Республика).

Что касается ток-шоу, то они происходили по принципу критики того кандидата, который на нем не присутствовал. 1+1, NesOne, 112 критиковали Порошенко. Телеканал ПРЯМОЙ открыто критиковал Зеленского и Тимошенко. Онлайн-СМИ чаще всего писали о действующем президенте. Сайты Сегодня, Украинская правда, Гордон нейтрально освещали кандидата, Страна.ua говорила о нем в негативном ключе.

«Избиратель, который смотрит или читает только одно СМИ не получает полную картину. Каждый канал или сайт освещает кандидата под тем углом, под которым ему это выгодно. Сбалансировано освещают избирательную кампанию сайты Громадське и Новое Время», - комментирует Диана Дуцик, исполнительный директор ОО «Украинский институт медиа и коммуникации».

В социальной сети Фейсбук кандидаты строят свою стратегию на критике оппонентов. Чаще всего все критикуют действующего президента. А сам Порошенко строит риторику на своих достижениях в пределах президентства. Все кандидаты используют политическую рекламу.

Фейсбук стал активной площадкой для рекламы политиков
Фейсбук стал активной площадкой для рекламы политиков

«Всего в течение мониторинга мы видим дисбаланс в освещении процесса и предоставлении привилегий определенным кандидатам. Это не только нарушение профессиональных принципов журналиста, но и нарушение избирательного законодательства. Мы зафиксировали в эфирах агитационные материалы. Кроме того, частое нарушение закона, когда каналы не указывают заказчиков исследований, но используют результаты», - отметил.

По словам медиа-юриста Александра Бурмагина, сейчас кейсы для наказания телеканалов отсутствуют. Все контролирует Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания в Украине. Сейчас он прислал телеканалам письма с требованием предоставить объяснения всем зафиксированным правонарушениям.

Антонина Карташева

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.