Политика

Сколько кандидаты в президенты Украины тратят на рекламу

Представители движения «Честно» при поддержке международного фонда «Возрождение» рассказали, сколько денег кандидаты тратят на рекламу. Их отчетом делимся в нашем материале. 

Прозрачность финансов политических партий

Отличительной чертой президентской кампании 2019 года стала обязательная отчетность политических партий о своих доходах и расходах. «Это огромный плюс, потому что очень много затрат, которые предшествуют выборам, мы теперь можем найти в финансовых отчетах политических партий. Более того, мы можем понять, за чей счет наполняются избирательные фонды кандидатов в президенты, и определить происхождение этих денег, – говорит Игорь Фещенко, аналитик по партийным финансам движения «Честно».

Еще одно важное изменение касается внедрения электронной отчетности и ответственности за неверно указанные данные, которые также позволяют определить, владеет ли кандидат этими деньгами или это деньги донора партии. С другой стороны, есть проблемы в оценке масштабов деятельности политических партий и кандидатов в президенты. Поскольку они подают финансовые отчеты в ЦВК на сотни и тысячи страниц, избиратель не успевает накануне выборов сделать осознанный выбор в пользу того или иного кандидата».

Кто стал лидером по тратам на телерекламу

«За 2 месяца избирательной кампании кандидаты потратили уже около 450 млн. грн. на телерекламу. Лидером по расходам стала Юлия Тимошенко: она потратила почти 80 млн. грн, – сообщила Елена Никулина, аналитик по партийным финансам движения «Честно».

Что интересно, Тимошенко нарастила свое присутствие в медиа уже в феврале, благодаря чему она смогла обогнать Петра Порошенко – лидера 2018 года по стоимости рекламы.

Однако действующий президент также стал очень активно наращивать свое присутствие в медиа в феврале, и к марту снова отвоевывает первенство. В первой тройке лидеров также был Сергей Тарута, который недавно заявил о снятии своей кандидатуры».

Как часто мы видим ролики кандидатов по телевизору

По словам Елены Никулиной, увеличение количества телерекламы произошло с января по февраль 2019 г.

«Если еще в декабре 2018 года на одном из рейтинговых каналов могло выходить около 12 роликов кандидатов в день, то уже в феврале эта цифра составила 60 роликов в день. Интенсивность присутствия рекламы кандидатов в эфире постоянно увеличивается. В 2018 году мы видели в эфире 19 кандидатов, а в 2019 году к ним прибавилось еще 5. В частности, присоединился Владимир Зеленский, который стал довольно активно фигурировать в эфирах и входить в топ-3 лидеров по количеству рекламы. Также сохраняется тенденция, когда на одном телеканале преобладают ролики одного конкретного кандидата.

Стоит отметить, что телереклама не всегда стоит дороже там, где ее больше. Самая дорогая реклама на телеканале «Украина», на котором самые высокие расценки за секунду эфирного рекламного времени. Больше всего рекламы на телеканалах 1+1, ICTV и СТБ».

Агитация до регистрации

Согласно закону «О выборах Президента Украины», кандидаты могут начинать предвыборную агитацию только на следующий день после их регистрации в ЦВК. «Однако в 2018 году мы видели, что кандидаты активно появлялись в телерекламе еще до момента регистрации. Некоторые кандидаты рекламировались исключительно до регистрации, например, Юлия Литвиненко, – заявила Елена Никулина.

Игорь Фещенко добавил, что в 2018 году на телевидении транслировалось несколько десятков тысяч роликов при участии потенциальных кандидатов на сумму почти 560 млн грн. «В большинстве случаев мы даже не знаем, откуда взялись эти деньги. Например, Александр Шевченко сейчас является выдвиженцем от партии «Укроп», но всю свою кампанию в течение 2018 года он вел независимо от партии. Получается, что Шевченко не обязан отчитываться за эту рекламу, разве что он отобразит эти затраты в декларации. В результате, потенциальный кандидат потратил на популяризацию самого себя почти 90 млн. грн., и мы не понимаем, кто за ним стоит и чьи деньги он тратил.

Партийные отчеты таких игроков, как Сергей Тарута или Олег Ляшко, отображают только часть затрат на телевидение. Например, если Сергей Тарута в 2018 году заказал рекламу на 60 млн. грн., то в официальном отчете указаны затраты только на 38 млн. грн. Часть кандидатов заказывает рекламу не во время избирательной кампании, а до ее начала. Это означает, что они не будут за нее отчитываться потому, что закон обязывает их отчитываться только за траты с момента регистрации и до дня выборов. Стоимость рекламы, которую заказала Юлия Литвиненко до официальной регистрации, составляет 2,5 млн. грн., и откуда появились эти деньги, мы до сих пор пытаемся выяснить.

В случае с Юлией Тимошенко только в прошлом году было потрачено 127 млн. грн. на телерекламу. Партия «Батькивщина» полностью отчиталась за эти траты».

Выборы не каждому, по совести, и по карману

Мы понимаем, что выборы – это дорого, и во всем мире кандидаты используют интернет, рекламу, билборды и газеты. Однако в Украине проблема заключается в нескольких моментах. «Во-первых, в политике не хотят придерживаться правил, которые они же сами приняли в Верховной Раде. Например, транслировать политическую рекламу до официальной регистрации в ЦВК и открытия избирательного счета, – говорит Игорь Фещенко.

Это означает, что если какой-то честный кандидат захочет соблюдать законы и будет транслировать свою рекламу только в рамках избирательной кампании, то он не будет иметь весомых шансов на хороший результат во время выборов, потому что он будет вести кампанию максимум 3 месяца, а его конкуренты – полгода или год. Еще одна проблема заключается в стоимости рекламных кампаний: не каждый политик может позволить себе заказывать рекламу на сотни миллионов гривен. Чтобы войти в этот процесс, необходимо иметь несколько миллионов долларов только на входе, чтобы рассчитывать на хороший результат».

Елена Морозова

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: