Киев

Как в Киеве решить проблему нехватки садиков и школ: мнение властей и застройщиков

В последние годы в Киеве построили немало новых домов и жилищных комплексов. Однако школы и детские сады, которые должны были появиться в инфраструктуре новостроев, так и остаются на бумаге. 14 марта, в Киеве прошла встреча, посвященная созданию современных учебных заведений, а также проблемам, с которыми сталкиваются компании и городские власти во время строительства садиков и школ.

Застройщики очертили круг проблем, с которыми сталкиваются девелоперы при передаче новых школ и детских садов на баланс города. Информатор Деньги посетил встречу и узнал, почему строительство новой школы или садика порой превращается в квест и возможен ли диалог между застройщиками и городскими властями.

Тренды в частном образовании

По состоянию на  начало 2017-го учебного года в Украине насчитывалось 182 частные школы. Однако это  1% от общего количества среднеобразовательных школ в стране. В украинские частные школы ходят около 23 тысяч учеников, то есть каждый 200-й ребенок. Что касается Киева, то  здесь официально работают 50 частных лицензированных школ. Но  реальное их количество гораздо выше — около 100.  При этом немало частных школ появились в городе благодаря активной застройке, так при разработке жилых комплексов в структуру проекта закладывают учебное заведение.

Инновационный директор одной из частных школ Киева — DEC life school Светлана Залужная рассказала, какие тренды можно увидеть в развитии альтернативного среднего образования в Украине. По ее словам, в последние годы особую популярность приобретают микро-школы на 50-200 учеников.

Также при создании условий для учебы детей   руководствуются принципом Sharing resources. Это значит, что на территории ЖК, где строят школу, могут также находиться бассейны, спортзалы, заведения питания, которые учебные заведения и жилой комплекс делят между собой.

Называя цену за обучение в частной школе, Светлана Залужная рассказала, что на сегодняшний день в Украине существуют 3 основных категории частных учебных заведений.  В зависимости от стоимости учебы выделяют школы «Премиум класса», где родители платят от 200 до 400 тысяч гривен в год. Во вторую категорию входят учебные заведения с ценой за год от 100 до 200 тысяч гривен. Обучение в мини-школах зачастую требует денежного взноса от 50 до 100 тысяч гривен.

Квест для застройщика

Пытаясь разобраться в сложных отношениях городской власти и застройщика, которые  сопровождают строительство учебных заведений Киева, мы пообщались с заместителем генерального директора  компании «Укрбуд  Девелопмент» Сергеем Бурлаковым. Говоря о создании новых садиков и школ, он подчеркнул, что частные застройщики выплачивают паевой взнос. «В прошлом году компании заплатили 524 миллиона гривен паев. Эти деньги должны идти на развитие городской инфраструктуры, в том числе на строительство школ и детсадов. Со своей стороны городские власти, понимая демографические особенности населенного пункта, планируют строительство или реконструкцию учебных учреждений», — говорит бизнесмен.

Что касается подхода самого застройщика, то Бурлаков отметил: «При строительстве жилого комплекса мы предусматриваем детские центры. Если это небольшой ЖК, можем сделать игровую комнату. В более крупных объектах с большим количеством жильцов мы строим детский садик. И здесь начинается квест. Город не всегда готов брать на баланс такие здания», — рассказывает заместитель гендиректора  «Укрбуд  Девелопмент».

Сергей Бурлаков

По словам Сергея Бурлакова, город не всегда готов принимать построенные школы и садики за счет паевого взноса. А частные образовательные структуры не готовы приобретать такую недвижимость из-за высокой стоимости. Они зачастую берут помещения в аренду, но бизнесу выгоднее продать объект.

Также бизнесмен назвал несколько причин,  почему город  не берет новые детсады и школы на баланс. По его словам, любое образовательное учреждение требует денег на содержание. Из-за того, что средства в горбюджете ограничены, а новые школы и садики только увеличат расходы, город не спешит их принимать.

«Застройщикам интереснее передавать такие объекты в счет паевого взноса. Тогда будет понятно, на что эти деньги потратили. Потому что периодически возникает дискуссия – куда идут эти средства. С другой стороны, мы будем понимать, что все обязательства выполнены: люди уверены, что учебное заведение будет функционировать, а бизнес  убедится, что взносы точно пошли на развитие инфраструктуры – на школу или садик, которые сами построим», — объясняет Сергей Бурлаков.

Также он отметил, что появились некоторые позитивные изменения. «Стоимость отдельно стоящего здания школы или детсада достаточно высока. Но недавно изменили ряд норм, разрешив создавать детские сады во встроенных помещениях. Это, конечно же, немного жизнь упростило», — отмечает бизнесмен.

Позиция городских властей

По словам советника заммэра Андрея Мирошниченко, ситуация с наполненностью садиков и школ отличается по районам и микрорайонам Киева и зависит от проживающего населения, состояния учебных заведений, отношения и доверия к педагогическим коллективам. Например, в Деснянском районе столицы есть 13 школ, которые загружены менее чем на 50%. А в Голосеевском районе работают школы как с недостачей учеников, так и те, в которых остро стоит вопрос открытия второй смены. Однако ситуация с садиками выглядит иначе. Почти все столичные садики укомплектованы или даже переполнены детьми.

Андрей Мирошниченко

«Но нельзя говорить, что единственное решение этой проблемы – просто построить новые объекты. К примеру, есть новый микрорайон, в котором проживает много молодых пар с детьми. Да, им необходимы садики и школы. Но мы понимаем, что через 10 лет эти дети вырастут. А построенные садики будут пустовать. Поэтому вопрос возведения новых учебных заведений в том или ином районе нужно изучать более детально», — отмечает советник заместителя городского головы. Одним из возможных вариантов решения такой проблемы чиновник называет открытие новых автобусных маршрутов или развоз детей школьными автобусами.

«Нужно сбалансировать интересы жителей города, городской администрации и компаний-застройщиков. Главное – сесть с застройщиками за стол переговоров с пониманием того, что нет решения в пользу лишь одной из сторон, — говорит Андрей Мирошниченко.  — Потому что наличие частной школы или садика в новом микрорайоне или ЖК, который строится, приводит к росту цен на такую недвижимость. К тому же семьи, покупая квартиру в жилом комплексе, должны понимать, какие именно там будут школа или садик – коммунальные или частные. Например, мы знаем случай, когда в жилом комплексе построили новый садик, его открыли. Но он – частный и обучение там стоит дороже. А люди приходят и говорят, что хотят отдать ребенка в коммунальное учебное заведение».

Однако в этом случае может помочь новый механизм компенсации обучения ребенка в частном садике. «Если родители хотят отдать своих детей в частный садик полного дня, у которого есть лицензия, они могут воспользоваться частичной компенсацией. Эти деньги выделяют с городского бюджета. Сумма будет составлять около 2500 гривен в месяц – именно столько стоит пребывание и обучение ребенка в коммунальном садике. Но для этого нужно подписать трехстороннее соглашение межу родителями, частным детским садом и районной администрацией», — говорит Андрей Мирошниченко.

Представитель городской власти рассказал, что за 4 года за паевые взносы застройщиков построили и реконструировали 22 образовательных объекта. Что касается передачи уже построенных частными компаниями садиков и школ на баланс города, то советник заммэра объясняет: «Застройщики хотят не просто передать новое учебное заведение, но и получить за него компенсацию. Или через механизм выкупа, или же посредством погашения задолженности паевого взноса».

По его словам, выкупить у застройщика объект — это право города, а не обязанность. Также возникает вопрос, а нужны ли вообще в том месте школа или садик. Второй момент – это стоимость самого объекта. «Если застройщик хочет получить компенсацию, используя паевой взнос, то важно знать – есть ли у компании задолженность по паю или нет. В случае если ее нет, и застройщик хочет сформировать дебиторскую  задолженность города  на будущее – законодательство этого не предусматривает, — говорит Андрей Мирошниченко.

Также он подчеркивает, что у города должны быть деньги на выкуп объекта. «Мы заинтересованы в процессе, но он долгий. Потому что нужно сформировать бюджетный запрос, пройти бюджетную сессию, найти деньги. Это займет не менее полугода. Кроме того, выкупая объект, городу нужно провести отделение земельного участка и оформить документы на него. Это тоже долго», — отмечает советник заместителя городского головы.

«Если не знать всех этих моментов, то со стороны может показаться, что компания построила объект, предложила его городу, а город не берет. Но ведь школу — не яблоко купить. Она стоит десятки миллионов. И нужно проверить, отвечает ли здание государственным строительным нормам, провести технологическую  экспертизу», — говорит советник заммэра.

Решение сложившейся в городе ситуации с детсадами и школами представитель городской власти видит в понимании зон ответственности для всех сторон – родителей, горадминистрации и застройщиков. Андрей Мирошниченко отмечает, что горожанам, покупая жилье в новых ЖК, нужно детально разобраться в особенностях школ и садиков, которые там построены или вскоре появятся.

Что касается застройщика, то он, построив сад или школу, продает не просто квадратные метры, а социальный объект. Стоит сказать, что во время панельной дискуссии представители застройщиков отмечали – сначала строить садик или школу, а потом остальные помещения — невыгодно, поскольку в новом жилкомплексе может сразу не быть необходимого количества учеников. В этом ключе, настаивая на необходимости диалога,  Андрей Мирошниченко прокомментировал: «Застройщик вместе с городом должен вести переговоры и обсуждать детальный план территории. Например, если в нем предусмотрен садик, то компании стоит вести диалог с городской администрацией. Это может быть не первая очередь строительства, но и не  последняя. Ведь мы знаем случаи, когда при возведении новых жилкомплексов до последней очереди строительства, зачастую включающей школу или садик, дело так не доходило».

Владлена Скаченко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: