Днепр

Что мешает внедрению электронного билета в общественном транспорте в Украине

6 марта, в Украинском кризисном медиацентре говорили о внедрении цифровой инфраструктуры в общественном транспорте, и в том числе про электронный билет. О проблемах и достижениях говорили представители Министерства инфраструктуры Украины и местных властей разных городов страны.

Электронный билет для проезда в городском общественном транспорте, согласно законодательству, был принят почти два года назад. Тем не менее, он реально внедрен в очень небольшом количестве украинских городов.

По мнению и. о. генерального директора Директората государственной политики в сфере цифровой инфраструктуры на транспорте и услуг почтовой связи Министерства инфраструктуры Украины Фарида Сафарова, в настоящее время города начинают внедрять такую систему оплаты проезда в городском транспорте. Но это происходит «со скрипом»:

«Во-первых, оснащение городского транспорта валидаторами, подключение их к банкам и единому диспетчерскому центру города, плюс специфическое программное обеспечение стоят действительно много денег. Но это себя оправдывает, поскольку прозрачность работы городского транспорта, которая возникает при внедрении электронного билета, позволяет с точностью до человека отслеживать сколько людей и по каким маршрутам проехало за день. Правда, все это не заработает в полной мере, пока будут существовать обычные бумажные билеты, покупаемые пассажирами за наличные деньги.

Поэтому определенное время оба вида оплаты будут существовать одновременно, и только со временем станет возможным перейти только на электронную оплату проезда, как в большинстве цивилизованных стран мира.

Другая проблема: для того, чтобы понять, насколько нужен городу тот или иной маршрут, сколько должен обоснованно стоить проезд по этому маршруту, городские власти должны четко себе представлять, сколько людей маршрутом пользуется в день, сколько из них льготников, сколько платит полностью. Не все города пока готовы к этому, поскольку не имеют экспертизы специалистов по своей городской транспортной сети, зачастую там не хватает денег на установку такой системы. Но уже крупнейшие города — Киев, Харьков, Днепр, Одесса, Житомир такие системы активно внедряют.

С другой стороны, есть вопросы по налогообложению оплаты проезда электронным билетом. Речь о том, будет ли выдаваться пассажиру чек. Еще вопрос: как города будут компенсировать друг другу проезд льготников из другого города, ведь их льготы на проезд действуют по всей Украине. Это — основные проблемы в этом направлении, и разрешить их возможно только гармонизацией всех законодательных актов в этой сфере», — считает Фарид Сафаров.

«Еще проблема в том, что крупные города могут самостоятельно привлекать кредиты на внедрение у себя на транспорте системы электронных билетов. А малым городам это достаточно тяжело, почти невозможно. Но им возможно идти про другому пути. В Ивано-Франковске уже разработано 8 вариантов оплаты проезда в городском транспорте, в том числе обеспечив своих льготников соответствующими карточками на проезд», — дополнил руководитель программ по электронному управлению Команды поддержки реформ Министерства инфраструктуры Украины Евгений Катков.

Что тормозит внедрение электронного билета

По словам советника министра Инфраструктуры Украины Яники Мерило, был принят законопроект № 4121 практически два года назад, которым и предлагалось начать внедрение системы электронного билета на городском транспорте. Но полномочия по реализации этой программы были переданы городам.

Яника Мерило

«Это очень важно понимать, поскольку город сам определяет какой вариант системы устанавливать и где брать на это финансирование. Кроме того, практически год ушел только на то, чтобы проект уложить во все законодательские рамки. В результате, некоторые малые города страны запускают этот проект успешнее более крупных только потому, что там куда меньшие масштабы всего, в первую очередь, необходимых для этого денег.

Процесс пошел бы быстрее во всех отношениях, если бы Министерством инфраструктуры был разработан единый стандарт такой системы, а не каждому городу отдельно приходилось изобретать велосипед.

В рамках этого стандарта должны быть четко стандартизованы льготные перевозки — кто и как будет компенсировать перевозчикам бесплатный проезд тех же пенсионеров, когда они пользуются общественным транспортом не в своем родном городе.

Мы с 28 народными депутатами подали 1 марта законопроект №10119, которым не надо будет требовать фискального чека при оплате проезда банковской карточкой либо мобильным телефоном. Во многих городах уже идет оплата через мобильные телефоны по QR-кодам, хотя это и не совсем электронный билет. Например, такие варианты оплаты уже вовсю работают в том же Днепре.

Но и города, которые вообще не хотят внедрять у себя электронный билет, надо как-то мотивировать к этому, иначе система по всей стране не заработает и будет иметь откровенно куцый вид», — прокомментировала ситуацию Яника Мерило.

Что даст перевозчикам электронный билет

По мнению и. о. руководителя сектора «Транспорт» Офиса эффективного регулирования Владислава Притоманова, удобство пассажира — только вершина этого «айсберга», основная цель запуска этого проекта — оптимизация городских перевозок в целом и сокращение накладных расходов на них в каждом конкретном городе.

«Система позволит и коммунальным предприятиям, и частным перевозчикам получать точную информацию о том, сколько реально денег они заработали на маршруте за каждый день. На основании этой информации они смогут получать финансирование от банков, инвесторов и международных партнеров Украины. Это даст куда больше преимуществ для компаний, нежели оборот «черного» нала, из-за которого на местах идет сопротивление внедрению электронного билета.

Во-вторых, перевозчики не получают компенсирования за перевозку льготников или недополучают ее в полном объеме, потому что не могут доказать, сколько реально они перевезли таких пассажиров за месяц. А электронный билет поможет это делать в автоматическом режиме.

И наконец, уже много лет Европейский инвестиционный банк, ЕБРР, другие финансовые институты помогают украинским городам закупать подвижной состав, оптимизировать городские маршруты. И внедрение в городе электронного билета станет дополнительным фактором для принятия очередного позитивного решения по таким вопросам», — считает Владислав Притоманов.

Как это уже год работает в Житомире

По словам заместителя городского головы Житомира Дмитрия Ткачука, надо разделять проблемы в этом вопросе на всеукраинском уровне, и реальное противодействие на местах.

«Нестыковки в законодательстве дают возможность тем перевозчикам на местах, которые и дальше хотят, чтобы все оставалось как было, апеллировать к народу, публикуя целые горы «черной джинсы» в СМИ. Мы запустили эту систему в марте 2017 года и уже в апреле имели абсолютно полную аналитику по нашему городскому электротранспорту, поскольку кондукторы выдавали билеты и тем пассажирам, которые рассчитывались наличными, и тем, кто платил по карточке. Со льготниками все куда хуже: список льготных категорий пассажиров утверждается Кабмином, и города на это никак нее влияют. А для 266-тысячного Житомира льготников чуть меньше 70 тысяч человек. А это стоит около 80 миллионов гривен в год. Для понимания, вся система электронного билета для города «под ключ» стоила в три раза меньше.

И главное: все дискуссии о несправедливых тарифах на проезд будут бесконечными, пока городские власти не смогут с цифрами в руках доказать жителям, почему проезд должен стоит именно столько, а не меньше. И без тотального учета всех поездок и платежей за них, которые только и может дать система электронного билета, ничего доказать невозможно. А эта аналитика по Житомиру наглядно показывает, что транспорт перегружен, его катастрофически не хватает, а денег на ремонт и закупку нового, кроме как из более высокой стоимости проезда брать уже не откуда.

А если еще учитывать, что все автобусники — частные перевозчики, и для их водителей каждые человек на остановке — не личность, а всего лишь плюс еще 5 гривен, то им электронный билет в принципе не нужен, поскольку тогда фискалы просто по компьютеру будут видеть реальные объемы их перевозок, а не один салон в один конец, как показывается. Да, коммунальный электротранспорт от внедрения системы увеличил с уровня весны 2017 года свои прибыли на 80%, при удорожании проезда всего на 30%. А вот с автобусниками бороться очень сложно, а главное — нет реальных рычагов воздействия на них, и даже недоплаты по компенсациям за льготников их не пугают. И вполне понятно — почему», — рассказал Дмитрий Ткачук.

Алексей Логинов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: