Политика

В Киеве рассказали кто из политиков чаще всех заказывает материалы в СМИ

28 февраля на пресс-конференции в Киеве медийные общественные организации представили результаты независимых мониторингов новостей и рассказали, как СМИ освещают предвыборную кампанию. 

Кто чаще занимается политической «джинсой»

Исполнительный директор Института массовой информации Оксана Романюк отмечает, что в Интернете есть один безусловный лидер среди заказчиков «джинсы», на которого приходится 24% заказных материалов. Это Юлия Тимошенко, кандидат в Президенты Украины и лидер партии ВО «Батькивщина».

«На втором месте кандидат Андрей Садовой (8% материалов). Однако у него большая часть материалов размещается на 24 канале, принадлежащем жене мэра Львова. Третье место разделили кандидаты Анатолий Гриценко и Александр Вилкул (по 6% материалов с признаками «заказных»), размещавшихся в разных интернет-медиа. Президент Порошенко в Интернете слабо присутствует. При этом только 6,5% политической джинсы обозначается для аудитории как «реклама». 3% материалов относятся к черному пиару в основном против Юлии Тимошенко и Петра Порошенко», — говорит Оксана.

Лидерами по соблюдению журналистских стандартов в Интернете стали сайты «Український тиждень», «Лига», «Укринформ», «Новое время», «Зеркало недели».

Российское влияние через СМИ

Галина Петренко, исполнительный директор ОО «Детектор медиа», рассказала о российском влиянии на телезрителей Украины:

«Мы готовим мониторинговые отчеты еженедельно. Мы решили мониторить 3 ток-шоу: «Время покажет» на 1 канале, «Вечер с Владимиром Соловьевым» и шоу Дмитрия Киселева на канале «Россия-1». В 14 из 21 выпусков таких шоу будут говорить об Украине. Не бывает такой недели, чтобы Россия забыла об Украине. Основные месседжи такие: «Украина находится под внешним управлением Запада», «выборы 2019 года сфальсифицируют», «украинская власть готова убивать граждан-оппонентов», «Православная церковь Украины зависит от Константинополя», «в Украине выращивают новый антироссийский народ», «в Украине систематически нарушаются права граждан», «украинская власть навязывает гражданам идеологию и не хочет завершать войну», «Россия хочет Украине добра», «Россия должна влиять на изменения государственного строя Украины». В Украине российское телевидение смотрят почти 1,5 млн человек, в основном на Юге и Востоке, что тоже отражается на настроениях избирателей.

Глава ОО «Детектор медиа» Наталья Логачова добавляет, что некоторые украинские телеканалы подхватывают месседжи из Российского ТВ – это 112й канал, NewsOne и изредка «Интер».

Как телеканалы освещают предвыборную кампанию

Наталья Логачова замечает, что сейчас медиаэксперты не видят признаков централизованной государственной цензуры. «Но мы везде видим ограничения, устанавливаемые собственниками и их политическими союзниками для новостей и ток-шоу. Если вы будете зрителем одного телеканала – всегда будете видеть извращенную картину мира», — говорит глава ОО «Детектор медиа».

«Главное ноу-хау этой избирательной кампании – способ ведения агитации Зеленским. Мы видим абсолютно новую технологию ведения кампании, когда кандидат, имеющий наивысший рейтинг, почти не появляется в новостях телеканалов, его не видно на ток-шоу (кроме телеканала 1+1). Всю свою агитационную кампанию кандидат ведет через развлекательный контент и в соцсетях. Это создает много вопросов для законодателей. У нас нет никаких норм, которые запретили бы показывать, например, «Слугу народа 3» в ходе кампании.

Некоторые считают сериал «Слуга народа» обычной агитацией

Активный в соцсетях и Андрей Садовой. Это правильно для такого кандидата, т. к. его редко приглашают на телеканалы. Про большинство кандидатов в новостях говорят в формате пиара, антипиара или никак. Каналы с наименьшим количествам пиара в новостях – UA: Первый, 5й, СТБ. На 112 канале новости относительно чистые, но характеризуются нарушениями в других эфирных продуктах. Больше всего политического пиара на «Интере», ТРК «Украина» и ICTV. На 1+1 его не так много, зато попадается чернуха и не сбалансированная критика президента, для канала главный инструмент – программы журналистских расследований», — рассказывает Наталья.

«Особенность этих выборов в том, что есть кандидаты одного-двух каналов. Юрий Бойко присутствует только на «Интере», иногда на 112м канале и на «Прямом». Только на 1+1 пиарятся кандидаты Александр Шевченко и Виктор Бондарь. До недавних пор Анатолий Гриценко был только на ICTV, часто в пиар-материалах. В наиболее выгодном положении Петр Порошенко. Его показывают все телеканалы кроме «Суспільного», в основном это пиар-сюжеты, отчеты с мероприятий. Не критичная подача материалов о кандидатах ведет к тому, что избиратель видит исключительно популизм. Важной информации о ходе выборов каналы практически не подают. Есть пакт о ненападении между Порошенко и основными телеканалами. На каналах Медведчука (112й, NewsOne) Порошенко почти никогда не критикуют, но критикуют «власть» в общем. А больше всего пиара Порошенко в новостях на канале «Украина», — утверждает Наталья.

Юлия Тимошенко присутствует в новостях почти везде. По количеству заказных материалов она уступает только Порошенко, иногда даже опережает его. На 5 канале, принадлежащем Порошенко, о Тимошенко вспоминают редко и только нейтрально. На UA:Первый почти о ней не вспоминают. В PR-дайджесты других каналов Тимошенко попадает с конструктивными обещаниями и инициативами. Много материалов с признаками «заказухи» у Александра Вилкула и Олега Ляшко. Интересного, что на некоторых каналах есть табу на конкретных кандидатов. Например, Юрий Бойко на «Украине» присутствует только в формате черного пиара, а о существовании Вилкула не вспоминают на «Интере».

«Ток-шоу не выполняют роль публичных дебатов кандидатов или их представителей. Часто собирается группа поддержки кандидата, в т.ч. из экспертов, выступает кандидат, ему задают не острые вопросы. Еще одна особенность – манипуляции с рейтингами. Публикуют заказные рейтинги или неправильно интерпретируют исследования», — подытожила эксперт.

Сколько джинсы в бывших коммунальных СМИ

Светлана Еременко, исполнительный директор Института демократии им. Пилипа Орлика, замечает, что в разгосударствленных медиа было зафиксировано 6% джинсы и 9% не обозначенной должным образом рекламы в печатных медиа, 6% джинсы и 2% неправильно маркированной рекламы на сайтах. Разгосударствленные локальные медиа очень мало внимания уделяют политике и выборам. Зато больше внимания уделяется местному самоуправлению, социальным проблемам, жизни громады. Во Львовской, Черновицкой и Луганской области практически не замечено материалов с признаками заказных. Такого количества джинсы, как было во времена Януковича (60%), сейчас нет.

Какие проблемы есть с достоверностью информации

Ольга Айвазовская, глава Общественной сети «ОПОРА», выделяет следующие проблемы освещения избирательного процесса: многие журналисты занимаются «политическим киллерством», выделяя только негативную информацию про неугодных их редакциям кандидатов. Часто неправильно интерпретируются данные социсследований. Это также влияет на мнение избирателей. Сейчас около трети избирателей не определились. 10% людей определяются с выбором в кабинке для голосования. Медиа во время публикации данных социсследований должны сообщать о том, кто является заказчиком.

Каналы злоупотребляют «опросами в студии». Ведущие должны констатировать, что такой опрос не репрезентативен и не отображает реальной ситуации. На ток-шоу большинство экспертов отстаивают позиции конкретных кандидатов, на которых работают. Также Ольга замечает, что кандидаты не заинтересованы в проведении публичных дебатов. Без этого общество не сможет узнать о сути, содержании и качестве идей кандидатов.

Дмитрий Чернышев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: