Киев

С кем из украинских олигархов торгует «Укрзалізниця»

Монополист железной дороги «Укрзалізниця» в 2018 году объявила почти 20 тыс. тендеров. Однако половина из них не состоялись. Всего же компания подписала договоров почти на 30 млрд грн. 2/3 из – с компаниями, которые связывают с олигархами.

Общественная организация «Zализниця без коррупції» провела свой мониторинг и выявила немало подозрительных моментов. Как рассказал руководитель проекта Владимир Даценко, в 2018 году УЗ объявила 19,3 тыс. процедур. С них не состоялись 44,4% из-за недостаточного количества участников, еще 5,1% закупок «Укрзалізниця» отменила по собственной инициативе. Всего успешно состоялось только 38% объявленных торгов, в частности из общего количества 11% было не конкурентных.

Как уточнил Даценко, всего по результатам аукционов УЗ подписала 8,6 тыс. договоров. Объем закупок 27,93 млрд гривен в год. По сравнению с 2015 годом объем закупок в «Укрзалізниці» как в национальной валюте, так и в долларах США увеличился почти в два раза.

Он добавил, что таким образом ключевые показатели УЗ существенно отличаются в отрицательную сторону от средних показателей в системе ProZorro. Процент экономии компании на госзакупках составляет 3,3%, тогда как средний показатель в ProZorro — 4,3%, то есть показатель «Укрзалізниці» на 25% хуже.

«Процент процедур с минимальным количеством участников — 60,7% по всем процедурам. Это говорит о том, что большинство тендерных процедур «Укрзалізниці» происходит с минимальной конкуренцией, с минимальным количеством участников. Процент процедур без ценовой конкуренции в аукционах — 60,4%. Это те тендеры, где участники в течение трех раундов не сделали ни одного шага понижения. Это говорит о том, что скорее всего, этот тендер проведен с формальной конкуренцией, с формальными подставными участниками, или конкуренты не пожелали снижать начальные цены», — заключил Даценко.

Кто основные поставщики УЗ

Чаще всего в тендерах побеждали компании Александра Грановского. Это ТОВ «Августр Пром», ТОВ «Фідея», ТОВ «Торум». Сума всех контрактов составила 3,8 млрд грн. ПАТ «Крюківський ВБЗ» забрал договоров на 8,75 млрд грн. Деятельность этой компании связывают с Владимиром Приходько, Олегом Осиновским и Станиславом Гамзаловым. Еще на 2,74 млрд грн подписала контрактов компания ТОВ «Анвітрейд» Виктора Медведчука.

Также миллиардные контракты были у компании, которая входит в холдинг Рината Ахметова. «Укрзалізниця» подписала договоров с ТОВ «Метінвест — СМЦ» на 2,36 млрд грн. 1,2 млрд грн ушли ТОВ «ВМ Трейдинг» и ТОВ «Крендлз» братьев Дубневичей.

ТОВ «Інтерпайп Україна», которая входит в холдинг Виктора Пинчука, заключила договоров на 744 млн грн. А ПАТ «Кременчуцький СЛЗ» и ТОВ «Азовмаш» на 614 млн грн. Эти компании под контролем Сергея Тигипко и Юрия Иванющенко. ТОВ «УПЕК Трейдинг» Анатолия Гиршфельда подписала контрактов на 461 млн. 320 млн грн забрали компании Александра Пономарева — ТОВ «Міроіл» и ТОВ «Азмол БПКМ». ПАТ «Дніпровагонрембуд» Леонида Юрушева подписал контрактов на 299 млн грн.

Кто и что продает

Если говорить по отраслям, то наиболее «Укрзалізниця» закупала топливо. Лидеры в этой отрасли компании, которые связывают с Виктором Медведчуком, Александром Пономаревым и Александром Грановским. Общая сумма в этой сфере – 6,9 млрд грн. Пассажирские вагоны и поезда продают государству компании Леонида Юрышева и Владимира Приходько. В 2018 году сумма контрактов – 3,1 млрд грн.

Пути и запчасти к вагонам контролирует Ринат Ахметов через связанные компании. Они наторговали на 4,2 млрд грн. Рельсовые крепления и стрелочные переводы – братья Дубневичи. Запчасти к вагонам поставляют компании Пинчука, Тигипко, Иванющенко и Гиршфельда. Сума контрактов 1,1 млрд грн.

Директор по экономике и финансам УЗ Андрей Рязанцев в своем комментарии после услышанного отметил, что те вещи, которые были сегодня озвучены не имеют оснований, пока они не подтверждены правоохранительными органами. «Иногда некоторые вещи меня удивляют, потому что к примеру сотрудничество с национальными производителями мы считаем достижением. Мы в первую очередь должны следить за ценами и качеством наших услуг. О правомерности должны судить специализированные организации и правоохранительные органы», — отметил Рязанцев.

Также Рязанцев отметил, что их компания полностью открыта для всех. Более того, в 2018 году они стали публиковать практически ежедневно все траты на сайте Edata.

“С апреля прошлого года мы обнародовали 151 тысячу транзакций на 36 млрд грн общей стоимостью. Каждый может увидеть все платежи по контрактам”, — сказал директор по экономике и финансам.

“Мы оценим и обработаем все материалы, которые нам предоставляет “Zализныця без коррупции”, но будем и дальше работать в тех направлениях, которые мы считаем приоритетными с точки зрения глобальной борьбы с коррупцией на железной дороге”, — отметил Рязанцев.

Маргарита Хорунжая

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: