Экономика

Охота на бизнес в Украине или защита работников: чиновники рассказали зачем нужен новый законопроект

21 февраля в Киеве прошла экспертная дискуссия, во время которой поднимались вопросы механизма проверок трудовых отношений, выясняли, действительно ли ФЛП уклоняются от налогообложения, и как не помешать реальным предпринимателям.

Министерство социальной политики предложило законопроект, которым предусматривается запрет на открытие ФЛП сотрудниками компаний вместо их официального найма на работу. Этим законопроектом предлагается ввести в Трудовой кодекс статью, предусматривающую наличие трудовых взаимоотношений. Что это означает на самом деле, как можно такие отношения проверить и не навредит ли это тем предпринимателям, которые не уклоняются от уплаты налогов?

Ради чего появился этот законопроект

По словам государственного эксперта Директората норм и стандартов достойного труда Министерства социальной политики Украины Никиты Суетина, в законопроекте, размещенном на официальном сайте Минсоцполитики, нет никаких запретов физическим лицам — предпринимателям (далее — ФЛП) вести предпринимательскую деятельность.

«То, что сегодня в некоторых СМИ говорится именно о запрете ФЛП заниматься предпринимательством, скорее всего, связано с тем, что работодатели, использующие труд наемных сотрудников, оформляя их как ФЛП, и начали эту акцию.

Для чего разработан наш законопроект? В первую очередь, это было сделано для исполнения рекомендации Международной организации труда №198 «О трудовых правоотношениях». И прописанные нами критерии в законопроекте четко отвечают этой рекомендации. И во всех странах ЕС эти рекомендации уже выполняются достаточно давно. Более того, мы внесли изменения в Гражданский кодекс Украины, где определили отдельно такой признак трудовых взаимоотношений, как выполнение человеком услуг или работ повышенной опасности требует его обязательной регистрации ФЛП.

Тем не менее, есть работодатели, злоупотребляющие правом заключать гражданско-правовые договоры с ФЛП, пытаются таким образом «трудоустроить» своих работников, требуя от них одновременно выполнять профессиональные обязанности в тех условиях труда, которые полностью отвечают трудовым отношениям работодателя и вольнонаемного работника.

С точки зрения экономики, это не является законным, поскольку ответственные работодатели официально оформляют своих сотрудников, предоставляя им полный социальный пакет, не смогут конкурировать с теми работодателями, которые, оформляя сотрудников как ФЛП, фактически занимаются теневым трудоустройством. Ради недопущения этого наш законопроект и разрабатывался», — сказал Никита Суетин.

Шансов пройти у законопроекта практически нет

По мнению народного депутата Оксаны Продан, шансов пройти через Верховную Раду у этого законопроекта практически нет, и вот почему…

«Считаю, что у него нет шансов на 99%. Особенно — накануне парламентских выборов. Даже те депутаты, которые хотели бы ФЛП вообще ликвидировать, в нынешних условиях этого делать не станут, поскольку тут же лишатся огромной части своего электората. Два года назад началась «охота» на предпринимателей с помощью многотысячных штрафов за каждого нетрудоустроенного официально работника, что привело к массовому закрытию мелкого и среднего бизнеса в стране. А этот законопроект дает еще возможность привлекать к материальной ответственности любого ФЛП, который не разово, а постоянно оказывает свои услуги тому или иному более крупному предприятию.

Оксана Продан

Кроме того, в законопроекте есть моменты, касающиеся не только ФЛП. Там есть много таких вещей, на которые люди «не в теме» просто не обратят внимание. Например, признание владельца бизнеса нарушителем Трудового законодательства даже в тех случаях, если прием и оформление людей на работу ведут также наемные работники, что противозаконно. Есть там и другие подобные моменты.

Глубоко убеждена, что принимать этот законопроект в его нынешней редакции нельзя. Более того, массовые проверки работодателей, которые проводят сегодня представители власти, ими же самими признаются не соответствующими украинскому законодательству, но принятыми в угоду рекомендациям Международной организации труда. Но рекомендации не являются нормой закона. Минсоцполитике в последнее время кажется, что именно они создают экономику и платят налоги, но делают-то это бизнесмены, особенно — мелкие и средние предприниматели, а не работники Минсоцполитики», — считает Оксана Продан.

К чему плодить новые законы о труде, если в Украине советский КзОТ

По словам главы правления Центра общественной экспертизы Любомира Чорния, два года назад в Виннице проходил форум по развитию регионального бизнеса.

«Одной из главных тем форума было повышение безопасности ведения предпринимательской деятельности. В частности, повышение штрафов за нарушение трудового законодательства, по которым предприятие может быть привлечено к ответственности. Большинство предпринимателей, участвовавших в форуме, а это — около 150 человек, сказали, что у них нет иного выхода, как регистрировать максимальное количество своих работников в качестве ФЛП. И это была адекватная реакция бизнеса на «драконовские» меры со стороны государства. И это была еще первая волна сопротивления.

Если представить, что обсуждаемый нами законопроект становится законом, то это означает, что практически весь малый и средний бизнес в стране просто уйдет полностью в «тень».

Но проблема даже не в законопроекте, как таковом. Мы сегодня все еще живем по советскому Кодексу законов о труде (КзОТ), вместо нового кодекса, учитывающего сегодняшние реалии на рынке труда. Во-вторых, у нас до сих пор неимоверно громоздкая надстройка из подзаконных актов на КзОТ. Чтобы было понятно, все предприятия и учреждения, включая даже общественные организации, вынуждены плодить тонны «макулатуры» в виде утвержденных распорядков работы предприятия, коллективного трудового договора, графика отпусков сотрудников и т. д., которая вообще никому не нужна и нигде не учитывается. В том же Евросоюзе, на который у нас теперь чуть не молятся, всего это бумажного «мотлоха» в помине нет. Кстати, проект нового Трудового кодекса уже готов два года, но еще не дошел до сессионного зала Рады даже для первого чтения. Вот в чем проблема», — уверен Любомир Чорний.

Законопроект открывает дополнительные коррупционные возможности

Заместитель директора Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский на примере пояснил, как работают официальное трудоустройство и не совсем официальное.

«В свое время мне пришлось работать в одной международной компании, где мы все были официально трудоустроены. А у наших конкурентов официально были трудоустроены далеко не все работники. Соответственно, конечная цена нашей продукции была выше, чем у них. Поэтому я поддерживаю создание равных правил игры для всех участников рынка. Но, как известно, дьявол прячется в деталях. А детали тут таковы…

Дмитрий Яблоновский

Во-первых, «наш» законопроект должен основываться не на рекомендациях Международной организации труда или европейском опыте, а на конкретных расчетах развития событий по тому или иному сценарию после принятия этого законопроекта. А под «репрессивные» меры законопроекта тут же попадут более 400 тысяч ФЛП из их общего количества в 1,3 миллиона человек. При этом, реализаторы на рынках, оформленные ФЛП, под действие этого законопроекта вообще не попадают, а там реально «крутится» неучтенная наличка. Сюда же относятся и несколько десятков тысяч ФЛП — IT-шников, которые легально и реально работают на трудовых договорах.

Во-вторых, критерии трудовых отношений выписаны расплывчато, что позволит проверяющим инспекторам трактовать их так или этак. Например, ФЛП, выполняющий уборку помещений в этом офисе и еще паре других, — штатный сотрудник или поставщик услуг? ФЛП — бухгалтер, ведущий две-три фирмы, — штатный сотрудник или нет? Как трактовать такие случаи будет инспектор по труду — сказать трудно. А учитывая наш уровень коррупции, так и не очень трудно…

В-третьих, от трети до половины зарплат в стране по-прежнему платятся в конвертах. Если всех этих «ФЛП» официально трудоустроить, так они все (!) будут получать «минималку» и ничего больше. Кого такое устроит? Видимо, никого, особенно, если ранее получал вполне достойную зарплату. Или опять: минималка + конверт.

Честно говоря, я думаю, что новый законопроект дает дополнительные коррупционные возможности чиновникам», — сказал Дмитрий Яблоновский.

Действительно ли ФЛП уклоняются от налогов

По мнению старшего экономиста CASE-Ukraine, главного эксперта группы «Налоговая и бюджетная реформа Реанимационного пакета реформ» Владимира Дубровского, разговоры о том, что государство должно защищать права наемных работников — неправда.

«Наемный работник — такой же продавец, как и остальные, просто он продает свою рабочую силу и свои профессиональные навыки. И если у него достаточно покупателей, так он еще ими и перебирать будет. Действительно защищать их права надо только в городах и поселках с единственным бюджетообразующим предприятием.

Лучшей защитой работников считаю защиту прав предпринимателей, которая позволит им расширять свой бизнес. Отток работников в Европу уже заставил предпринимателей повышать зарплаты и улучшать условия труда. Но лучше, чтобы этот отток был все же меньше, а рабочих мест в Украине — больше.

Да, налогообложение зарплаты у нас очень высокое, куда больше, чем в Европе. Но сравнивать нас надо не с ЕС, а со странами с аналогичным украинскому ВВП. А в таких странах от 70 до 90 процентов экономики при любой власти работает в «тени». И это — естественный ответ предпринимателей на налоговый «пресс».

Вот над чем надо работать. Пересматривать сетку налогообложения, стимулируя создание рабочих мест. А не просто в очередной раз пугать работодателей, тех же ФЛП, очередным «прессом» из штрафов», — считает Владимир Дубровский.

Алексей Логинов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: