Общество

Новая методика распределения услуг ЖКХ: вырастут ли тарифы в Украине

12 февраля в Киеве эксперты рассказали о новой методике распределения услуг ЖКХ, кто будет платить за ремонт сетей и как это повлияет на субсидии украинцев.

Суть новой методики

С 25 января вступила в силу новая методика распределения объемов коммунальных услуг, потребленных в здании. С 1 февраля 2019 года, будут изменены принципы начисления за потребленные услуги по централизованному водоснабжению, водоотводу и отоплению.

Геннадий Рябцев, директор научно-технического центра «Психея», отметил, что раньше за все объемы жилищно-коммунальных услуг, потребленных нежилыми объектами в здании, а именно межквартирными промежутками, лестницей, чердаком и подвалом платили поставщики. «После внедрения новой методики, если возникает не баланс между общедомовым счетчиком соответствующей жилищно-коммунальной услуги и показателями счетчиков, установленных в квартирах многоэтажного дома, эта сумма не баланса распределяется пропорционально между всеми жителями дома. Если все помещения оснащены счетчиками, то этот не баланс распределяется пропорционально. Если часть помещений не оснащена счетчиками, то этот не баланс распределяется между потребителями, которые не имеют счетчиков».

Государство перекладывает ответственность на жителей

«Министерство регионального развития пытается ускорить оснащение всех домохозяйств счетчиками, и полностью перекладывает ответственность за утраты холодной и горячей воды, а также непродуктивные затраты тепловой энергии на жителей этого дома. Теперь за все это будет отвечать ОСББ, если он существует, а если нет, то управляющий. Соответственно, жители должны нанимать исполнителя, поскольку теперь они будут платить за те утраты, которые обязательно возникнут из-за неплотных сетей и выхода из строя оборудования, – говорит Геннадий Рябцев.

К сожалению, когда принимали это методику, Министерство учло затраты исключительно тех участников рынка, которые будут оснащать все домохозяйства счетчиками. При этом никто не рассчитал, сколько денег будут вынуждены оплатить жители для того, чтобы со временем осуществить капитальный ремонт инфраструктуры, которая обеспечивает их холодной и горячей водой, канализацией и тепловой энергией. Таким образом, государство последовательно дезертирует со всех сфер социальной ответственности, перекладывая все дела, которые касаются ухода, в том числе, за многоэтажными домами и соответствующий инфраструктурой, на жителей этих домов.

Все обязанности государства и поставщиков завершаются на входе в дом. Остальное – забота жителей дома. Это можно было бы понять, если бы речь шла об индивидуальных домах, но когда речь идет о домах, построенных 40-50 лет, а то и 100 лет назад, где все сети нуждаются в обновление или замене, а сами дома – в капитальном ремонте, это автоматически означает, что все затраты будут нести домохозяйства».

Суд не может решить проблему

Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности, считает, что в первую очередь нужно подумать о том, что будет делать не Водоканал, а суд. «На сегодняшний день мы имеем очень жесткое противоречие между тремя одновременно действующими законами, и суд не может принять никакое решение.

С одной стороны, поставщики услуг будут увеличивать стоимость своих услуг на абсолютно непонятную величину, и выставлять платежку на любое количество кубов, а потребитель никоим образом не сможет проверить объективность данного показателя. С другой стороны, потребитель платить за это не будет, потому что ему нечем. При этом, потребитель может подать в суд на компанию поставщика, и до тех пор, пока будет идти судебная тяжба, никто ничего платить не будет. Такая возможность действительно есть.

Правда, через какое-то время мы придем к коллапсу инженерных инфраструктур по той причине, что в системе долгов уже накопилось порядка 60 млрд гривен от населения. Если у поставщиков услуг не будет этих денег, то им не за что будет делать ремонты, закупать электроэнергию или газ и платить своим сотрудникам. Новая методика разрабатывается в соответствии с законом, который противоречит другому действующему закону. В этом случае суд должен решать, какой из законов имеет приоритет. Но суд не может этого решить, потому что в иерархии законодательных актов оба законы равны между собой. Поэтому новая методика зависнет в воздухе до тех пор, пока не будет законодательного урегулирования ситуации. А пока суд нет примет решение относительно того, кто и сколько кому должен заплатить, можно не платить по платежке», – заявил Юрий Гаврилечко.

Юрий Гаврилечко

Субсидии украинцев под угрозой

Геннадий Рябцев добавил, что если новая методика заработает, то каждый поставщик услуг устанавливает свой расчетный период, т.к. представитель Водоканала или Теплоэнерго должен снять показания общедомового счетчика, и на их базе выставить платежки. «В Украине 146 тыс. домов, которые обеспечены водоснабжением, и больше 80 тыс. домов, которые обеспечены централизованным отоплением. Во всех домах кто-то должен снять показания счетчиков в определенный день. При этом жители домов должны оплатить по своим счетчикам в тот день, который определил поставщик услуги. А эта дата будет текучей, то есть тогда, когда придет человек, который снимает показания счетчиков. Но ведь невозможно снять показания в один день сразу в сотнях тысяч домов. Поэтому такой человек будет «приходить» и рисовать цифры, которые имеют достаточно далекое отношения к реальным показателям потребления».

Юрий Гаврилечко отметил, что с плавающей датой окончания периода оплаты возникает неоднозначная ситуация. «Вы сейчас что-то заплатили по счетчику, а потом была установлена новая дата, и вам еще что-то досчитали. С точки зрения субсидий у вас появилась задолженность неизвестного размера. Вы тоже об этой задолженности не знаете до тех пор, пока не получите новую платежку, которая приходит не одновременно с тем, как вы платите обычно.

В итоге, все граждане, которые оформили субсидию, рискует потерять ее, потому что неоплата 340 гривен лишает вас права на субсидию. С момента, когда эта методика заработает, в Украине никто не сможет пользоваться субсидией, потому что это будет технически невозможно из-за неодновременной оплатой с переменной датой возникновение задолженности. В такой ситуации мы получим уже не 80% оплат за услуги ЖКХ, а в лучшем случае 20%, потому что те люди, которые оформляют субсидии, в большинстве случаев не имеют никаких денег, чтобы оплачивать коммуналку.

70% получателей субсидий это пенсионеры. Средняя пенсия в Украине на 1 января 2019 года составляет 2 624 гривны, средний счет за услуги ЖКХ на декабрь составляет 2 292 гривны. При повышении стоимости оплаты услуг в связи с изменившейся ценой на газ на 24% средняя платежка в Украине будет больше, чем средняя пенсия. Никто не будет платить по счетам без субсидий», – сообщил Юрий Гаврилечко.

Елена Морозова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: