Киев

В Киеве рассказали, как за копейки распродали украинскую армию

В Киеве 4 января собралась Временная следственная комиссия Верховной рады, которая контролирует расследование хищения в Вооруженных силах Украины. На заседании глава комиссии Иван Винник и генпрокурор Юрий Луценко рассказали об объемах продажи военной техники и их немыслимых ценах.

После распада СССР Украине досталась большая армия и огромный запас военной техники и вооружения. Однако вместо того, чтобы сделать это своей сильной стороной, власти выбрали другой путь и решили это добро распродать. Казалось бы, тоже неплохо, можно было бы выручить хорошие деньги и пустить на развитие страны. Но цены, по которым продавалась техника, просто немыслимы. Они занижены иногда в десятки раз. Однако обо всем по порядку.

Какой была армия Украины при обретении независимости

На конец 1991 года на территории Украины было 3 общевойсковые и 2 танковые армии, армейский корпус, 4 воздушные армии, ракетная армия, черноморский флот и другие формирования. Общая численность личного состава составляла более 800 000 военнослужащих. В Украине было 6,5 тыс. танков, 7 тыс. бронированных машин, 1,5 тыс. самолетов, 350 кораблей, 1272 единиц ядерных боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет. В 1991 году Украина была ядерной державой – третей в мире, после США и России. Ее основу составляли 5 дивизий 43 ракетной армии бывшей СССР. В целом страна имела 176 баллистических ракет и около 2500 единиц тактического ядерного оружия.

На вооружении ВВС находились 44 бомбардировщика, которые могли использовать ядерное оружие. Этот потенциал был достаточным для создания мощных национальных вооруженных сил. Продажа «избыточного имущества», как называли списывание военной техники, позволяла получить достаточно средств для проведения модернизации ВСУ.

Как проходил процесс разоружения Украины

Временная следственная комиссия и следствие поделили период с 1991 года по 2014 по 4 условных этапа, каждый по-своему распродавал армейское добро, но в целом суть похожа.

Комиссия выделила первым этапом 1994-2004 гг. В этот период министрами обороны были Владимир Шкидченко, Александр Кузьмук и Евгений Марчук. Глава комиссии Иван Винник отметил, что для этого периода характерно уничтожение стратегического потенциала нашего государства и ракетных войск стратегического назначения, уничтожение стратегической авиации, разрушение систем ракетного вооружения, которое способно нести ядерные заряды.

Второй этап — это управление министерством обороны Анатолия Гриценко, Юрия Еханурова и Валерий Иващенко. Это был период разрушения сухопутной противовоздушной обороны государства. Он характеризуется масштабной распродажей военной техники. Тысячи единиц бронированной техники и противовоздушной обороны были проданы за копейки.

Третий период – министр обороны Михаил Ежель. Это время характеризуется разрушением логистической составляющей, материально-технической базы, системы пищевого обеспечения, квартирного обеспечения и т.д. И последний период — это время правления оборонной сферой Дмитрия Саламатина и Павла Лебедева. По словам Винника, их задачей было — полностью уничтожение систем объединенного оперативного командования.

Генпрокуратура также отметила уничтожение централизованного командования. По словам главы ведомства Юрия Луценко, это произошло при министре Ежеле. Отсутствие оперативно-стратегического военного управления стало одной из основных проблем организации обороны в 2014 году. В результате расформирования объединенного оперативного командования ВСУ были лишены органа управления войсками. На начало 2014 г. мобильность военных группировок ВСУ на оперативно-стратегическом уровне была полностью парализована. Генштабу ВСУ в 2014 году пришлось спешно формировать так называемый штаб АТО на территории Донбасса. Фактически это был аналог уничтоженного в 2010 году объединенного оперативного командования. Отсутствие централизованного руководства системами материально-технического оперативного обеспечения в дальнейшем привело к дезорганизации обеспечения войск, что побудило стихийное развитие волонтерского движения в 2014 году.

Министры Саламатин и Лебедев окончательно дезорганизовали системы ПВО государства, безосновательно изменили системы мобилизации и перевода ВСУ на так называемую трехуровневую систему управления. Украина была разделена на три военных зоны, одна из которых находилась в Крыму и была оккупирована. Вторая зона совпадает с территорией, которую РФ называет Малороссией. Она была зачищена от военных частей настолько, то стала легкой добычей для незаконных вооруженных формирований и регулярных частей армии РФ. И третья часть с базированием в Ровно охватывала Западную и центральную Украину.

«Янукович находясь на посту президента Украины вопреки требованиям статьи 6 ЗУ «Про оборону України» на информацию службы внешней разведки Украины, в виде документа — оценки военно-политической обстановки, утвержденной министерством обороны, должным образом не отреагировал. В документе рассматривались потенциальные угрозы для Украины со стороны РФ, путем усиления группировок вооружённых сил РФ вблизи украинских границ и наличия потенциальных территориальных претензий к Украине по Крыму, были указаны возможные сценарии реализации угрозы, в частности вариант возможного создания вооруженного конфликта. Вопреки требованиям статьи 102 и пунктов 19, 20 статьи 106 Конституции Украины, информационно-аналитическую информацию об основных тенденциях, которые определяют военную обстановку в мире и на территории Украины не учли. Решение по отводу потенциальной угрозы не принято. Вопреки требованиям статьи 13 ЗУ «Про національну безпеку України» независимость и национальную безопасность не обеспечено. Тем самым были созданы условия для потери в дальнейшем части территорий государства. Аналогично эксперты констатировали, что действия министра обороны Украины Ежеля, Саламатина, и Лебедева находятся в причинно-следственной связи с наступлением тяжких последствий  — оккупации Крыма», — прокомментировал генпрокурор Юрий Луценко.

Сколько было продано техники и по каким ценам

После обретения независимости в Украине сокращали численность армии. Избыточное имущество появлялось решением сокращение воинских частей. Если нет военной артиллерийской части, то артиллерийские стволы становились якобы избыточными. И согласно постановлению Кабмина от 28 декабря 2000 года «О порядке отчуждения и реализации военного имущества ВСУ», реализовывали военное имущество по остаточным ценам. Они формировались в соответствии со специальной методикой, которая была установлена ​​приказом Минобороны.

В 1991 году в украинской армии было 6,5 тыс. танков. В 2001-2004 гг. их осталось чуть больше 4 тыс., в 2005-2009 стало меньше 3 тыс., а в 2013 не было и 1,5 тыс. На момент наступления войны Украина нуждалась в 3,2 тыс. танков.

Такая же динамика и по другому вооружению. После распада СССР в Украине было 1380 боевых самолетов. А к 2013 их осталось всего 158. Армия нуждалась в 480 единицах. Зенитно-ракетных комплексов было более 2 тысяч. К началу войны осталось всего 340, когда армии было необходимо почти 1,5 тысячи.

Также при обретении независимости у армии было 7600 единиц БМП и БТР. Однако к началу войны их осталось всего 1731. Военным было нужно 4500.

Вся техника реализовывалась по остаточным ценам. К примеру, в 2001-2003 гг. танк Т-62 стоил на рынке 937,30 тыс. грн. Украина его продала за 67,4 тыс. грн. БМП-1 стоил 2,5 млн грн. Украина его реализовала всего за 67,3 тыс. грн. Средняя цена боевого самолета на рынке была 140 млн грн. Украина его отдала практически за бесценок — за 1,5 млн грн.

С 2005 года начинается масштабная продажа военной техники. Первые постановление Кабмина, по информации генпрокуратуры, были 14 июля и 6 августа 2005 года. В них были сотни единиц вооружения. К примеру, танк Т-72 при цене на рынке почти в 3 млн грн, продавали за 200 тыс. грн. Средняя цена Бук М1 была 10 млн грн, Украина же отдавала его практически даром – всего за 1200 грн. БМП-1 стоил 2,35 млн грн, но Украина выручала всего 64 тыс. грн. Немыслимые цены были и на летательную технику. За боевой самолет брали всего 1,42 млн грн, когда его стоимость на рынке была 133 млн. А боевой самолет при стоимости 82 млн продавали всего за 743 тыс. грн.

15 августа 2011 года и 14 августа 2013 было еще 2 постановления Кабина, по которым массово списалась техника. Тогда продавали Танк Т-62 за 100 тыс. грн, при стоимости почти в 1,5 млн. Столько же брали за БМП-1, хотя его рыночная цена 3,7 млн грн. Боевой самолет отдавали за 2,2 млн грн, когда он стоил на рынке 209 млн. А вертолеты при цене 129 млн грн. продавали за миллион.

«Сейчас мы проводим работу по получению документов, на основании которых формировались списки так называемого избыточного имущества за подписью министра обороны. И после этого дадим оценку в юридическом плане. Она может колебаться от относительно легкой статьи о халатности, но может выйти на статью о государственной измене. Уже два экс-министры обороны получили обвинения по этой статье», — прокомментировал Юрий Луценко.

«Сделки были разные. Мне известно, когда боевые комплексы С-300 сняли с боевого дежурства,  оформили их как разукомплектованные и продали  за границу. Причем следствие установило, что эти ракеты ни были никак разукомплектованы. Также известно, когда разбирались самолеты и объявлялись металлоломом. Тоже самое происходило с вертолетами и тому подобное», — отметил Луценко.

Как подвигается следствие

Следствие еще идет. Ежель, Лебедев и Саламатин получили обвинения: кто в служебной халатности. А кто-то и в госизмене. Кого и в чем обвиняют Луценко не говорит. Он лишь отметил, что в материальных преступлениях термин давности – 10 лет. И сегодня передавать дела в суд можно лишь на тех, то был на посту начиная с 2008 года. По словам Луценко, начали с тех, кто нанес армии наибольшый удар. Но это не все. Сейчас государственная финаудиторская служба должна установить размер убытков для страны.

«Мы знаем рыночную стоимость всего имущества, которое было реализовано Минобороны. Теперь мы должны узнать сколько получил госбюджет. Если разница будет ощутимой, а я подозреваю, что она будет очень ощутимой, то конечно возникнет вопрос убытков в государственный бюджет и за них понесет ответственность вся эта цепочка: от тех, кто продавал, до тех, кто сделал это возможным в виде объявления избыточным и проведения через Кабмин», — прокомментировал Луценко.

Как отметил глава комиссии Иван Винник, российская агрессия 2014 стала следствием системного разрушения обороноспособности Украины, которое реализовывалось министрами обороны и руководством генштаба в период с 1994 по 2014 годы. Нардеп не исключает, что некоторые личности действовали в сговоре, действовали в интересах России. Однако это лишь догадки. Юридическую оценку даст Государственное бюро расследований, которое ведет это дело.

Маргарита Хорунжая

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: