Грозит ли Украине отток капитала и падение гривни из-за нового закона о валютных операциях

Грозит ли Украине отток капитала и падение гривни из-за нового закона о валютных операциях

4 февраля в медиацентре Информатор президент Ассоциации «Днепровский банковский союз» Владимир Косюга рассказал, как закон «О валюте и валютных операциях» повлияет на работу с зарубежными партнерами и стоит ли опасаться оттока капитала из Украины.

Либерализация валютного контроля

По мнению Владимира Косюги, вступление в силу закона «О валюте и валютных операциях» и либерализация валютного контроля могут облегчить работу с зарубежными контрагентами. «Национальный банк убирает обязательное лицензирование и вводит е-лицензию. Таким образом, банки будут самостоятельно подавать лицензии за своих клиентов в электронном виде. С другой стороны, существует опасение, что таким ослаблением контроля будет спровоцирован отток капитала из Украины путем различных схем, которые обладают признаками легальности.

Одна из таких схем – это получение кредита нерезидентом от связанной структуры. Грубо говоря, у нас есть резидент – украинская компания, у которой есть связанная структура-нерезидент, и она якобы получает кредит под большие проценты. Компания-резидент, оплачивая эти проценты, по сути, обслуживает свой кредит. Но по факту это является выводом капитала под видом процентов. В итоге, через год или чуть дольше кредит возвращается, а те проценты, которые были уплачены, рассматриваются Нацбанком как вывод капитала», – рассказал Владимир Косюга.

Эксперт также добавил, что, согласно новому закону физические лица имеют право инвестировать за рубеж до 50 тыс. долларов в год в эквиваленте, а юрлицо может инвестировать до 2 млн. долларов за рубеж в эквиваленте с наличием подтверждающих документов о происхождении и налогообложении этих денег.

Ужесточение банковских требований

Национальный банк обязал банкиров ужесточить свои требования по подтверждению происхождения кредита. «Также будет проведен контроль ставки по кредиту. Соответственно будут привязки и два индикатива. Первый – это ставка Либор  Европейского банка, второй – ставка суверена, т.е. государства, которое кредитует, увеличенная на риски страны. В нашем случае это Украина. Поэтому, если кредит от компании-нерезидента привлекается по ставке дороже, чем это делает Украина, значит это похоже на схему.

Таким образом, банкиры ужесточат внимание к документам, предоставляемым для кредитования зарубежными партнерами наших резидентов. С другой стороны, в новом законе не указано каких-то жестких требований к тому, чтобы банк проверял всю подноготную. Скорее всего, мы будем нарабатывать практику, смотреть, как Национальный банк будет относиться к контролю за теми или иными операциями, и будет ли это для банка иметь последствия, т.е. будет ли он штрафовать или же будет принимать пакет документов, который участвовал в процессе выведения капитала», – говорит Владимир Косюга.

Он также отметил, что выведение капитала из страны – не преступление. «Это различные источники: дивиденды, возврат инвестиций или возврат кредита. Вопрос: насколько реально деньги заходили в Украину, какие реально были выплачены ставки, и были ли с этих доходов оплачены налоги. Теперь это будет одна из функций контроля банка».

По словам эксперта, сегодня Украина привлекает очень недешевые ресурсы – от 9,5% до 10,5% годовых в долларе. «Это одни из самых дорогих денег на мировых рынках. Соответственно, то, что будет привлекаться до 10% годовых в долларе, будет более-менее приемлемо. В разных странах разные ставки кредитования для юридических лиц – от 2,5% до 8% в евро». 

Знай своего клиента

Одним из основных понятий, которое использует и европейская банковская система, является понятие «знай своего клиента». «Для того чтобы можно было свободно работать с зарубежными контрагентами, банкиры работают с клиентами, у которых уже есть история работы в этом банке или история работы по импортно-экспортным контрактам, – сообщил Владимир Косюга.

Если появится новый клиент, который будет пытаться провести валютную операцию на большую сумму, то такие операции подпадут под мониторинг и будут максимально тщательно рассматриваться. Это не только наши требования, зарубежные банки-контрагенты точно также проверяют деньги, которые выходят из Украины или заходят в Украину. Они максимально внимательно и подробно рассматривает эти сделки и иногда просто не проводят их.

Таким образом, для мирового банковского сообщества украинская банковская система является рисковой зоной. К сожалению, это не облегчает участь наших компаний, которые пытаются вести внешнеэкономическую деятельность. Я думаю, что мы пройдем этот путь, наработаем практику, и уже через месяц-два поймем, насколько тяжелее или проще стало работать с зарубежными счетами и партнерами», – рассказал эксперт.

Чем грозит отток капитала из страны

«В случае оттока капитала будет действовать закон рынка, – говорит Владимир Косюга. –  Если возникает дефицит иностранной валюты, то происходит повышенный спрос на нее и идет рост. В первое время Национальный банк будет гасить это за счет резервов. Если мы будем приближаться к критическому размеру валютных резервов, будет происходить девальвация национальной валюты и рост курса иностранной валюты. Но на сегодняшний день ничего такого не происходит».

Елена Морозова

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.