Украина

На каком месте Украина в мировом рейтинге коррупции

На днях международная организация Transparency International обнародовала результаты исследования «Индекс восприятия коррупции-2018». Как изменились за год показатели Украины и что рекомендуется реформировать – читайте в материале Информатор Деньги.

Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index) – показатель, который с 1995 года рассчитывается Transparency International на основе исследований авторитетных международных учреждений и исследовательских центров. Для оценки Украины использованы 9 источников. Индекс оценивает коррупцию только в государственном секторе.

Украина улучшила показатели

За год Украина незначительно улучшила свой результат и заняла 120 место из 180 стран с оценкой в 32 балла. В прошлом году Украина находилась на 130 месте с 30 баллами. Индекс восприятия коррупции во всех соседних с Украиной странах (за исключением Российской Федерации) лучше, что свидетельствует о более эффективной антикоррупционной политике. Оценки соседей составляют: Польша – 60 баллов, Словакия – 50, Румыния – 47, Венгрия – 44, Беларусь – 44, Молдова – 33. Результат в 100 баллов означал бы, что в стране практически нет коррупции. Наихудший показатель за последние 7 лет был у Украины в 2013 году (25 баллов), а с 2014 года постепенно улучшается.

Рост показателей Украины связан с оценкой ситуации со стороны бизнеса. Об этом свидетельствует анализ исследований, на основании которых рассчитывали данный индекс. Позитивное влияние оказало внедрение процедуры автоматического возмещения налога на добавленную стоимость, расширение сфер работы систем ProZorro и ProZorro.Продажи и деятельность бизнес-омбудсмена. Украина частично выполнила рекомендации Transparency International, а именно утвердила закон «О Высшем антикоррупционном суде» и с прошлого года готовит полноценный запуск этого органа.

По словам исполнительного директора Transparency International Ukraine Андрея Боровика, если бы Украина придерживалась всех рекомендаций, то сейчас находилось бы в первой сотне рейтинга (а не на 120 месте) и существенно уменьшила бы коррупционную составляющую.

Какие рекомендации не выполнены в Украине

По мнению представителей Transparency International, у украинцев остается незначительная роль в процессе проверки кандидатов на должности судей. Высшая квалификационная комиссия судей часто игнорировала выводы Общественного совета добропорядочности (Громадська рада доброчесності – укр.) по поводу претендентов на должности судей.

Не была усилена роль Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ). Детективы не получили право на собственную «прослушку», а изменения в законодательстве усложнили проведение экспертиз в уголовных производствах. Обострилось публичное противостояние между НАБУ и Специализированной антикоррупционной прокуратурой (САП). Не прекратилось давление на активистов и журналистов. Страшным примером тенденции стало убийство Екатерины Гандзюк.

Эксперт по анализу политики Transparency International Ukraine Александр Калитенко подчеркивает, что не было создано условий для перезапуска Национального агентства по вопросам противодействия коррупции (НАПК) и усиления защиты осведомителей. Анонсированная автоматическая проверка электронных деклараций не имеет практического смысла из-за отсутствия доступа к некоторым государственным реестрам у НАПК. НАПК не стало техническим администратором реестра е-деклараций, а тендер на аудит деятельности НАПК был проведен с нарушениями закона.

Глава правления TI Ukraine Ярослав Юрчишин замечает, что Служба безопасности Украины и Нацполиция не избавились от не свойственных им функций борьбы с экономическими преступлениями. Остается существенным с их стороны давление на бизнес. До сих пор не создана Служба финансовых расследований, законопроект о создании которой был поддержан Кабмином. «Сейчас в Верховной Раде есть несколько законопроектов о создании подобной Службы, но это должен быть не аналитический орган, а полноценное силовое ведомство», — говорит Ярослав.

Таким образом, по мнению Transparency International, прогресс последних лет был обеспечен в основном реформами, начатыми еще в 2014 году. Но одним из главных сдерживающих факторов антикоррупционного движения вперед остается недостаток политической воли.

Что нужно сделать в 2019 году

Transparency International подготовила для Украины ряд рекомендаций, которые стоит осуществить в этом году. По мнению исследователей нужно:

1. Верховная Рада должна перезапустить НАПК, избавив его от принципа коллегиальности в управлении и введя внешний аудит.

2. Должна заработать автоматическая проверка деклараций, в первую очередь – чиновников. Необходимо внедрить мониторинг уровня жизни госслужащих.

3. Нужно обеспечить эффективную работу реестра бенефициаров. Необходимо реализовать механизм открытой верификации информации о бенефициарных владельцах субъектов хозяйствования.

4. Нужно принять изменения в законодательство, которые усовершенствуют работу системы закупок ProZorro, а также обеспечить эффективный мониторинг и проверку в сфере публичных закупок Государственной аудиторской службой Украины.

5. Нужно активизировать процессы приватизации и корпоратизации государственных предприятий.

6. Усилить контроль за финансами политических партий, а именно усовершенствовать законодательство с целью ограничения объемов политической рекламы, усилить ответственность за нарушение избирательного законодательства партиями, ввести электронное публичное отчетности партий и механизмы ее верификации

7. Следует ввести новую процедуру назначения Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета правосудия.

8. Нужно вернуть доверие к Специальной антикоррупционной прокуратуре и сменить ее руководство.

9. Расширить полномочия Национального антикоррупционного бюро Украины.

10. Лишить СБУ и Нацполицию полномочий в сфере борьбы с экономической преступностью, создать Службу финансовых расследований.

11. Наказать виновных за организацию нападений на антикорруационных активистов.

12. Законодательно отменить нормы электронного декларирования с антикоррупционных активистов и работников антикоррупционных общественных организаций.

13. Широко внедрять механизмы привлечения бизнеса и общественность к реализации государственного управления, распространить практику внедрения открытых бюджетов и создание наблюдательных советов на государственных и коммунальных предприятиях.

Дмитрий Чернышев

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: