Успехи и поражения электронных инициатив в Украине

Успехи и поражения электронных инициатив в Украине

На словах, в Украине совсем скоро наступит полностью электронная жизнь – с возможностью через компьютер или смартфон заставить дворников убирать или получить деньги на самостоятельный субботник. На деле даже е-билет, закон о котором вступил в силу в мае 2017 года, до сих пор остается идеей.

23 января на сессии горсовета Днепра депутаты проголосовали за Концепцию развития электронной демократии Днепра на 2019-2020 годы. Благодаря этому документу горожане должны больше поверить в местную власть, начать с ней сотрудничать и еще больше ее контролировать.

Успехи и поражения электронных инициатив в Украине 1

К инструментам этой электронной демократии отнесли петиции, бюджеты участия и электронные обращения. То есть с помощью компьютера горожане смогут больше влиять на жизнь своего города. О том, как днепряне с помощью петиций могут повлиять на события в Днепре, можно прочитать тут. Финансирование этой Концепции будет проходить за счет денег городского бюджета, а также из других, незапрещенных законом источников. Правда, за развитие проголосовали, но о конкретных цифрах умолчали.

Для того, чтобы преодолеть электронный разрыв с развитыми странами Европы в Украине не один год идут разговоры о внедрение системы электронного билета. Это комплексная система, которая позволила бы оптимизировать расходы в транспортной сфере, улучшить качество обслуживания пассажиров и следить за порядком на рынке перевозок.

Как раз о том, насколько эффективно внедряется е-билет в украинских городах написала в ФБ советник городского головы Днепра Яника Мерило 30 декабря 2018 года. Она рассказала о внедрение электронного билета в Киеве, Днепре, Львове, Ивано-Франковске, Херсоне, Виннице, Черновцах и Белой Церкви.

Успехи и поражения электронных инициатив в Украине 2

Информатор Деньги решил подробнее остановиться на каждом городе и сравнить реальные факты с тем, что говорит советник городского головы Днепра.

Киев

Яника Мерило: «Киев закупил по тендеру Прозорро решение у эстонского Ridango. Данная система работает в т.ч. в Таллине. Сейчас установлены валидаторы и идет тестирование системы».

О внедрении электронного билета в столице написано много и подробно. Особенно о том, как долго киевлянам обещали это счастье и сколько всего закупили на бюджетные миллионы. На нашем сайте депутат киевской мэрии от фракции «Солидарность» Владимир Левин подробно рассказывал о завышенных ценах на оборудовании и тендерах «под одного победителя». Эпопея с внедрением системы электронного билета началась в Киеве в 2012 году, когда Киевская городская государственная администрация (КГГА) объявила инвестиционный конкурс. По словам Владимира Левина, в 2013 году, конкурс выиграла харьковская компания «Альфа пей терминал», которая должна была получать 4,5% от выручки городского транспорта на протяжении 10 лет. Но с фирмой расторгли контракт, и, на протяжении последних 5 лет, об электронном билете много и интересно говорили.

В конце 2017 года прошел тендер на 365 млн. грн. Организаторов конкурса обвиняли в том, что технические требования заточены под одну компанию-производителя – Ridango. Для сравнения: один новый низкопольный троллейбус стоит в среднем около 5 млн грн. Сколько можно было купить нового транспорта за 365 млн?

Но выяснилось, что система электронного билета за 365 млн грн не будет принадлежать Киеву и нужно потратить еще 200 тыс. грн на покупку лицензии на использование чужой системы. Дополнительно, еще 100 млн грн киевские власти решили потратить на покупку терминалов самообслуживания, несмотря на то, что на каждом углу есть терминалы банков. Такие сложности связаны с тем, что, по словам депутата, пассажиры будут покупать не билеты, а электронные деньги, за которые потом будут покупать билеты. По законодательству, для оперирования электронными деньгами необходимо привлечь финансовую компанию с лицензией, которая также не забудет про «свой интерес».

Как сообщает сайт Информатор Киев, по предварительным подсчетам КГГА внедрение «электронного билета» потянет на 551 млн 940 тыс. грн. Но эта сумма не окончательная. Со ссылкой на распоряжение КГГА, Информатор Киев сообщил - в тестовом режиме единый билет должен был заработать с 1 ноября прошлого года, а обычном режиме система заработает с 31 октября 2019 года. Кроме этого, продажу билета перенесли на этот год.

Днепр

Яника Мерило: «Установили терминалы для оплаты банковскими картами и тестируем несколько систем для тестирования. По итогу - инвест-конкурс».

Днепр, по всем показателям, рискует повторить судьбу Киева с внедрением системы электронного билета. Правда, если в Киеве профицит бюджета за счет множества привлеченных инвестиций, то в Днепре денег поменьше. Пока в областном центре ограничились внедрением безналичной оплаты через QR и установили терминалы в трамвае №1. Распространить такую систему оплаты проезда на весь транспорт городские власти пока не решились, а о других системах пока ничего не слышно.

О том, чтобы безналичная система оплаты проезда появилась в автобусах частных АТП Днепра, говорить рано. Дело в том, что горсовет пока только пытается заставить маршруточников выполнить условия договоров. Недавно мэрия показательно расторгла соглашения с несколькими перевозчиками из-за несоответствия машин на рейсах с теми условиями, которые прописаны в договоре.

Львов

Яника Мерило: «Львов получил несколько лет назад финансирование от ЕБРР и в планах сразу запустить комплексное решение (оплата, диспетчеризация, информирование пассажиров и др). Тендер будет проводится в первой половине 2019 года (сейчас проявили интерес 24 компаний). Карты запланировано начать выдавать в 2019, запуск в 2020».

Львов пытался ввести «электронный билет» еще во время подготовки к «Евро-2012». Более того, во Львове более года работает система безналичной оплаты проезда по QR, терминалу и электронному проездному. Эту систему городские власти не спешат развивать, так как рассчитывают использовать кредит Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

В ноябре 2016 года ЕБРР и «Львівавтодор» подписали договор, который ратифицировали только в мае 2017 года. По данным СМИ, в конце 2018 года объявили тендер на 10 млн евро на внедрение е-билета. Проведение конкурса запланировано в два этапа: на первом этапе будут оценивать технические предложения, а во второй допустят те компании, предложения которых будут соответствовать тендерной заявке и которые смогут внести 200 тыс. евро гарантии. По данным сайта горсовета Львова, 11 декабря прошлого года состоялась разъяснительная встреча с представителями компаний. Всего в тендерном процессе принимают участие 20 компаний из Украины, Польши, Болгарии, Испании, Эстонии, Кореи, Турции, Франции.

История с внедрением е-билета во Львове началась еще раньше, чем в Киеве – в 2011 году. Разговоры об этом начал вести в то время руководитель внешнеэкономического управления городского совета Львова Сергей Кираль. Но его идею не поддержали, и уже в июне 2014 года мэр подписал распоряжение и создал рабочую группу. Из-за кадровых перестановок планы с е-билетом перенесли. Уже два года как ЕБРР предоставил кредит на этот проект, но внедрение системы все также откладывалось. Сейчас известна новая дата – 2020 год.

Ивано-Франковск

Яника Мерило: С 2019 начнет работать оплата через банковские карты и с июня полноценное решение электронного билета. Сейчас идет оформление именных карт льготников и уже выдано 15 000 карточек. С января 2019 начнется оформление и карт для учеников. Система будет финансироваться с городского бюджета и с помощью VISA. Оператор системы КП «Електроавтотранс».

Больше года власти Ивано-Франковска думали над внедрением электронного билета. Внедрить системы планируют до 1 июня 2019 года. Как написал мэр Руслан Марцинков на своей странице в ФБ, уже закупили 26 переносных и 36 стационарных терминалов. На них потратили, по словам чиновников, 1,5 млн грн. Сколько точно потратили денег на внедрение е-билета по ивано-франковски неизвестно.

Успехи и поражения электронных инициатив в Украине 3

Кроме этого, в октябре прошлого года КП «Електроавтотранс» та Visa подписали меморандум о сотрудничестве для внедрения бесконтактной оплаты за проезд.

Успехи и поражения электронных инициатив в Украине 4

Все льготные карточки должны быть персонифицированы с именем, фамилией и фото владельца. Кроме того, каждая карта будет иметь индивидуальный номер, штрих-код и срок действия. В 2017 году городской голова Руслан Марцинков оценивал стоимость внедрения системы «электронного билета» в 18 млн. грн. Но такие проекты со временем только дорожают.

Херсон

Яника Мерило: «Ведутся переговоры с возможными инвесторами для создания системы».

Летом 2017 года харьковская компания «LOT Group» презентовала в горсовете Херсона свой проект электронного билета для общественного транспорта. В декабре 2018 года другой потенциальный инвестор, консорциум «АСТЕК», презентовал свою систему электронного билета. Эта компания уже внедрила технологию в Белой Церкви.

Пока в горсовете присматриваются, с 2017 года в городе действует безналичная оплата по QR-коду. В прошлом году начались переговоры об установке терминалов от банков, но пока проект на стадии обсуждения.

Винница

Яника Мерило: «Винница на стадии установки бортовых сетей в транспорте (320 ед. муниципальный транспорт, 260 - частные перевозчики). Процесс выдачи льготных карт запланирован на март 2019 года. Полномочия на внедрение системы у КП «Винницакартсервис», подрядчик - компания "Микроэлектроника" (Чешская Республика). Создание системы финансируется с городского бюджета (1 млн евро) и за кредит ЕБРР (8 млн евро)».

В Виннице транспортную реформу начинал еще нынешний глава Кабмина Владимир Гройсман. Она рассчитана с 2012 по 2020 годы. Подготовка к внедрению е-билета началась в 2014 году с создания коммунального предприятия «Вінницякартсервіс». Как и Львов, Винница взяла на е-билет кредит ЕБРР в размере 5,5 млн евро. В июне 2018 года депутаты горсовета Винницы поддержали решение «Про впровадження автоматизованої системи обліку оплати проїзду в міському електричному та автомобільному транспорті загального користування у м. Вінниці». Международный тендер затянулся на год и закончился подписанием договора с чешской компанией «Mikroelektronika». Соглашение подписали в мае прошлого года на пять лет с продлением. За 16 месяцев чехи должны установить оборудование в 320 единицах общественного и 260 - частного транспорта. Также обустроят 50 электронных табло на наиболее важных остановках.

Успехи и поражения электронных инициатив в Украине 5

В Виннице к е-билету подошли основательно и считают, что карточка в общественном транспорте – это первый шаг к разработке муниципальной карточки винничанина.

Черновцы

Яника Мерило: «Билет в стадии предзапуска - оборудование есть, программа есть, карточки печатаются, после обучения персонала, ближе к 1 февраля пробный запуск на базе Черновицкого троллейбусного управления. Картка Чернівчанина в сотрудничестве в Ощадбанком на финальной стадии - все согласовано, скоро начнется полноценный выпуск. Кроме того, идентифицируются карточки для льготных слоев населения. Система "Симбол транс" и обслуживать систему будет коммунальное предприятие. Система строится за совместное финансирование Visa (АСОП, 10000 карт и мобильные валидаторы - 120 шт.) и города (стационарные валидаторы - ок.70, закупка февраль-март 2019, и все подготовительные работы)».

В конце 2017 года депутаты горсовета Черновцов со второй попытки утвердили программу по внедрению е-билета. На это запланировали потратить 25 млн 377 тыс. грн, из которых почти половина (12 млн 175 тыс. грн) будет состоять из средств городского бюджета, еще 722 тыс. грн - из средств КП «Чернівецьке тролейбусне управління» и 12,4 млн грн – из средств компаний-инвесторов.

Инвесторами выступили «Visa» и «Master Card», с которыми горсовет вел переговоры. В октябре прошлого года заместитель городского головы Владимир Середюк в эфире местного канала заявил, что ориентировочная дата старта проекта – в декабре 2018 года. В ноябре прошлого года стало известно, что «Visa» должна была предоставить до 10 валидаторов для обучения, но их на тот момент не было.

По словам Середюка, оплата за проезд будет проходить по следующей схеме: кондуктор будет иметь три карты - полной стоимости проезда, льготной стоимости проезда для студентов и школьников и «нулевого» проезда для пенсионеров и других льготников. Пассажир дает деньги за определенный вид проезда, а кондуктор использует необходимую карточку. Валидатор печатает чек, и кондуктор его выдает пассажиру. Главный принцип электронного билета – «никакой налички» в этой схеме не работает.

Белая Церковь

Яника Мерило: «Электронный билет работает с 11.03.2017 на электротранспорте. На сегодня 40% жителей пользуется электронным билетом. Система создана корпорацией АСТЕК, которая является и инвестором».

С марта 2017 года в Белой Церкви можно оплатить проезд как электронным билетом, так и бумажным. Внедрение электронного билета в Белой Церкви прошло за счет средств инвестора - корпорацией АСТЕК. Она зарабатывает на проценте от увеличенной выручки перевозчика по итогу работы. Но такая форма сотрудничества не сокращает затраты на печать билетов, выпуск карт, содержание точек продажи и обслуживания карт. Напомним, эта компания ведет переговоры о внедрении е-билета в Херсоне.

Спустя два дня после внедрения е-билета, городской голова Геннадий Дикий заявил – пришлось немного повысить стоимость проезда, но для горожан есть альтернатива – если покупать проездной на месяц, то он будет стоить дешевле, чем если оплачивать каждую отдельную поездку. В октябре прошлого года более 40% пассажиров платили за проезд в троллейбусах Белой Церкви электронными транспортными картами.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=38&v=kJwA8cXvh6w

В итоге, ни один из городов Украины так и не внедрил в чистом виде автоматизированную систему оплаты проезда (АСУОП). Все поняли этот термин по-разному, но это меньшее из бед. Все е-билеты – локального характера. Из-за того, что разные системы не имеют между собой ничего общего, люди не смогут привычно рассчитаться за проезд. Например, если льготник из Киева захочет приехать в Белую Церковь, то вне пределов своего родного города его карточка не будет действовать. Министерство инфраструктуры могло бы не пускать внедрение е-билета на самотек и, тем самым, не создавало бы новых проблем для администрации городов. Тем более обидно, что внедрение электронного билета или карты горожанина – это недешевое удовольствие.

Более перспективный вариант – это уже персонализированная банковская карта, которая универсально по всей территории Украины и не только. Тем более, что украинцы уже приучены пополнять свои банковские карточки и на их выпуск и установку терминалов нет необходимости тратиться. Ведь задача этой системы – не вручить пассажиру новый «пластик», а оптимизировать и сократить расходы в транспортной сфере и вывести из тени «черный нал».

Об успехах безналичной оплаты банка в системе АСУОП говорит и Яника Мерило. «За прошлый год в Днепре 511 762 раза пассажиры оплатили за проезд в городском транспорте банковской карточкой или через QR-коды, - написала на своей странице в ФБ 10 января 2019 года Яника Мерило. - За год банковской карточкой любого банка через терминалы в трамвае заплатили 26 248 раз. По этому показателю Днепр на первом месте из восьми городов, где установлены терминалы от ПриватБанка и MasterCard. Через QR-коды оплатили 478 855 раз. По этому показателю Днепр на втором месте из 20 городов. Электронный проездной билет (т.е. единый билет на троллейбус, трамвай) купили 6 559 раз. Данная услуга пока работает только в Днепре и во Львове, и на сегодня в Днепре купили количественно больше проездных, хотя запустились немного позже».

Успехи и поражения электронных инициатив в Украине 6

Тимофей Нагорняк

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.