Гиперлупье Украины: нацполиция расследует тендеры по Бориспольскому экспрессу

Гиперлупье Украины: нацполиция расследует тендеры по Бориспольскому экспрессу

Нацполиция взялась за Бориспольский экспресс. Организаторов строительства и подрядчиков подозревают в хищении средств в особо крупных размерах. Производство открыли после второй поломки запущенного с помпой экспресса. Что удалось выяснить следователям – узнавал Информатор Деньги.

Прошло два месяца с момента запуска рельсового автобуса из Киева в Борисполь. За это время экспресс ломался четыре раза и даже попал в «дипломатический скандал». Но дело не в том, что на линии работают десятилетние локомотивы, которые раньше эксплуатировались в других регионах страны. Полиция считает, что деньги разворовали при строительстве инфраструктуры.

Из истории проекта

Экспресс Киев – Борисполь в первый раз хотели запустить еще к Евро-2012. Под гарантии государства на эти цели удалось привлечь 372 млн долларов кредита от Банка развития Китая. Само строительство началось перед новым, 2012 годом. Но что-то пошло не так. Позднее срок пуска экспресса перенесли на 2015 год. Но, как мы видим, при Викторе Януковиче проект не был реализован. Куда делись китайские деньги – вопрос риторический. О них вспоминали последний раз в мае 2017 года. Тогда замминистра инфраструктуры Виктор Довгань заявил журналистам, что на обслуживание этого кредита государство тратит десятки миллионов долларов в год и с ним надо что-то решать. Судя по всему, ответить на вопрос, куда делись деньги китайского кредита еще предстоит.

Нынешний проект куда скромнее, он реализован за средства «Укрзалізниці» и обошелся в 580 млн грн. К существующей железнодорожной инфраструктуре было достроено около 4 км пути, построены железнодорожная эстакада длиной 272 м над трассой Киев — Харьков, две пассажирские платформы с павильонами рядом с аэропортом и крытый пешеходный переход от платформ к терминалу D «Борисполя». Железнодорожная станция вблизи аэропорта получила название «Борисполь-аэропорт».

Гиперлупье Украины: нацполиция расследует тендеры по Бориспольскому экспрессу 1

На ЖД-станции Киев-Пассажирский реконструирована платформа у четырнадцатого пути - на платформе обновили освещение и отделку, а также учли потребности людей с инвалидностью.

Открывали поезд президент Петр Порошенко и премьер-министр Владимир Гройсман
Открывали поезд президент Петр Порошенко и премьер-министр Владимир Гройсман

В чем полиция подозревает заказчиков и подрядчиков

Тендеры по организации железнодорожного пассажирского соединения Киев – международный аэропорт Борисполь проводил региональный филиал «Південно-Західна залізниця» ПАТ «Укрзалізниця». ООО «Рілейд», никому ранее не известное, выиграло тендеров на 20 444 582 гривень. Затем эти средства. – говорится в судебном документе – были перечислены на счета фирм с признаками фиктивности. Следственный судья Печерского районного суда Киева В. Писанец дал следователям полиции разрешение на доступ к банковским документам по взаимоотношениям ООО «Рілейд» и ООО «Магістраль-77». «Дело открыто по фактам присвоения средств в особо крупных размерах должностными лицами одного из предприятий государственной формы собственности по предварительному сговору с должностными лицами одного из предприятий частной формы собственности путем формального документального оформления выполнения работ и внесения служебными лицами одного из субъектов хозяйствования государственной формы собственности заведомо ложных сведений в официальные документы с целью формального документального оформления выполнения работ, повлекшее тяжкие последствия по признакам криминальных правонарушений, предусмотренных ч. 5 ст. 191; ч. 2 ст. 366 УК Украины.

Что за фирма ООО «Рілейд»

Компания зарегистрирована 2 года назад по адресу массовой регистрации. По данным аналитической компании Ю-контрол по адресу Киев, ул. Зоологичная, дом 4А офис 139 зарегистрировано около 100 компаний. Уставный фонд фирмы – 100 грн. Ни до, ни после тендеров от филиала «Південно-Західна залізниця», она тендеров не выигрывала. В 12 тендерах этого филиала ООО «Рілейд» выиграла 32 958 896,77 грн. За какие такие заслуги ей доверили деньги госпредприятия? При этом даже когда было открыто уголовное производство, филиал Укрзалізниці по переговорной процедуре платил компании миллионы за дополнительные работы – по изготовлению навеса над платформами, его монтажу, на покраску этих навесов.

За красивым внешним видом кроется старая махина
За красивым внешним видом кроется старая махина

Но еще более фееричная история о новом билетном сервере для этого экспресса, на который потратили 21 млн грн по переговорной процедуре. Он обошелся в три раза дороже чем booking.uz.gov.ua, на который в 2017 году железная дорога потратила 6,5 млн грн и где можно купить билеты на все поезда страны. Этот новый сервис до сих пор не работает.

Кстати, госаудитслужба, которая проводила анализ закупки оборудования для нового сервиса, так и не поняла – на каком основании компании ООО «ВІРТУАЛЬНІ ТЕХНОЛОГІЇ І СИСТЕМИ» доверили это дело по переговорной процедуре.

Гиперлупье Украины: нацполиция расследует тендеры по Бориспольскому экспрессу 4

Компания UNIT, которая разрабатывала booking.uz.gov.ua обратилась с письмом к Укрзалізнице, в котором предложила бесплатно внедрить онлайн-продажу билетов на Бориспольский экспресс и нет никакой необходимости тратить миллионы на закупку. Но не получила ответа. Сейчас дело об этом тендере слушается в хозяйственном суде.

А между тем, на сайте Укрзалізниці появилось сообщение, что она будет всячески способствовать расследованию нацполиции. Но со своей стороны заявляет, что все тендеры проводились публично, через систему Прозорро, работы оплачивались только после полного их выполнения и акты выполненных работ подписывались в установленном порядке.

Последний, четвертый раз, Бориспольский экспресс ломался 29.12.18.

О том, почему так и не полетел украинский спутник связи «Либідь» - читайте здесь.

Марина Деобальд

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.