Украина

Что вызвало коллапс на таможне в Украине, и повлияет ли это на курс доллара

В середине января на всех таможнях страны остановилась растаможка грузов. По официальной версии ДФС – вышла из строя Единая автоматическая информационная система ГФС. Но причиной остановки таможни стали не только и не столько неполадки сервера – остановкой растаможки товаров «белый» бизнес отреагировал на резкий рост индикативных цен, а соответственно, на рост таможенных пошлин.

Хотели как лучше

Все началось с отличной идеи Петра Порошенко и Владимира Гройсмана победить на таможне контрабанду и увеличить поступления в бюджет Украины уже в феврале-марте 2019 года на 25% по сравнению с 2017 годом.

Операция на таможне, по данным журналиста Юрия Бутусова началась в 20-х числах декабря. Полностью заменили оперативное руководство таможней – убрали команду скандального главы ГФС Мирослава Продана, который сбежал из страны. Новой команде поставили задачу – ужесточить контроль за перемещением грузов через таможню достоверностью декларирования и пресечь так называемые транзитные схемы ввоза грузов – когда товар ввозится под видом транзита, а затем транзит «прерывается». Бюджет от этой схемы не получает ни копейки. А вообще бюджет Украины теряет от контрабанды около 5 млрд. долларов в год.

Получилось как всегда

Но видимо, что-то пошло не так. Результат борьбы с контрабандой опубликовал журналист портала «Наші гроші» Юрий Николов. Таможенные поступления в бюджет на 17 января не только не увеличились, они отстают от прошлогодних на 2,6 млрд грн. Курс гривны в этот период прошлого года был ниже на 2,7%, но это не оправдывает падение поступлений на 30,4%.

По всей видимости, контрабандисты оказались неуловимыми. И потому недостачу в бюджет решили компенсировать за счет добросовестных импортеров.

По данным группы в фб профессионального таможенного сообщества «Митники» остановка информационной системы ДФС была вызвана тем, что в нее вводили новые таможенные риски и поднимали граничную цену товара (индикативные цены).

«Отныне все оформление будут проходить через отдел таможенной стоимости в ДФС, который будет контролировать соответствие цены декларирования новым ценам. И если субъект сам не поднял стоимость, декларация будет блокироваться, и оформление будет невозможно. Уже сейчас можно ожидать коллапс, похожий по своей сути на тот, что происходит с бляхами. Но масштабы, разумеется, на несколько порядков больше. Дело в том, что в отделе таможенной стоимости работают только 4 человека, и они должны обслуживать всю страну. Это физически невозможно, даже если работать круглосуточно», — пишут участники группы.

А между тем, в сети появились первые жалобы бизнесменов, которые не могут оформить товар по цене контракта. Об этом пишет на своей страничке в фб Александр Барсук, чья фабрика чуть не сорвала государственный контракт из-за того, что не могла растаможить автомобиль с бязью. Им предлагали это сделать по цене на 30% дороже. Это повлекло бы переплату 100 тыс. грн. В итоге через несколько дней простоя ткань пропустили по временной схеме. «Это означает, что мы сможем разбираться, судиться и найти правду», — пишет Александр Барсук.

Член совета директоров в Союзе украинских предпринимателей Александр Соколовский «докладывает партиям и правительству», что никто с контрабандистами и не собирался бороться и коллапс начался не у них, а у официальных импортеров. Новые индикативные цены столкнут в тень тех, кто хоть немного наполняют бюджет страны. А контрабанда как ехала, так и едет — цену ей никто не поднимал.

На жалобы бизнесменов отреагировала нардеп Татьяна Острикова. Обо всех случаях, когда добросовестному предпринимателю не удалось растаможить товар, она попросила сообщать ей любым удобным способом и сообщила, что представителей ГФС на этой неделе заслушают на профильном комитете ВР.

«Очевидно, на контрабандистов и теневиков применения новых рисков не влияет. У них традиционно все хорошо, как говорится «все схвачено, за все заплачено». Поэтому в таможне, как правило, не возникает вопросов к их грузам, и риски не срабатывают, и осмотры с полной выгрузкой нашим органам в этом случае не требуется», — написала нардеп.

Начальник отдела методологии и стоимости Департамента администрирования таможенных платежей и таможенно-тарифного регулирования Валерий Мальнов в видеоинтервью попытался отделить котлеты от мух – мол рост таможенных платежей не связан с «пересмотром подходов формирования соответствующих профилей рисков системы АСАУР  (автоматизированная система управления рисками)». По его мнению, это не может задержать растаможку. Валерий Мальнов просит, чтобы бизнесмены не воспринимали пересмотр рисков как попытку навредить бизнесу. Это все делается чтобы повысить качество таможенных процедур и качественнее бороться с контрабандой. Мол, добросовестные импортеры не пострадают и волноваться не следует. И это не вызовет повышения стоимости таможенных платежей. Валерий Мальнов сообщил также, что ценовой диапазон выбран не максимальный — это показатель ближе к минимальному. Так что, индикативной цене есть куда расти.

А между тем, в ГФС началась реформа – она снова «распочкуется» на налоговую и таможенную службы. «Основная задача для нас – в процессе реорганизации стать более эффективными относительно сбора налогов. Мы должны в 2019 году собрать на 20% больше налогов, чем в 2018-м», – рассказал  и.о. заместителя главы ГФС Евгений Бамбизов.

А за счет чего это произойдет – спрашивают участники профессиональной группы «Митники»?

«Как мы все понимаем, из белого бизнеса выжать еще что-то маловероятно, с теневым никто ничего делать не собирается, а потому выполнение планов, на таможне так точно, возможно лишь при условии снижения курса гривны. 20% процентов говорите? Ну ок, тогда доллар — 33-34 гривны», — пишут участники группы.

Грядущая реформа ГФС – одиннадцатая за последние пять лет. И ни одной еще не удалось победить коррупцию.

Марина Деобальд

 

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: