Украина

Кому и как жаловаться на качество жилищно-коммунальных услуг в Украине

27 декабря, Кабмин утвердил постановление, определяющее порядок проверки качества предоставления коммунальных услуг и услуг по управлению многоквартирным домом. К документу приложена типовая жалоба на некачественное предоставление услуг. Информатор Деньги решил разобраться – кому и куда жаловаться. И как быть, если в договорах не прописаны качественные параметры услуги.

Постановление Кабмина касается теплоснабжения, снабжения горячей водой, централизованного водоснабжения, водоотведения, вывоза бытовых отходов, а также услуг по управлению многоквартирным домом.

Обратиться к поставщику с требованием проверить качество и количество услуг может любой жилец многоквартирного дома или управитель (если жильцы поручили это сделать ему). Жилец дома может обратиться также в государственные органы, которые уполномочены защищать его права.

Итак, обратиться к управителю или поставщику услуг потребитель может лично, по телефону, электронной почтой или обычным письмом. В обращении необходимо указать суть жалобы, ФИО и фактическое место проживания.

Поставщик услуги или управитель обязаны зарегистрировать жалобу в журнале регистраций и сообщить потребителю номер регистрации, ФИО и должность сотрудника, принявшего жалобу.

Если необходима проверка качества или количества услуг, то потребитель или управитель дома должен обеспечить доступ сотрудникам поставщика услуг в помещения. А представитель поставщика услуг или управителя должен прибыть на место в течение суток.

По результатам проверки составляется акт-претензия. В документе должны быть указаны дата и час проведения проверки, и выявленные недостатки в качестве или количестве предоставляемой услуги, дата начала снижения качества предоставляемой услуги. Если недостатков не выявлено – это также отражается в акте.

Акт-претензия составляется в двух экземплярах. Один хранится у потребителя. Другой – у поставщика услуг или управителя. Если во время составления акта-претензии поставщику услуг и потребитель не пришли к согласию – составляются замечания, которые являются неотъемлемой частью документа. Результаты проверки могут быть оспорены в суде.

Если поставщики услуг не явились в оговоренное время – акт-претензию жильцы могут составить сами – для этого необходима подпись жалобщика и еще двух соседей по дому. В таком случае акт-претензия отсылается поставщику услуги или управителю дома рекомендованным письмом. Этот акт тоже должен быть зарегистрирован.

В течение пяти рабочих дней поставщик услуг должен дать письменный ответ потребителю – принимает он акт-претензию или нет. Если поставщик услуг не ответил, акт-претензия считается принятой.

Период нарушения качества поставляемых услуг или услуг по управлению домом считается законченным с момента, когда услуга стала качественная, а потребитель услуги узнал об этом от исполнителя. При этом, в тексте постановления Кабмина написано буквально следующее: «Период нарушения качества предоставления коммунальных услуг и услуг по управлению многоквартирным домом считается прекращенным с даты установления факта возобновления предоставления исполнителем коммунальной услуги или управляющим многоквартирного дома предоставления услуг надлежащего качества и / или доведения информации об этом исполнителем коммунальной услуги или управляющим многоквартирного дома до сведения потребителя в способ, определенный договором о предоставлении соответствующих услуг, или по согласованию с потребителем».

Мы правильно поняли, что качество услуги можно не возобновлять, а просто сообщить об этом потребителю?

На страничке в фб «Твій Дім. Практика» специалисты проанализировали данное постановление Кабмина и новшества, которые ждут потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах в 2019 году.

В первую очередь, надо обратить внимание на терминологию. Коммунальные услуги — это отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и вывоз мусора. Услуги по управлению многоквартирным домом — это то, что привычно называем «содержанием дома и придомовой территории», то есть услуги управляющих — управляющих компаний (по-старому — ЖЭКов). Газоснабжение и электроснабжение не относятся к коммунальным услугам.

Найти крайнего будет нелегко

«Классическая» ситуация: в квартире холодно из-за холодных батарей. Причина может быть или в городской системе отопления (низкая температура теплоносителя), или во внутренне домовой (разбалансировка системы отопления). В большинстве случаев, за городскую систему отопления отвечает местная теплоснабжающая компания, а за домовую — Управляющая компания / ОСМД / ЖСК. Хотя новый Закон «О ЖКУ» предусматривает, что один исполнитель может отвечать за работу обеих систем. Соответственно, чтобы найти виновного в ваших холодных батареях, придется «состыковать» для проверки жалобы и теплопоставляющую компанию и управляющего. Кстати, они могут обвинять друг друга в ваших проблемах, поскольку на практике причиной низкого качества услуг (тех же холодных батарей) является плохое техническое состояние всех сетей (и в доме, и в городе), и простого решения проблемы нет. Например, котельная не соблюдает температурный график (соответствие температуры теплоносителя, температуре на улице), и давление в сети «не идеальное», поэтому старая (загрязненные трубы) и разбалансированная (привет любителям больших батарей) система отопления дома работает все хуже, некоторые стояки становятся чуть теплыми. Соответственно, нужно и котлы в котельной заменить, и трубы новые проложить и систему отопления в доме полностью обновить.

Найти виноватого в холоде в квартире будет непросто

Такие сложности с «распределением» ответственности могут возникать и в случае жалобы на горячее и холодное водоснабжение и водоотвод.

Что такое некачественная услуга, и где взять параметры качества

«Порядок» отсылает к условиям договоров с исполнителями коммунальных услуг и управляющими. Там должны быть определены качественные параметры услуг. Достаточно часто в договорах четкие параметры не прописаны. В каких же документах тогда искать «истину»?

Параметры качества коммунальных услуг (отопление, горячая и холодная вода, вывоз мусора) определяются постановлением Кабмина «Порядок проведения перерасчетов размера платы за предоставление услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу в случае непредоставления их или предоставления не в полном объеме, снижения качества». В этом документе определены как формулы, по которым должна проводиться перерасчет стоимости услуг, так и требования в отношении самих услуг (например, температура в жилых помещениях должна быть выше 18 градусов, температура горячей воды не ниже 50 градусов и т. д.).

Параметры качества управления домом (по-старому: содержание дома и придомовой территории / квартплата) определяются постановлением Кабмина «Порядок проведения перерасчета размера платы за услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий в случае перерыва в их предоставлении, непредоставления или предоставления не в полном объеме». Этот документ достаточно «широко» и с минимумом конкретики описывает подход к пересчету стоимости услуг (хотя есть и интересные пункты: например, в случае простоя лифта более суток, стоимость содержания дома может быть пересчитана)».

В случае простоя лифта более суток, стоимость содержания дома может быть пересчитана

Почему важно конкретизировать договор

«Следует помнить, что с введением в действие Закона «О жилищно-коммунальных услугах» с 10.06.2018, услуга по управлению многоквартирным домом не подлежит государственному регулированию, а все существенные требования к качеству этой услуги содержатся в договоре с управляющим и смете, которые должны быть заключены по новой процедуре. Что это за процедура? Жильцы на общем собрании и путем последующего голосования должны выбрать управляющую компанию, утвердить стоимость услуг и выбрать уполномоченного, который будет проводить переговоры по ключевым параметрам договора. Договор будет подписывать с каждым жильцом и содержать детальный бюджет. Управитель не имеет права перебрасывать эти деньги на другие дома. Но как на практике будет работать такая процедура пока не понятно, поскольку мало прецедентов. Старые договоры продолжают действовать до момента их расторжения или повышения стоимости услуг».

С 1 мая 2019 года, согласно новому закону «О жилищно-коммунальных услугах» жилец многоквартирного дома может заключить с поставщиками услуг отопления и водоснабжения три типа договоров – индивидуальный, коллективный и договор с коллективным потребителем (поставщик услуг заключает договор с ОСМД). Законодательная новинка – коллективный договор, который предусматривает следующее – жильцы многоквартирного дома (не обязательно ОСМД) собирают собрание и выбирают уполномоченного, который будет вести переговоры с поставщиком услуг и заключать с ним коллективный договор именно на свой дом.

В общем, договоры, которые потребитель заключит с поставщиком коммунальных услуг и управителем дома будут играть отныне очень большую роль. И, по идее, в интересах потребителя прописать в новых договорах подробно все параметры качества той или иной услуги.

Марина Деобальд

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: