Украина

Пустые траты и нулевые сайты: какие нарушения нашли аудиторы в министерстве информационной политики

О том, насколько эффективно расходуют деньги налогоплательщиков, и какие проблемы информационной безопасности выявил аудит так называемого «Минстеця», читайте в Информатор Деньги.

Неудачный вход в информпространство

10 декабря на сайте Государственной аудиторской службы Украины появился аудиторский отчет работы Министерства информационной политики Украины с 1 января 2015 по 1 августа 2018 года. Само Министерство создано относительно недавно – 2 декабря 2014 года. С момента создания и до сегодня его возглавляет Юрий Стець – бывший генеральный продюсер «5 канала», избранный по квоте «Блока Петра Порошенка». Также супруга нынешнего президента Украины Петра Порошенко Марина Порошенко и генпрокурор Виталий Луценко являются крестными родителями младшей дочки Стеця – Евы. Основной целью министерство видит «обеспечение информационного суверенитета Украины».

Судя по данным аудита, суммы, выделенные на деятельность министерства, с каждым годом растут огромными темпами. Если в 2015 году было выделено 81,8 млн грн, то в 2016 году – 112,5 млн грн, а в 2017 году – 261,8 млн грн. За первое полугодие выделена сумма, которая равняется бюджету Министерства за почти 2 года – 446,2 млн грн. Но при этом резко упал уровень освоения бюджета – в 2018 году из выделенных в первое полугодие денег удалось освоить только 144,3 млн, то есть чуть больше трети.

Согласно данным аудита, наблюдалось неэффективное использование бюджетных средств. В частности, ГТРК «Всесвітня мережа УТР», которая занималась «обеспечением вхождения Украины в мировое информационное пространство» при постоянно растущих бюджетных вливаниях у нее уменьшалось количество работников: с 336 на 10 октября 2015 года до 12 человек – на 1 июля 2017 года. При финансировании программы в полном объеме (а это 20,1 млн в 2015 году; 2,8 млн – в 2016 году; 22,7 млн – в 2017 году) телерадиокомпания не выполнила ни одну поставленную задачу, за исключением «спутниковой трансляции телепрограмм, изготовленных для государственных нужд». И даже при проведении спутниковой трансляции Министерство потеряло 841,3 тыс. грн, из-за того, что ГТРК заплатило эту сумму ГП «Укркосмос» для распространения своих передач через спутники. Дополнительно пришлось «Всесвітня мережа УТР» потратить 225,6 тыс. грн за возможность трансляции своих передач в дома украинцев, так как своей лицензии на телевещание у нее не было. А вы эти передачи видели? Мы вот нет.

Сайты, которые никто не смотрит

Если говорить про информационную безопасность, то и тут появляются проблемы. Например, по направлению «Размещение информации, направленной на обеспечение защиты национального информационного продукта, в ведущих мировых и отечественных средствах массовой информации, в Интернете и печатных изданиях» затраты были увеличены на 87,7 тыс. грн. При этом, в Интернете было размещено 302 единицы материала вместо запланированных 1650. И в результате стоимость одного размещения стоила 1085 грн вместо 145,6 грн. Также аудит показал, что Мининформации не использует никакие показатели эффективности, из-за чего плановый показатель не всегда верный, и, следовательно, практически невозможно определить, насколько рационально расходовались деньги налогоплательщиков. Например, по бухгалтерскому отчету Министерства, на «Разработку модели информационного продукта графического характера, а также сценариев аудио- и видеоинформационной продукции, сценариев мероприятий» было потрачено 159,9 тыс. грн, при это вместо 15 продуктов было изготовлено 6, и вместо 5 тыс. грн за единицу они стоили 26,6 тыс. грн.

Среди других проблем, выявленных аудиторской службой – проблемы с осуществлением тендерных закупок. Например, на информирование граждан про общественно-значимые события в Украине, проведение реформ, продвижение бренда Украины в мире, популяризация Вооруженных сил Украины и проведение других мероприятий, связанных с защитой информационного пространства Украины, было за 2015- 1 полугодие 2018 года выделено 58,6 млн грн. Несмотря на то, что деньги поступили в полном объеме, вместо 56 мероприятий было проведено 38, и средства на них были потрачены в полном объеме. Но даже реализованные мероприятия вызывают сомнения. Одним из примеров – изготовление видеоролика ко Дню вооруженных сил Украины 2014 года. Несмотря на то, что это день отмечается 6 декабря, договор удалось заключить только 14 декабря 2014 года, а сам ролик был изготовлен 21 декабря того же года за 176,8 тыс. грн. При этом сам ролик нигде не демонстрировался, а значит деньги просто улетели «в трубу». Другой пример – в декабре 2015 года был подписан договор на создание двух веб-сайтов для «объективного освещения роли других стран в развязывании и поддержки вооруженного конфликта на территории Украины». На них было потрачено 140 тыс. грн. Было создано два веб-сайта – russianinvasion.in.ua и myukraines.org. Статистика, согласно данных аудиторов, показывает практически нулевое посещение данных сайтов.

Обман на тендерах

Также аудиторы выявили нарушения при проведении художественных конкурсов. Всего за период 2017 -2018 года по конкурсу было заключено 83 договора на сумму 48,6 млн грн. Яркий пример — Министерство заключало договор о размещении  информации в мировых СМИ, например, в CNN, за 2,5 млн грн. При этом документ о том, что данный исполнитель является представителем CNN или займется там размещением материалов, предоставлено не было.

Максим Красиков

 

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: