Информатор Деньги

Украина

Мертвые души: как Минздрав лечит украинцев за границей

Государственные аудиторы опубликовали отчет по выполнению Минздравом госпрограммы «Лечение граждан Украины за границей за 2016 – первую половину 2018 года». Чтобы вывести Минздрав на чистую воду госаудиторы провели настоящее детективное расследование, задействовали даже систему Аркан, которая контролирует пересечение госграницы. Перекрестное исследование данных Минздрава и местных органов здравоохранения показало неправдивые данные, которые Минздрав внес в отчеты. Если коротко об итогах – процедура отправки за границу непрозрачная, связи с иностранными клиниками нет, деньги перечисляются не вовремя, Минздрав после трансплантации за границей не контролирует, что дальше происходит с пролеченными больными. По идее, по результатам такой проверки должны полететь чьи-то головы.

Лечение за границей за счет государства – вынужденная мера, на которую идет Украина из-за того, что внутри страны граждане не могут получить необходимого лечения. За последние два с половиной года, по отчету Минздрава, на лечение за границу отправили 502 человека, в том числе в 2016 году – 136, в 2017 – 230, а в первом полугодии 2018 – 136 человек.

За три последних года государство выделило на эти цели 1 млрд 365,5 млн грн.

Больше всего наших граждан лечилось в Беларуси, Турции, Индии, Италии.

Большинство наших граждан направлялось на трансплантацию костного мозга, почки и сердца.

А всего услуги по лечению украинцев оказывали в исследуемый период 45 зарубежных клиник.

Как Минздрав отправляет на лечение

Решение о целесообразности лечения за границей принимает специальная Комиссия при Минздраве, в настоящее время ее возглавляет замминистра Александр Линчевский.

Документы в эту комиссию подаются через региональное подразделение структур здравоохранения. А комиссия на основании выводов группы экспертов выносит вердикт.

При этом клиники, ищут, как правило, сами больные или их родственники. Минздрав не заключает договоры с клиниками о предоставлении услуг нашим гражданам. Украинцы направляются на лечение на основании гарантийного листа клиник, где не указана никакая ответственность в случае предоставления некачественных услуг. Деньги в иностранной валюте перечислялись на основании инвойсов. Отсутствие взаимодействия с иностранными клиниками приводит к тому, что средства остаются в клиниках долгое время или, того хуже, возвращаются в госбюджет. В 2016-2017 году только с клиниками Беларуси был налажен постоянный контакт. Если бы учет средств из нашего бюджета на счетах клиник был налажен как положено, за счет этих денег можно было бы выполнить пересадку почки – 11 пациентам, трансплантацию костного мозга – 6 пациентам, сердца – 7 пациентам и печени – 5.

Почему это происходит? Оказывается, клиники лечат наших граждан только после предоплаты по предварительным расчетам. Реальная стоимость может оказаться или больше, или меньше. А механизма оперативной доплаты по запросу клиник нет. Комиссия заново рассматривает каждый такой случай как новое обращение пациента – это затягивает процесс. Только за 1 полугодие 2018 года Минздрав получил 5 писем от зарубежных клиник с просьбой о доплате. Но не ответил ни на одно из них. Ни положительно, ни отрицательно. Таким образом, пишут аудиторы, украинских граждан скоро перестанут принимать в некоторых клиниках, ведь государство не гарантирует полной оплаты лечения.

Мертвые души

Сроки рассмотрения заявок на лечение за границей тоже удивили аудиторов – от 1 до 3 месяцев, иногда от 5-8. Все это приводит к тому, что иногда деньги за лечение пациентов за границей Минздрав пересылает уже после смерти пациента. Аудиторы приводят такой пример: «Заявление С.О. зарегистрировано в Минздраве 19.09.17, рассмотрели и взяли на учет 6.11.17 и 11.12.17. Приказ о направлении на лечение в Беларусь издан 22.12.17. Оплатили лечение в сумме 131 900 долларов 5.01.18. В то же время, Департамент здравоохранения Донецкой ОГА сообщил, что пациентка умерла 29.10.17». В настоящее время, пишут аудиторы, клиника деньги не вернула, но и другого пациента Минздрав в клинику не направил. Госаудиторы говорят о двух подобных случаях.

Госаудиторы заявляют, что в 2017 году не все граждане, кого Минздрав направил за границу и оплатил им лечение, пересекали государственную границу. Разве что, их  вывезли в багажнике автомобиля какими-нибудь козьими тропами. Госаудиторы получили данные интегрированной системы Аркан, которая контролирует пересечение границы, и выяснили, что на 8.10.2018 из тех, кому оплатили лечение в 2017 году, 11 человек не пересекали госграницу. Государство заплатило за их лечение 361,9 тыс. евро и 669,1 тыс. долларов.

Минздрав лукавит

В своих отчетах по выполнению бюджетной программы по состоянию на 1.01. 17 Минздрав написал, что в результате лечения за границей состояние здоровья улучшилось у 98% пациентов. Но проанализировав данные медицинских учреждений за 2016 год, аудиторы выяснили, что во время лечения или после него вследствие осложнений умерли 27 человек. А значит процент качества не 98%, а 77,9%.

В 2018 году показатель качества по данным Минздрава составил 95%. Но по данным госаудита, 29 человек, якобы отправленных на лечение за границу за средства госбюджета, в феврале 2018 еще стояли в очереди на трансплантацию в связи с поиском доноров, у 4 человек не было ремиссии, а 1 человеку оперативное лечение не понадобилось в связи с улучшением состояния здоровья. О каких 95% идет речь – неясно.

Как контролируют состояние больных после лечения

Госаудит установил, что Минздрав не собирает такую информацию постоянно, а только получает по запросу в лечебные учреждения. Как результат – отсутствуют данные о результатах лечения 31 человека в 2016 году и 74 человек в 2017 году. За лечение этих пациентов из госбюджета было заплачено более 283 150 100 грн. Органы здравоохранения на местах пояснили, что эти больные не стоят на диспансерном учете или не живут по месту регистрации или отсутствует медицинская документация. К примеру, в 2016 — 2017 годах Департамент здравоохранения КГГА обратился в комиссию по поводу лечения за границей 6 человек. А уже в феврале 2018 Департамент сообщил аудиторам, что он не знает, кто все эти люди.

Как мы уже писали выше, украинцы ездят за границу на лечение в основном для того, чтобы сделать трансплантацию. Это означает, что до конца жизни они должны принимать иммунодепрессанты. Если этого не делать –  эффект от пересадки органа сойдет на нет и орган будет отторгнут организмом.

На запрос аудиторов заместитель Минздрава и по совместительству глава комиссии, которая отправляет на лечение за границу Александр Линчевский сообщил, что все пациенты обеспечиваются этими препаратами за счет государственной программы и за счет средств местных бюджетов. Но документов, подтверждающих это благополучие, министерство не предоставило.

По данным же органов здравоохранения на местах иммунодепрессантами были обеспечены на местах в 2016 году – 15 человек, в 2017 году – 18 человек. Остальные приобретают препараты за свой счет, если позволяют средства. Но подобные препараты стоят дорого, и не каждый может их себе позволить.

Есть ли возможность проводить трансплантацию в Украине

Есть. В Украине могут производить пересадку некоторых органов от доноров-родственников. Но даже наличие такого донора не дает гарантии, что такая операция будет выполнена из-за отсутствия медикаментов, лабораторных реактивов, расходных материалов и лабораторного оборудования для контроля иммуносупрессивной терапии. На основании этих причин, как установили аудиторы, Киевский институт трансплантации костного мозга отказывает некоторым пациентам.

С 1 января 2019 года в Украине вступает в действие новый закон «О применении трансплантации анатомических материалов человека». Согласно этому закону, пересаживать органы можно будет не только от родственников, но и использовать трупный материал. К этому времени должны быть разработаны организационно-правовые механизмы работы закона. Так до 1 октября 2018 года должна быть запущена Единая информационная система трансплантации, но этого не сделано.

И, главное, по информации ведущих украинских клиник, в стране отсутствует материально-техническая база для развития трансплантации. Все упирается в финансирование. Например, Национальный институт хирургии и трансплантации им. Шалимова может за год выполнять 120 операций по трансплантации почек, до 50 операций по пересадке сердца, и до 25 операций по пересадке печени. А по отчетам за 2 года выполнил 87 пересадок почки, 15 – печени и 1 операцию по пересадке легких. Киевский центр трансплантации костного мозга в 2018 году профинансирован по статье медикаменты и изделия медицинского назначения всего на 6,28% от потребности.

Получается, за два с половиной года государство неэффективно потратило больше миллиарда гривен на лечение 500 наших граждан за границей. Может, стоит поискать несколько сот миллионов в бюджете и начать лечить у себя дома тысячи, нуждающихся в трансплантации?

Марина Деобальд

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: