В Днепре рассказали, как облегчить жизнь бизнесу

В Днепре рассказали, как облегчить жизнь бизнесу

Сейчас на украинский рынок заходят компании, предоставляющие полезную услугу – аутстаффинг. С ее помощью предприниматели могут облегчить себе жизнь, избавившись от лишнего документооборота и частых проверок. Что такое аутстаффинг рассказали юристы и HR-специалисты на пресс-конференции в Информатор Днепр.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=qAiBCa20kXY

Что такое Аутстаффинг

О популярном сервисе рассказала Юлия Константиновская – сооснователь Lifehack academy:

«Аутсорсинг – это когда мы ищем людей, и мы их предоставляем по договору другой компании на выполнение определенных услуг. Аутстаффинг – это когда у компании уже есть свой штат, но нет желания, возможности, времени заниматься полным документооборотом по этому штату, оформлением отпусков, больничных, приемов, увольнений и т.д. Тогде этот штат передается на аутстаффинг компании, которая закрывает все вопросы документооборота и по договору услуг предоставляет этих же людей, которые уже были в штате компании, на оказание услуг по конкретным задачам. Общаясь с нашими предпринимателями и юристами из Днепропетровской области, мы сталкиваемся с тем, что фирмам очень интересны услуги аутстаффа. Особенно там, где из-за текучести кадров бесконечный документооборот, и там, где есть сезонные работники. Услугами аутстаффинга также интересно будет воспользоваться компаниям, которым нужны официанты, продавцы.

Юлия Константиновская
Юлия Константиновская

Плюсы: отсутствие документооборота, оптимизация численности персонала, который обслуживает другой штат компании (бухгалтеры, кадровики), компании имеют возможность сосредоточиться на ключевых задачах, не фокусируясь на большое количество предусмотренных законодательством бюрократических процедур.

За что платят работодатели: это фонд оплаты труда тех сотрудников, которые переводятся на аутстафф, + процент за сопровождение этих людей в части документооборота. Это действительно выгоднее, чем содержать у себя на фирме бухгалтеров, кадровиков, администраторов по документообороту».

Где можно применить аутстаффинг

Об этом рассказал Юрий Задоя – первый зампред правления Concord bank: «Не всегда удобно найти людей под те или иные работы и взять их в штат. Люди, работающие по аутстаффинговой системе, иногда могут числиться в нескольких компаниях. Люди, сталкивающиеся с аутстаффингом за рубежом, пытаются применить его и в Украине. Есть большой пробел в знаниях и в самом законодательстве, которое может регламентировать работу по аутстаффинговой системе людей и их ответственность. Многие вопросы еще не урегулированы, поэтому предприятиям требуется качественная поддержка либо HR'ов либо компаний, которые могут дать аутстафф-сервис. Но благодаря этому малый и средний бизнес может получить дополнительно несколько процентов маржи.

Аутстаффинг – большая ниша для бизнеса HR, которую можно развивать именно в Украине. В банковском сегменте это сложно, потому что есть регулятор, жестко регулирующий поведение персонала. Он должен быть в штате. Если это реклама, пиар, колл-сервис и другие услуги, не относящиеся к ядру работы банка – то это можно делать. Аутстафф – твои люди, выведенные за систему. Ты их можешь развивать, продвигать, но ты за них и отвечаешь. Аутстафф – труд более качественный, более привязанный к тебе» - считает банкир.

Юрий Задоя
Юрий Задоя

Какие проблемы могут возникнуть

Юристы отметили, что часто оформление сотрудников по аутстаффинговой системе вызывает вопросы у проверяющих органов, дела доходят до суда, но выигрываются предпринимателями. Все – из-за не урегулирования вопроса в законодательстве. Но правота за предпринимателями.

Вот что заявил адвокат Василий Пидлужный:

«В действующем законодательстве Украины термин «аутстаффинг» не употребляется. Поэтому нет прямого толкования. Но есть упоминание о нем в ст.14 Налогового кодекса Украины, как предоставление в аренду персонала. Также есть Закон «О занятости населения», в котором ст. 39 регламентирует вопрос предоставления персонала другим предприятиям в границах Украины. По ст. 39 есть некоторые ограничения по таким лицам. Суть в следующем: есть два субъекта хозяйствования или два лица. Одно лицо не хочет на себя брать ответственность за ведение учета, кадры и другое. Обращается к другому лицу и хочет таким образом снизить свои риски. Есть уже на рынке фирмы-аутстафферы, внесенные в перечень таких компаний.  Перечень ведет служба занятости Украины. Их услуги заключаются в том, что лицо заключает трудовые соглашения с аутстаффером. А дальше договор между компанией и аутстаффером о том, что компания хочет получить услугу.

Любая новинка в Украине сталкивается с непониманием контролирующих органов. В данном случае налоговой инспекции и инспекции по труду. Инспекция по труду считает, что за 1 неоформленного (по ее мнению) сотрудника должен быть уплачен штраф в размере, если не ошибаюсь, 116 тысяч гривен. Мы, как юристы, видели ситуации, когда инспекция по труду трактует такие правоотношения как отсутствие трудоустройства, не смотря на то, что сотрудник предоставляется другим субъектом. По этому вопросу уже есть позитивная судебная практика и, надеюсь, что административные суды ее будут поддерживать в дальнейшем. Вопрос еще не решен Верховным Судом, поэтому прецедент еще не установлен. Кроме того, есть практика по налоговым органам, которые дополнительно насчитывают или снимают расходы по таким операциям (говорят, что фактически отсутствует такая операция). Суды становятся на сторону налогоплательщиков. Риски есть, но они меньше, чем если принять кого-то в штат, и где-то будут допущены нарушения по кадровому учету. А работодатель, пользующийся аутстаффингом, сразу узнает, если его обманывают. Он узнает у сотрудников, официально ли трудоустроены в партнерской фирме, сколько там получают. Мошенничество практически исключено» - добавляет юрист.

Василий Пидлужный
Василий Пидлужный

Практикующий юрист Галина Бакум, отмечает, что законом предусмотрено, что у компании должно быть разрешение на предоставление услуг аутстаффинга. А порядок получения разрешений не вступил в силу.

«Тогда возникает ситуация, что разрешения нет, но компания вносится в перечень. Если компания есть в перечне, этого достаточно, чтобы мы сказали, что работаем правильно – с точки зрения документооборота. С точки зрения рисков, компаниям не верят, что это действительный аутстаффинг. Компаниям говорят, что вы, таким образом, прикрываете не оформленные трудовые отношения. На этом фоне компаниям приходится защищаться. Компании доказывают, что все законно, когда компания-аутстаффер есть в перечне (выполнила законодательные процедуры), работает с центрами занятости, получает информацию о сотрудниках, проводит подготовительные мероприятия и обмен опытом.

Но на сегодняшний день предпринимателям, пользовавшимся услугами аутстаффинга, пишут запросы проверяющие органы со ссылками на уголовные дела по вопросам, связанным с неуплатой налогов, требуют документы и пояснений. В таком случае можно задать вопрос: «А почему вы спрашиваете? У вас нет оснований задавать такие вопросы». Негативная судебная практика говорит о том, что маленькие компании будут бояться пользоваться аутстаффингом. Говорить о том, что деятельность пользователей аутстаффинга не законна – нельзя, пока нет окончательного судебного решения. Хотелось также напомнить, чтобы предприниматели контролировали свои почтовые ящики, т.к. если запрос был отправлен им, но по каким-то причинам они его не получили, проверяющие органы будут считать, что письмо доставлено, и ждать ответ на него.

Галина Бакум
Галина Бакум

Один из показателей критериев риска, на что часто обращают внимание проверяющие органы, это соотношение оборота компании с количеством работающих сотрудников. Когда мы передадим специалистов на аутстаффинг (было 100 человек в штате, стало 20), будет неправильное соотношение оборота к количеству сотрудников. Особенно это касается строительных и сельскохозяйственных компаний».

Дмитрий Чернышев

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.