Почему аэропорт в Соленом под Днепром – это плохая идея

Почему аэропорт в Соленом под Днепром – это плохая идея

В марте 2019 года должны состояться выборы нового президента. И если политологи измеряют потенциал кандидатов в перспективе, то обычные граждане судят по конкретным делам. Петиция о реконструкции аэропорта в Днепре показала – днепряне хотят видеть у себя новый аэропорт. Но вместо этого, им предлагают дорогую и сложно выполнимую идею постройки аэропорта с нуля. При том, что даже на взлетную полосу денег не нашлось. Вот вам и сказки Ганса Христиана Андерсена.

19 ноября появилась информация о том, что для строительства аэропорта на границе Днепропетровской и Запорожской областей – в пгт Соленое планируют выделить из государственного бюджета 200 млн грн. «На последнем совещании с Кабмином президентом Петром Порошенко была поставлена ​​задача — начать строительство аэропорта в Днепре. Рабочее название аэропорта — «Приднепровье» и возвести его должны в Соленом, - передал слова председатель бюджетного комитета ВР Андрея Павелко на своей странице в ФБ глава Днепропетровского облсовета Глеб Пригунов. - Было много предложений о месте строительства нового терминала и взлетно-посадочной полосы. Строительство большого хаба на границе Днепропетровской и Запорожской областей позволит объединить пассажиропотоки двух регионов. Это масштабный проект — это шаг в цивилизованное будущее двух регионов».

Почему аэропорт в Соленом под Днепром – это плохая идея 1

Радостную новость подтвердил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян. «Первый транш составит 200 млн грн и за два года миллионы жителей Приднепровья получат суперсовременный аэропорт, - написал на своей странице в ФБ министр. - Это правильное стратегическое решение для страны - построить новые воздушные ворота для Днепра, Запорожья и, потенциально, Кривого Рога, а не бесконечно ремонтировать старое, ведя перманентную борьбу за открытое небо!».

Почему аэропорт в Соленом под Днепром – это плохая идея 2

По словам председателя облсовета Глеба Пригунова, уже зарегистрирована поправка в бюджет 2019 года о выделении на новый аэропорт 1 млрд. грн. «Поправку подписали нардепы БПП Андрей Павелко, Иван Куличенко, Максим Куриный, Рычкова Татьяна (Татьяна Рычкова)», - сказано в сообщении в соцсети. Эту поправку, на которой настаивает президент, могут рассмотреть уже в этот четверг, 22 ноября.

Хотели, как лучше…

27 сентября на сайте президента появилась петиция о реконструкции действующего аэропорта в Днепре на условиях государственно-частного партнерства. На момент подготовки материала до конца сбора подписей остается 37 дней, а счетчик показывает, что за идею реконструкции проголосовало 24 тыс. 794 человека. Хотя, если перейти на список подписавшихся, то их уже больше, чем 25 тыс. человек. Сайт Информатор писал об этом тут.

В петиции сказано, что Группа DCH, которая строила новый терминал в Харькове для Евро-2012, готова инвестировать в реконструкцию существующего терминала при условии, что государство возьмется за свои деньги провести реконструкцию взлетной полосы и навигационного комплекса.

Новый терминал харьковского аэропорта
Новый терминал харьковского аэропорта

Идея привести в порядок взлетную полосу в Днепре обсуждалась еще в 2015 году, во время подготовки к чемпионату Европы 2015 года по баскетболу. С учетом подорожания материалов и работ, стоимость строительства может колебаться в пределах 2,7-3 млрд грн. Это те средства, которые должны выделить из бюджета за ту часть аэропорта, которая в любой ситуации остается в госсобственности.

Для примера - вот так выглядит взлетно-посадочная полоса аэропорта в Харькове. А вот на взлетную полосу в Днепре садиться опасно из-за ее состояния.
Для примера - вот так выглядит взлетно-посадочная полоса аэропорта в Харькове. А вот на взлетную полосу в Днепре садиться опасно из-за ее состояния.

Со своей стороны, президент и владелец группы DCH Александр Ярославский в начале ноября этого года рассказал Информатор.Деньги, что готов инвестировать 70 миллионов долларов в реконструкцию терминала. Бизнесмен заинтересован в развитии региона, так как у него на Днепропетровщине есть бизнес - «Сухая балка» (предприятие горнодобывающей отрасли) и «Петровка» (Днепровский металлургический завод). По словам политического обозревателя Кирилла Сазонова, это взаимовыгодное сотрудничество - частный инвестор обеспечивает работу современного и удобного терминала, способного справиться с плановым пассажиропотоком и в награду получает его площади под магазины, кафе и прочие варианты для получения прибыли.

Кафе VIP-терминала харьковского аэропорта
Кафе VIP-терминала харьковского аэропорта

Стойки регистрации в харьковском аэропорту
Стойки регистрации в харьковском аэропорту

А государство приводит в порядок свое имущество, которым в любой момент могут воспользоваться военные, и еще получит в бюджет налоги. Но, на последней встрече с журналистами, Александр Ярославский заявил - у государства нет денег на выполнение своей части проекта. «Договоренности (с украинскими властями – ред.) есть. Денег на взлетно-посадочную полосу нет. Всех же интересуют не договоренности, а деньги. Аэропорт без денег не построишь. Пока их нет», — сказал президент и владелец группы DCH Александр Ярославский.

Зато, в перспективе, у государства появились деньги на строительство целого аэропорта с нуля в Соленом. В перспективе – это пока идет предвыборная кампания. Ведь для нового аэропорта нужно подвести коммуникации, создать инфраструктуру, построить качественные дороги и подъездные пути. Это будет в разы дороже, чем если бы реконструировали аэропорт в Днепре. «Построить новый аэропорт под Соленым, а с этой идеей носятся депутаты облсовета, можно. Но, во-первых, это совершенно другой уровень денег, во-вторых, Ярославский туда не пойдет гарантировано, а в-третьих, на это уйдет лет 10, в-четвертых, как туда возить на работу персонал. В-пятых, аэропорту надо присваивать международный код, на что у ИКАО уйдет еще года 3. Если областные власти готовы найти на это десятки миллиардов гривен и лет 13 времени — Бога ради», — прокомментировал в интервью 9-му телеканалу Днепра историю с новым аэропортом мэр Днепра Борис Филатов.

К слову, аэропорт Запорожья будет «рад» получить у себя под боком новый терминал и отток своих пассажиров. Да и аэропорт Днепра никуда не денется. В итоге, в Днепре, Запорожье и между ними мы будем иметь три аэропорта разного уровня комфортности и современности.

Что с аэропортом Днепра

Судя по всему, украинское правительство расписалось в собственной беспомощности в деле о возвращении аэропорта в Днепре. Напомним, что в марте прошлого года Генпрокурор Юрий Луценко на своей странице в ФБ написал о возвращении аэропорта в собственность государства. «Сегодня решением хозяйственного суда при представительстве Днепропетровской областной прокуратуры 94,5% акций «Авиационная компания «ДНІПРОАВІА» обязано списать в пользу государства, — на своей странице в ФБ написал генеральный прокурор Украины Юрий Луценко. — Борис Филатов, кажется, сильно сэкономил. Новый аэропорт строить не придется».

Почему аэропорт в Соленом под Днепром – это плохая идея 7

Но уже 4 июля 2018 года было опубликовано постановление Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда, которым отменили передачу акций «ДНІПРОАВІА» государству. Фонд госимущества, который судился из-за акций аэропорта, только 30 июля обратился в Верховный Суд, который назначил заседание на 21 ноября.

Вкратце суть спора: договор с собственниками днепровского аэропорта разорвали из-за неполного выполнения условий инвестиционного договора и не передачи взлетно-посадочной полосы и радиомаячной системы в госуправление. В суде решили, что собственник акций ДНІПРОАВІА - компания «Галтера» не могла полностью выполнить свои обязательства и вложить необходимые 882,1 млн. грн из-за военных действий на Донбассе. Вместо этого, с 2009 года новый собственник аэропорта вложил в него, с учетом инфляции, 142 145,12 тыс. грн.

Кроме этого, передать взлетную полосу и радиомаячную систему, по мнению судей, помешала неторопливость Кабмина. Тот с 2009 по 2015 годы не смог определить, на кого это добро переписать, хотя материалами дела подтверждаются попытки нового собственника договориться с государством.

Сейчас идет вялотекущий процесс банкротства авиакомпании за долги перед «УКРТАТНАФТОЙ» и другими кредиторами. Дело может растянуться на года. По иронии судьбы, «УКРТАТНАФТА» входит в сферу влияния Игоря Коломойского, а другую у него так и не забрали.

Недавно государство попыталось зайти с другой стороны – передать имущество аэропорта по ипотечному договору «ПриватБанка» перед Нацбанком. «Бомбардировки» идут и со стороны Генпрокуратуры. Компания Галтера, которая, по данным СМИ, подконтрольна Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову, проходит в деле о «токсичных кредитах» ПриватБанка. В отношении ее «дочки» - компании «ДНІПРОАВІА» идут выемки документов по банковским счетам из-за подозрения в доведении до банкротства и невыполнении инвестобязательств (посмотреть дела можно тут, тут и тут).

В предвыборной суете избирателям можно предложить любую сказу о хорошем будущем – от гиперлупа до нового аэропорта в Соленом. Психологи советуют ставить высокие цели, чтобы добиваться, как минимум, средних результатов. Но жаль денег и упущенного времени, в том числе и тех днепрян, которые уже сейчас готовы путешествовать, а не смотреть с завистью на остальную Украину.

Ирина Логуш

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.