Ремонтов мало, нарушений много: что аудиторы нашли в работе Укравтодора

Ремонтов мало, нарушений много: что аудиторы нашли в работе Укравтодора

На днях на сайте Государственной аудиторской службы появился отчет о работе Государственного агентства автомобильных дорог Украины. О том достаточно ли государство выделяет денег на дороги, какие злоупотребления были выявлены в Укравтодоре, и почему международные фонды могут больше не дать нам денег, читайте далее в Деньги Информатор.

Международная помощь под угрозой

Не секрет, что немалую часть средств на строительство дорог в Украине составляют деньги международных фондов. Укравтодор занимался в 2015- 2017 внедрением трех общих проектов Украины и международных фондов на общую сумму 1,1 млрд долларов и 900 млн евро. Первый проект - «Покращення транспортно-експлуатаційного стану автомобільних доріг на під’їзді до м. Києва» за 900 млн евро от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Согласно данному проекту, была запланирована реконструкция трасс Киев-Чоп, Киев-Чернигов-Новые Яриловичи, Киев-Одесса, Киев-Знаменовка, Киев-Иванков.  На второй проект, под названием «Другий проект покращення автомобільних доріг та безпеки руху» было выделено 450 млн долларов, от Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Согласно нему, планировался ремонт трассы Киев-Харьков-Должанский. Третий проект - «Проект розвитку дорожньої галузі» - 560 млн долларов – также от МБРР.

Но по состоянию на 31 декабря 2017 года по первому проекту было освоено 67% выделенных ЕБРР средств (301 млн евро) и 172,91 млн евро ЕИБ – (37%), а окончание проекта запланировано на 2021 год, и уже переносилось трижды. По второму проекту было использовано 57% заема; а по третьему – за 31% отведенного времени (23 месяца) было потрачено только 3,13 млн долларов или 0,93% от всей суммы кредита. Причинами, согласно данным аудита, стали ненадлежащие действия подрядчиков, которые задерживали работы, использовали мошеннические схемы, а также война на Востоке.

Ремонтов мало, нарушений много: что аудиторы нашли в работе Укравтодора 1

Если говорить о постоянном переносе сроков окончания проекта, то это может иметь негативные последствия для получения следующих кредитов.

Согласно п. 3.6 Принципов и правил закупки товаров, работ и услуг (операций), которые финансируются Европейским банком реконструкции и развития определено, «что правильное планирование закупок имеет решающее значение» при дальнейшем решении о сотрудничестве с государством, а значит и на выделение кредитов на следующие программы.

Недофинансирование и низкое качество работ

Согласно данным аудиторской службы, одной из основных проблем дорожной сферы Украины является недофинансирование программ Укравтодора. В частности, на программу «Развитие автомагистралей и реформа дорожного сектора», которая финансировалась из госбюджета вместе с международными финансовыми организациями, из заложенных на программу в 2015-2017 годах 12,8 млрд грн было выделено только 5,6 млрд грн. Из-за этого, в частности в 2015 году, не проводили работы по улучшению безопасности дорожного движения в местах концентрации ДТП (а это 188,3 млн грн), а также не было реконструировано 57,7 км дорог. Аналогичная ситуация произошла в 2016 - не был выполнен капитальный ремонт 599 км дорог, и не завершен капитальный ремонт 90,5 км дорог. В 2017 году из 119 км запланированного капитального ремонта выполнено только 28,9 км, а реконструкции автомобильных дорог снова не проводились.

А пока имеем дороги как после артобстрела
А пока имеем дороги как после артобстрела

Что касается программы «Розвиток мережі та утримання автомобільних доріг загального користування», то несмотря на высокий показатель финансирования программы (113% в 2015 году; 116% в 2016 в 2017 -127%) наблюдалась низкое качество ее выполнения. В 2015 году показатель возобновления горизонтальной разметки выполнен был лишь на 51%; только на 76% дорогах из запланированных был проведен средний ремонт; в 2017 году совершенно было не выполнена часть программы по обеспечению автомобильных дорог электронными паспортами и создания геоинформационной системы управления состояния автомобильных дорог.

Отдельно можно упомянуть строительство трассы «Днепропетровск – Царичанка – Кобеляки – Решетиловка», на участке 7,5 км с. Лобойковка – пгт. Петриковка в 2015-2017 годах работы вообще не проводились.

Бюджет на дороги покрывает лишь часть потребностей

Всего в 2015 гг. было запланировано на дороги в Украине выделить 74,86 млрд грн, но за три года было выделено только 63,58 млрд грн. Из них областным службам было выделено 28,85 млрд грн. В реальности, согласно выводам аудита, для эффективной работы на дороги по существующим программам необходимо было выделить 150 млрд грн.  Например, из необходимого финансирования в 14,4 млрд грн, Службе Автомобильных дорог Днепропетровщины выделили за 2015-2017 гг. только 1,3 млрд грн.

Одна из причин ужасного состояния дорог в Украине это недофинансирование
Одна из причин ужасного состояния дорог в Украине это недофинансирование

Также в отчете были указаны выводы аудита ГП «Государственного научно-исследовательского института имени М. П. Шульгина», который занимается проблематикой дорог в Украине, высчитал, что в целом на содержания дорог в Украине на 2018 год необходимо выделить 324,43 млрд грн. Напомним, что в этом году на автодороги было выделено только 47 млрд грн, то есть менее 1/6 от реальных потребностей.  Из них на автомобильные дороги государственного значения – 151,30 млрд; местного – 173,10 млрд грн. И даже увеличение финансирования дорог в следующем году до 56 млрд явно не покроет и половину потребностей дорожного хозяйства Украины.

На нарушения закрывают глаза

Неоднократно фиксируется ГП «Государственный контроль качества» и нарушение технологий ремонтных работ, в частности за период с 2015 по 2017 гг. было подано 51 докладные записки, из которых рассмотрено только 33. Но это не помогает исправлению недостатков. Например, на трассе «Днепропетровск-Николаев» было обнаружено «несоответствие физико-механическим свойствам асфальтобетона требованиям нормативных документов», и несмотря на заявление, Николаевской службой автомобильных дорог недостатки исправлены не были. Это приводит к преждевременному разрушению дороги, которые наносят ущерб государству. В 2016 году из-за таких действий на участке дороги Доброполье-Красный Лиман пришлось заново проводить ремонтные работы, что нанесло ущерб государству в размере 26,1 млн грн. Также на трассе «Днепропетровск-Николаев» подрядчиками был использован при строительстве битум без каких-либо сертификатов соответствия. В результате был нанесен ущерб государству в размере 68,82 млн грн.

Согласно данным аудиторов, наблюдается неадекватная работа наблюдения за проведением дорожно-ремонтных работ со стороны Укравтодора. Во-первых, контролирующие органы не укладываются в сроки. Во-вторых, не реагируют оперативно на решения проблем, в-третьих вместо анализа фактов нарушения они фиксируют незначительные нарушения: «не обеспечен покос травы», «уборка обочин не ведется», и т.п. А предложения по результатам проверок «несут обычно поверхностный, дисциплинарный характер» даже на серьезные нарушения.

Максим Красиков

 

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.