Как остановить войну и вернуть Донбасс и Крым: о чем в Киеве спорили будущие кандидаты в президенты

Как остановить войну и вернуть Донбасс и Крым: о чем в Киеве спорили будущие кандидаты в президенты

Сегодня, 7 ноября, состоялось очередное заседание Президентского клуба, где будущие кандидаты в президенты обсуждают вопросы важные для Украины. Тема сегодняшнего заседания была «Как возвратить оккупированный Донбасс». Гостями в студии были народный депутат, бизнесмен Сергей Тарута и бывший вице-премьер министр Роман Бессмертный. Какие существуют сценарии решения конфликта, почему не удалось удержать мир на Донбассе, и на какие уступки должна пойти Украина в этом вопросе далее в материале.

Нынешняя система безопасности Европы неэффективная

Дискуссию открыл Роман Бессмертный, который заявил, что проблемные точки Украине не только Крым и Донбасс, и что конфликт касается не только Украины:

«На данный момент мы можем говорить про три территории, три зоны войны: Крым, Донбасс и Азов. И мы должны задуматься, а четвертая возможна? Или мы остаемся на трех. Второй тезис – существует мысль о том, что эти три территории – раковая опухоль, ее надо отрезать и забыть. Но эти мысли провоцируют на опасность, потому что «посерение» и после отбрасывание этих зон будет бесконечным. Поэтому нужно выстраивать в международной политики главный тезис – Донбасс, Крым и Азов – украинская территория, она была есть и будет ее. Следующее - надо понимать, что это не просто война между Россией и Украиной – это региональный конфликт, куда втянуты практически все страны восточно-европейского региона, континентальный конфликт, куда втянуты практически все европейские страны и это глобальный конфликт, с шапкой цивилизационного противостояния. Поэтому мысль о том, что это все заморозится – это абсолютная ошибка».

Из того делает вывод Бессмертный, рецепт разрешения конфликта - «не ожидание, а инициативность», в частности создание системы центрально-европейской системы безопасности, континентальной безопасности Европы.   Второе, по мнению политика, это диалог с Москвой, а третья составляющая решения проблемы «диалог с населением, не только Донбасса, Азова, но и Крыма».

Роман Бессмертный
Роман Бессмертный

Далее выступил Сергей Тарута, который отметил, что все политические силы должны объединится вокруг идеи мира на Донбассе и в Крыму: «Я уверен, что президент Украины, который способствует достижению мира на Донбассе и вернет Крым, станет бессмертным для нашей Украины». Далее Тарута затронул три угрозы для Украины: «Это достижение мира, второе – экономическое состояние, третье – эмиграция, которая выходит из первого и второго. Я на прошлой неделе организовывал конференцию по миру на Донбассе, и никого из представителей украинской власти не было, значит у них нет мирного плана урегулирования конфликта. Главное, что было высказано нашими американскими и европейскими партнерами, что мир можно достичь только дипломатическим путем. Минский формат неэффективный, единственное, чего он достиг – это прекращение горячей фазы войны. Нужно делать новую площадку, и я предлагаю перенести ее в Вену, штаб-квартиру ОБСЕ. И предлагаю, чтобы были назначены спецпредставители от стран Нормандского формата с большими полномочия и привлечь туда спецпредставителя ЕС, США, и также добавить представителя Австрии. И на постоянной основе вести диалог по Донбассу».

Сергей Тарута
Сергей Тарута

Никто не согласился применить силу

Далее эксперты задали вопрос – почему не удалось удержать мир на Донбассе. Сергей Тарута ответил, что в бытность его вступления на пост губернатора Донецкой области ситуация была накаленной и у него было немного полномочий:

«Губернатор на тот момент занимался только социально-экономическими вопросами, никаких подчиненных (по силовым вопросам), даже для спасения собственной жизни у меня не было. Приезжали спецназовцы с вице-премьером Яремой, они неделю побыли, и потом уехали и сказали «это не наша специфика». Я предлагал задействовать спецназовцев для решения проблем с захватом зданий, но никто не согласился. Из Славянска выпустили 5 тыс. боевиков в Донецк, и мы его потеряли, если бы мне не давали действовать в Мариуполе, то мы бы и его потеряли».

На вопрос экспертов про формат Будапешт + и другие форматы переговоров, Роман Бессмертный ответил, что он не верит, что нынешние системы коллективной безопасности способны решить проблему с миром на Донбассе и оккупации Крыма: «Нагорному Карабаху 27 лет. Это идти этой же дорогой. Очевидно, что такую же судьбу ждет Будапешт+, Женева+ и так далее. Мы стоим перед формированием совершенно другой модели безопасности и в регионе, и на континенте, и в мире. И миссия Украины – объяснить это».

Как остановить войну и вернуть Донбасс и Крым: о чем в Киеве спорили будущие кандидаты в президенты 3

Доверия к ОБСЕ нет

На вопрос эксперта, готовы ли вы закрыть глаза на проблему Крыма в обмен на мир на Донбассе, Сергей Тарута ответил, что «мы не можем достичь мира на Донбассе без Крыма, это невозможно».

Отвечая на вопрос, доверяете ли вы ОБСЕ, если они считают, что российской агрессии нет, Сергей Тарута отметил, что это заявление Хуга неадекватное: «Наступление на Мариуполь велось исключительно российскими войсками, и также на Иловайск, Изварино, Дебальцево. Поэтому заявление об отсутствии войск – это неправда. Что касаемо обстрелов – это субъективная точка зрения, да украинские военные нарушают режим тишины, но только чтобы защититься в ответ, и это абсолютно правильно. Диалог надо вести с Россией, потому что боевики абсолютно не субъектные». Роман Бессмертный заявил, что заявление Хуга – это симптом «болезни» нынешней системы коллективной безопасности: «Многие работники ОБСЕ, особенно в Минске, являются сотрудниками наблюдательных советов различных российских бизнес-структур. Я уже не говорю про родственные связи – семья Хуга наполовину российская. Доверия к ОБСЕ у меня нет. Там все понятно для меня».

Как остановить войну и вернуть Донбасс и Крым: о чем в Киеве спорили будущие кандидаты в президенты 4

У России много слабых сторон

Далее последовал вопрос от эксперта, на какие компромиссы должна пойти Украина во время переговоров по Донбассу. Тарута ответил, что мы не можем уступать в вопросах государственной границы и федерализации: «Все другое является в границах компромисса, чтобы вернулись три миллиона людей в свои дома». Бывший вице-премьер ответил, что переговоры могут быть весьма непредсказуемые, и трудно что-то планировать наперед и «необходимо предлагать меню стола в зависимости от тактики противника».

Отвечая на вопрос, как физически забрать российские войска в Донбассе, Сергей Тарута заявил, что это можно сделать при посредничестве США, Франции, Европейского Союза, и то, что у России много слабых сторон: «Вокруг границ России высокая криминогенная обстановка, также большие проблемы в техногенном и бактериологическом плане. И также Беларусь готова присоединиться, чтобы помирить Россию и Украину».

Оккупантов поддерживает меньшинство населения Донбасса

Отвечая на вопрос, что же делать с сепаратистами на Донбассе, нардеп Тарута заявил, что поддержка сепаратистов на Донбассе минимальна:

«Нам главное люди, а не территория. Донбасс без людей нам не нужен. Мы делали опрос, лишь 18% населения активно поддерживает действия сепаратистов на Донбассе. На митингах принимало активно участие только 30 тыс. участников из 4 млн населения. И сотрудничают с оккупантами только 3-5%, не больше. Это штамп, навязанный Россией».

Как остановить войну и вернуть Донбасс и Крым: о чем в Киеве спорили будущие кандидаты в президенты 5

Далее вопрос касался, будет ли следующая эскалация конфликта на Донбассе. Бывший вице-премьер министр заявил, что армия Украине все еще на низком уровне: «Следующая миссия нового президента будет построение боеспособной армии. Армия на парадах и армия на войне – это разные вещи. За пять лет войны те ресурсы, которые выделяются для армии, могли стать стартовыми для роста экономики. И проекты подготовлены. И тут деятельность некоторых органов граничит с криминальной ответственностью за все это».

Как остановить войну и вернуть Донбасс и Крым: о чем в Киеве спорили будущие кандидаты в президенты 6

Нардеп согласился с утверждение о плачевном состоянии армии и отметил, что «Мы вернулись к началу 2014 году, там абсолютная бюрократия. Только 30% набор (в армию) в Киеве. И интеллектуальная составляющая не задействована».

Максим Красиков

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.